Известный старец, насельник Киево-Печерской Лавры, отличавшийся высоким ростом, худощавым телосложением и немногословностью скончался 11 июля 1954 года. Звали его схимонах Дамиан (Корнейчук) (1863 г.р.).
Будучи строгим аскетом и молитвенником, он внушал благоговение одним своим видом. Его речи были редки, но всегда исполнены смысла. В Лавре он вел уединенный, строгий образ жизни, не посещая даже общую трапезу и ограничиваясь присутствием на богослужениях.
Молчальник
Протоиерей Игорь Рябко вспоминал:
«Старец Дамиан был простым монахом, не имевшим священного сана и не обладавшим даром проповедничества. Однако он умел молиться, и этого было достаточно. С детства, получивший при крещении имя Евдоким, он был отмечен особой благодатью. Склонность к уединению и молитве проявлялась в нем с юных лет. Пока сверстники играли, Евдоким читал Священное Писание. Поэтому его решение принять монашество никого не удивило. Удивляло другое: ежегодно посещая родных, он молча проводил сутки в молитве перед домашними иконами, обращаясь к близким лишь с кратким приветствием. Помолившись о здравствующих и усопших родственниках, он так же молчаливо уходил. Со временем родные привыкли к такой особенности».
Предсказал раскол
Схимонах Дамиан был келейником старца Ионы Киевского (Ɨ1902), ученика и преемника преподобного Серафима Саровского.
Духовные чада старца Ионы рассказывали, что, взглянув на молодого священника, будущего митрополита Филарета Денисенко (нынешний раскольник), он с грустью предрек:
«Предашь ты нас. Много горя причинишь Церкви».
Старец говорил, что в преддверии последних времен людям выпадут тяжкие искушения. Те, кто не выдержит этих испытаний и не сохранит верность истине, отпадут от Бога.
Несколько свидетельств
Архимандрит Авраамий (Куява) вспоминал:
«До Лавры отец Дамиан подвизался в Ионинском монастыре. Летом он принимал посетителей на веранде, а в остальное время – в комнате рядом с кельей. Отец Дамиан нес послушание у чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы во время ее выноса для поклонения верующих. Это послушание он разделял со схимником Парфением».
Сохранились и другие свидетельства о старце Дамиане. Келейница Ириады Авралевой, впоследствии схимонахини Ирины (1924-2004), рассказывала, как в молодости Ириада обратилась к старцу за духовным советом:
«Приехав в Киев и посетив Лавру, матушка увидела огромную очередь к старцу Дамиану, известному прозорливцу. Оставив всех, он поспешил к ней: “Ираида, почему ты опоздала? Ты ведь записана в Книге Жизни как монахиня”. Он открыл ей всю ее будущую жизнь: “Будешь в монастыре. Будешь гонима. Сменишь три обители. Потом тебя заберут. Все это ты претерпишь. Потом будешь гонима своими собратьями”. Обратившись к иконе Богородицы, он вопросил: “Матерь Божия, как она все это выдержит?” Затем, взглянув на матушку, сказал: “Матерь Божия говорит, что выдержишь”».
Схимонах Дамиан предсказал ей:
«В последние годы жизни тебя ждет тяжкий крест – болезнь и неподвижность». И действительно, с 1980 года она была прикована к постели, но продолжала исполнять молитвенное правило сидя, а последние три года – лежа.
Киевская пророчица Алипия была чадом старца
Среди духовных чад старца была и блаженная Алипия (Авдеева). По благословению своего духовника, наместника Лавры, она совершала подвиг столпничества, живя в дупле дерева. Днем она трудилась при храме, а ночью уходила к липе у колодца преподобного Феодосия Печерского. После смерти наместника ее духовником стал старец Дамиан. Он благословил ее поселиться в коридоре, где располагались кельи старцев.
О ней мы писали совсем недавно и публиковали видео, можно найти на канале.
Уход в вечность
Заранее зная день и час своей кончины, схимонах Дамиан раздал скудное имущество и мирно отошел ко Господу на девяносто первом году жизни. Погребен старец Дамиан на Байковом кладбище в Киеве, недалеко от Воскресенского храма.
Божественная благодать нисходит на избранников Божьих с внезапностью молнии, а затем, подобно пламени, передаётся от старца к ученику, образуя непрерывную цепь преемственности. Важнейшим аспектом является непосредственная передача благодати, ибо ученик принимает её не через изучение книг или по собственной воле, но наследует от духовного наставника – старца.
Необходимо сохранять непрерывность этой благодатной традиции старчества в каждой церкви. Ибо оскудение старчества влечёт за собой упадок духовной жизни как священнослужителей, так и мирян. Отсутствие старцев служит тревожным предзнаменованием угасания веры.
Старцы живут среди нас. О них, как правило, известно немногим, поскольку Бог часто скрывает Своих подвижников от мирской суеты. Однако полное исчезновение молитвенников с лица земли ознаменует наступление последних времён.
Последнее пророчества: два сита
Схимонах Дамиан (Корнейчук), подобно многим святым подвижникам, предпочитал скрывать от мира дарованные ему свыше благодатные дары прозорливости и чудотворения. Как мы писали ранее, он так редко и открыто как-то открывал людям будущее, которое было доступно его духовному взору. Однако однажды он произнес слова, заслуживающие особого внимания.
Старец предрек, что в преддверии последних времен Господь подвергнет православных верующих испытанию, уподобив его просеиванию сквозь два сита. Эти испытания, по словам старца, станут тяжким искушением, разделяющим людей, и те, кто окажется неспособен выдержать их, сохранив верность истине, отпадут от Бога.
Сам старец вел в Киево-Печерской Лавре крайне аскетичную жизнь, и несмотря на затворнический образ жизни, люди чувствовали в нем святость и стремились получить его благословение или хотя бы краткую встречу. Они и сегодня поменять его пророчества, когда многое стало уже сбываться.
Сознавая духовную потребность людей в утешении и наставлении в эпоху безверия, старец Дамиан часто прерывал свое уединение, принимая паломников со всех уголков Советского Союза.
Его пророчество о том, что в последние времена православные христиане будут просеяны Господом через два сита, до сих пор для многих остаются загадкой. Но на сам деле, он пояснял свои слова, что будут испытания, которые представят собой серьезные искушения, разделяющие верующих (одни останутся с Церковью, другие в раскол уйдут), и те, кто не сможет устоять в истине, отвратятся от Бога.
И в связи с этим он наставлял людей не уходить в раскол, а держаться Русской Православной Церкви и поминать Патриарха Московского и всея Руси и знать, что никакого Патриарха в Киеве нет. Раскольнику Филарету, который до сих пор желает и делает все для этого, чтобы свою "веру" посеять, он прямо сказал, что одно горе от него только и будет Церкви, но тот не послушал его наставлений. Об этом же пророчествовала и старица Алипия.
Слава Богу за всё!