Найти в Дзене
Дар Good

Человек, который жил без четверти мозга

Жизнь Льва Засецкого представляла собой сложную смесь научных странностей и чудес. Как вы живете в мире, который вообще не имеет смысла? Как вы существуете, когда каждая секунда вашей жизни — неразрешимая головоломка, и те крошечные кусочки, которые вам удается распознать, не могут выйти наружу? Такова была жизнь Льва Засецкого, человека, получившего черепно-мозговую травму во время Второй мировой войны. 3000-страничный дневник, который Засецкий вел после своей травмы, стал одним из самых ценных и проницательных текстов по изучению человеческого мозга в истории биологической науки. Засецкий страдал афазией — расстройством, которое нарушает способность человека понимать и общаться. Форма афазии Засецкого привела к тому, что он мог писать, но не мог читать собственные тексты и даже понимать все, что он написал. Александр Лурия, один из самых опытных нейропсихологов Советского Союза, был назначен для ухода за Засецким и обнаружил, что молодой солдат «просто не мог писать и внезапно стал н

Жизнь Льва Засецкого представляла собой сложную смесь научных странностей и чудес.

Лев родился 9 августа 1920 года в поселке Казановка Тульской губернии в бедной многодетной семье. Очень рано, года от рождения, лишился отца, внезапно умершего на угольных шахтах горного инженера.

Отлично учился в школе, перед самой войной закончил третий курс Тульского механического института. Был призван Тульским горвоенкоматом в первые дни войны. До весны 1943 г. был ранен в висок, но быстро вернулся в строй. 2 марта 1943 г. во время атаки на льду реки Воря получил второе, фатальное ранение.
Лев родился 9 августа 1920 года в поселке Казановка Тульской губернии в бедной многодетной семье. Очень рано, года от рождения, лишился отца, внезапно умершего на угольных шахтах горного инженера. Отлично учился в школе, перед самой войной закончил третий курс Тульского механического института. Был призван Тульским горвоенкоматом в первые дни войны. До весны 1943 г. был ранен в висок, но быстро вернулся в строй. 2 марта 1943 г. во время атаки на льду реки Воря получил второе, фатальное ранение.

Как вы живете в мире, который вообще не имеет смысла? Как вы существуете, когда каждая секунда вашей жизни — неразрешимая головоломка, и те крошечные кусочки, которые вам удается распознать, не могут выйти наружу?

Такова была жизнь Льва Засецкого, человека, получившего черепно-мозговую травму во время Второй мировой войны. 3000-страничный дневник, который Засецкий вел после своей травмы, стал одним из самых ценных и проницательных текстов по изучению человеческого мозга в истории биологической науки. Засецкий страдал афазией — расстройством, которое нарушает способность человека понимать и общаться. Форма афазии Засецкого привела к тому, что он мог писать, но не мог читать собственные тексты и даже понимать все, что он написал.

Александр Лурия, один из самых опытных нейропсихологов Советского Союза, был назначен для ухода за Засецким и обнаружил, что молодой солдат «просто не мог писать и внезапно стал неграмотным». Лурия определил повреждение Засецкого во «втором крупном блоке мозга, расположенном в задних отделах больших полушарий». Эта часть всей работы мозга заключается в том, чтобы «действовать как блок для получения, обработки и сохранения информации, которую человек получает из внешнего мира».

Точное расположение осколочного ранения означало, что «очень важная функция [была] серьезно нарушена: он [не мог] немедленно объединить свои впечатления в единое целое; его мир [стал] фрагментированным». И именно так существовал мир для Льва Засецкого: фрагментированным. Но он не сдался. Его захватывающая история и бесстрашное отношение могут переосмыслить наше современное понимание психологии, истории, языка, коммуникации и человеческого духа.

The man who lived with no brain