Найти в Дзене
ПОД СТУК

Этим вопросом задавался каждый советский ребёнок: зачем на картонном билете на электричку дырочка в середине?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Наверняка вы знаете, как сейчас выглядят билеты на электрички: по большому счёту тот же самый чек из магазина, на лицевой стороне которого указаны станция отправления и станция назначения, а также цена. На оборотной - информация о перевозчике, то есть региональной ППК (пригородной пассажирской компании). Короче говоря, довольно скучная бумажка. Впрочем, с другой стороны, а зачем ей быть интересной?

Современные билеты на электрички СЗППК. Из хоть сколько-нибудь интересного - только различие в цвете «рубашки» на оборотной стороне. Синяя - продажа осуществлена контроллёром-кассиром, красная - билет куплен в кассе, либо автомате. Фото автора.
Современные билеты на электрички СЗППК. Из хоть сколько-нибудь интересного - только различие в цвете «рубашки» на оборотной стороне. Синяя - продажа осуществлена контроллёром-кассиром, красная - билет куплен в кассе, либо автомате. Фото автора.

В этой же статье вспомним, как выглядели билеты на электрички в Советском Союзе, а также я отвечу на вопрос, который часто дети в те времена задавали своим родителям - зачем нужна дырка в середине билета?

Фоновое фото ЭР2 - Даниил Монахов
Фоновое фото ЭР2 - Даниил Монахов

Ранее, основой для билета на электричку являлся картон, иногда и просто плотная бумага. Существует даже «Альбом форм железнодорожных билетов» 1940 года, на страницах которого есть визуальная информация, как же выглядели эти билетики:

Данные фото были опубликованы пользователем humus в LiveJournal
Данные фото были опубликованы пользователем humus в LiveJournal

На лицевой стороне, в верхней и нижней части билета можно видеть серийный номер, а в середине станцию отправления и количество зон, на которые действителен билет. Сейчас термин «зона» в контексте пригородного сообщения уже не употребляется пассажирами, однако данный способ тарификации до сих пор используется при расчёте стоимости билета. Можем посмотреть на одну из старых схем пригородного сообщения, например Петербурга:

-4

Маленькими циферками указаны как раз номера зон. Например, можем посмотреть направление от Витебского вокзала (зелёный цвет). В данном случае, первая зона - это от вокзала до «Воздухоплавательного парка», включая «Боровую». Далее идут три станции в пределах второй зоны: «Проспект Славы», «Купчино» и «Шушары». Ну и, собственно, стоимость билета зависела (и сейчас зависит) не от количества станций, которые собирается проехать пассажир, а от количества зон, поскольку в пределах одной зоны находится несколько станций.

Теперь снова вернёмся к билетам. Информацию также нёс и фоновый цвет и узор картонки. Посмотрите на вот эти московские билеты:

-5

Билеты «в одну сторону» - монотонные, в то время как «туда и обратно» - немного отличаются по фоновому цвету, а также имеют одностороннюю штриховку. Ну и дополнительную надпись, конечно. Ну а дата пробивалась на кассе при помощи компостера.

Кстати, такого же образца были и билеты для проезда в жестких вагонах на более дальние расстояния.

Данные фото были опубликованы пользователем humus в LiveJournal
Данные фото были опубликованы пользователем humus в LiveJournal

Так для чего нужна была дырочка по-середине?

Ну вот мы и подошли к финальному вопросу этой статьи. Чтобы ответить на него, нужно перечислить технологические операции производства билетика. Сперва изготавливался сам лист картона, далее на него наносилась защитная сетка (узор), после чего лист разрезался, а на каждой из сторон печатался текст (смотрите фото из альбома).

Ну а далее, на одном станке пробивалась та самая дырка, а также, тем же ударом, наносилась тиснённая печать, которая, как можно догадаться, нужна была для защиты от подделок. На этом фото как раз хорошо видно эту самую печать, правда на автобусном билете:

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

А здесь уже билеты на электричку, правда видно чуть похуже, лучше всего на билете на электричку в пределах третьей зоны от Москвы:

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Ну а дырка использовалась в двух целях. Во-первых, кассиру на станции или остановочном пункте было удобно нанизать билеты одной зоны, или одного направления (в случае с билетами в жесткие вагоны) на одну иглу, подобно тому, как в магазинах раньше накалывали чеки.

Во-вторых, разъездному кассиру удобно было нанизать билеты на веревочку и повесить их на шею.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-9