Найти в Дзене

Бунтарка (11)

На другой день Анжелика отправилась в университет. Она очень боялась, что ее не примут. В сумочке лежало рекомендательное письмо добытое Николя и подписанное несколькими петербургскими профессорами, которых Анжелика даже не видела, и за это ей было совестно.

Однако волновалась она напрасно. Вежливая женщина проводила ее в директору. Немного поэкзаменовав Анжелику в языках и элементарных знаниях истории, арифметики и географии, изучив аттестат об окончании пансионата, получив расписку об обеспечении оплаты за обучение за счет наследства, девушке объявили, что через два дня будет готов приказ о ее зачислении, а пока вручили список необходимой канцелярии, правила поведения в университете и перечень рекомендуемой к прочтению литературы на различные тематики. Секретарь директора подробно объяснила как записаться в городскую библиотеку, выдала специальную карточку студента, дававшего допуск в читальный зал старинной литературы. На некоторое время первые восторженные впечатления, даже затмили для Анжелики тревогу за Михаила. Она решила не терзаться понапрасну, пока не получит вести от Николя. "Может все обошлось и Миша на свободе!" - успокаивала себя девушка. Ей представлялось, что скоро она получит письмо от самого Миши и он сообщит, что как только уладит все недоразумения, тут же примчится к ней и они смогут продолжить учебу вместе! Это было бы так чудесно! Жить с Мишей в этой крохотной комнатке, довольствоваться малым и вместе постигать науки. Конечно, Миша уже почти окончил университет, но ведь он может освоить тут что-то новое! По вечерам они смогут делиться друг с другом полученными знаниями и продолжать мечтать о школе!

Пришедшие из России письма вернули девушку с небес на землю. Она получила сразу два письма - одно от Николя, второе от матери. Предвидя, что со стороны матери добрых слов не будет, Анжелика решила начать чтение именно с него, надеясь потом, письмом брата, утешиться. Анна Ройзман была в своем репертуаре. Письмо сквозило злобой, желчью и открытыми проклятиями. Со слов матери выходило, что на всем произошедшем вина Анжелики, что это она нашла таки повод уехать за границу, чего и добивалась, что долг перед мужем и семьей велит ей немедленно вернуться в Россию и покаяться, непонятно в чем. Было совершенно не ясно, знает ли мать о возможном аресте Михаила. Как ни странно, но письмо матери поселило в ней надежду, что все обошлось и Миша на свободе, возможно даже навестил мать, а та неверно восприняла его объяснения и причину отъезда Анжелики.

Письмо Николя надежду убило. Сначала брат описывал ее финансовые дела, давал инструкции к получению денежных переводов, выражал надежду, что она прилично устроилась. "Товарищ Балабанов под арестом." - сухо и не к месту вставил он в конце, и только она эта строчка в печаталась в память, как приговор надеждам и мечтам.

Свет керосиновой лампы колебался, угасал, а Анжелика продолжала сидеть тупо глядя на письмо в руке, но больше не видя ни строчки. Медленно приходило осознание, что страшное все же случилось, и чем это грозит Мише она не знала. За окном дул пронзительный ветер. Тонкая оконная рама жалобно дребезжала. Казалось, что очередной порыв просто выломает ее, швырнет прямо в комнату. Бездумно Анжелика встала, сняла с кровати покрывало и подоткнула его под раму. Сразу стало меньше звенеть. Так это покрывало и спасало ее от сквозняков потом, противной брюссельской зимой, больше похожей на слякотную осень, изобилующей ветрами и сыростью.

Анжелике ничего не оставалось, как погрузиться с головой в учебу и это, как ни странно, далось ей легко. В Новом университете учились представители всех стран Европы, что давало девушке возможность совершенствовать языки в разговоре с их носителями, узнавать новые для себя быт и нравы разных народов. А уж какие лекции читали в университете именитые профессора! Здесь царила атмосфера свободы, постоянно происходили споры на философские темы. Для Анжелики учеба стала способом отстраниться от дурных мыслей, но все же она постоянно ждала писем из дома.

Скоро присланные Николя деньги почти закончились. Просить у брата снова девушке было стыдно, так как, при разумной экономии, она могла бы протянуть еще пару месяцев, но спустила все на книги. Вечерами, возвращаясь из университета домой, она не могла заснуть. Наползали черные мысли, паника тянула к ней липкие щупальца из каждого темного уголка ее каморки. Книги помогали отвлечься, погружали в иной мир, постепенно погружая в мир сна. Так она и жила. Вставала засветло, отправлялась на учебу, приходила домой поздно вечером и взахлеб читала, забывая даже поужинать. Мадам Марта, сокрушенно качала головой и старалась подкормить при случае свою квартирантку, подкладывая ей в комнату на столик то пирожок, то ароматный кружок бельгийской колбасы.

Поняв, что средства на исходе, Анжелика решила, что пора учиться зарабатывать себе самой. Тем более, перед ее глазами было много примеров. Большинство студентов университета, были вовсе не из богатых семей, многие прибыли в Брюссель совсем без денег, только с одними амбициями и мечтами, и сами зарабатывали себе на жизнь и учебу. Так что ничего невозможного не было. Анжелика решила для начала посоветоваться с мадам Мартой.

-Работу?! - Марта посмотрела на девушку с удивлением.

-Да, - краснея подтвердила Анжелика, - Я не хочу лишний раз просить у родственников...

Это для мадам Марты было понятным. Анжелика ей нравилась своей целеустремленностью и стремлением к независимости. Сама мадам Марта, после смерти мужа, смогла взять себя в руки и наладить дело, оставшееся от покойного. Много раз ей предлагали выйти замуж, но она предпочла не связывать себя новыми узами брака, а оставаться независимой, хоть и не очень обеспеченной дамой. Тягу к независимости она ценила и в остальных, и пообещала разузнать нет ли где достойного места для молоденькой девушки. Через несколько дней мадам Марта нашла для Анжелики место - няней в одну молодую семью. Работа была не постоянная, по вечерам, когда родителям нужно было отлучиться, платили они хорошо и времени на учебу у Анжелики оставалось достаточно.

Второе письмо от Николя пришло только через несколько месяцев. Он писал, что выслал ей новый перевод и что Михаил, наконец, отпущен на свободу...

-2

Анжелике казалось, что за спиной у нее выросли крылья. "Миша на свободе!" Значит скоро он приедет к ней, ну или напишет письмо. Странно, что он до сих пор этого не сделал! Может постеснялся попросить у Николя адрес? Или брат сам отказал ему? Мыслей в голове было много, но главное - Михаил на свободе! Значит обвинения с него сняты, значит больше ему ничего не грозит и они скоро будут вместе!

Анжелика вспоминала их последнюю встречу, его слова, тревогу о ней. "О, какая я глупая!" - встрепенулась Анжелика и села писать мужу письмо сама. Ей вдруг подумалось, что Миша может решить, что после случившегося она не захочет его видеть. Она писала, зачеркивала, переписывала, стараясь подобрать нужные слова. Окончательный вариант родился только к утру и, провалившись в глубокий предрассветный сон, она впервые проспала утреннюю лекцию. Быстро одевшись и схватив письмо, Анжелика первым делом побежала на почту. Письмо Мише решила отправить на адрес его родителей - уж они наверняка отдадут послание сыну. Потом поспешила на учебу.

-Мадам Балабанова, что с вами сегодня? - спросил на лекции старый профессор, задавший любимой студентке вопрос и, неожиданно, не получивший ответа.

Анжелика лишь улыбнулась ему светлой улыбкой и он решил не настаивать на ответе, перешел к другому слушателю.

Снова дни ожидания, но теперь не тревожного, а волнительного. И когда ей пришла короткая телеграмма: "Скоро прибуду! Михаил." Она буквально летала всю следующую неделю. Внезапно поняла, насколько убого ее временное жилище и принялась его украшать, потратив все заработанные деньги. Нарядные шторы, скатерть, вазочка. Купила себе новое платье и шляпку. Все, чтобы понравиться Мише, угодить ему. Она успела изучить его вкус. Миша любил уют без излишней роскоши, чистоту, аккуратность. Анжелика выдраила полы и стекла в хлипкой раме, несмотря на то, что они грозили выпасть и разбиться.

"Миша едет! Едет ко мне! Скоро будет!" - пело сердце. Она узнала на вокзале во сколько прибывают поезда из России и стала ходить на станцию, встречая единственный, прибывающий через день поезд, в восемь часов вечера.

Прошло три недели после получения телеграммы. Анжелика стояла на перроне и вертела головой по сторонам. Сердце замерло, когда она увидела в толпе знакомую кудрявую голову, возвышающуюся над остальными. Она бросилась ему на встречу, но Миша не видел ее через толпу. Только когда она схватила его за рукав, он опустил глаза и увидел ее.

-Анжелика! - теплое дыхание обожгло ей кожу - Миша поцеловал ее в щеку.

-Наконец-то, я так ждала тебя! - было очень шумно, и Анжелике пришлось кричать.

Она взяла мужа за руку и потащила к выходу из вокзала, ставшего уже знакомым, после проведенного здесь времени. Михаил покорно шел за ней. До канцелярской лавки они добирались пешком и всю дорогу Анжелика без умолку болтала, рассказывая Михаилу о том, как устроилась здесь, об учебе и своей крохотной комнатке. Она вдруг поняла, что сегодня им придется ночевать в этой комнатушке, вместе, чего никогда еще не было и ей стало стыдно. Девушка старалась не замечать, что Миша молчит и, наверное, не слушает, что говорит она.

Мадам Марта, уже уведомленная Анжеликой, что на днях к ней приедет муж, встретила Михаила учтиво поздоровавшись. Он тоже вежливо раскланялся с хозяйкой дома и Анжелика повела его наверх, к себе. Михаил вошел и занял собой почти все пространство. Комната показалась намного меньше, чем была на самом деле.

-Снимай пальто, вот вешалка! - заговорила Анжелика и, обойдя мужа, показала ему крючок за его спиной.

Он неловко повернулся, снял шляпу, повесил. Потом шагнул к стулу и сел на него, не снимая пальто.

-Я не останусь надолго, Анжелика! - сказал он.

-Да, конечно, я понимаю... - начала она неверно истолковав его слова.

-Не понимаешь! Я приехал сказать тебе то, что должен, объясниться!

Только сейчас до Анжелики дошло, что он так и не снял пальто. Сразу все оборвалось внутри, она поняла, что разговор будет неприятным. Ноги подкосились и Анжелика села на кровать, подняла на Мишу умоляющие о пощаде глаза.

-Прости! - сказал Михаил, не в силах выдержать ее взгляд, - Я не могу дать тебе то, что ты хочешь!

-Откуда ты знаешь, чего я хочу? - прошептала девушка.

-Знаю... Ты дорога мне, Анжелика, но только как сестра! Я никогда не стану для тебя настоящим мужем!

-Почему, ведь ты говорил...

-Да, я поступил подло, что не объяснил тебе всего тогда, в ночь твоего отъезда. Но я беспокоился о твоем будущем, хотел, чтобы ты была в безопасности!

-Значит ты не любишь меня?

-Люблю... Но не так, как хочешь ты...

-Я не понимаю, объясни!

-Я давно люблю другую женщину, именно как женщину! Она намного старше меня и не свободна, жениться на ней я не могу! Но и оставить ее тоже! Ты добрая, умная, но не она! То, что я приехал сюда, чтобы сказать тебе это - доказывает, насколько ты мне не безразлична! Но врать дальше я тебе не хочу! Вспомни, наш брак изначально был договором, устраивающим нас обоих! И если бы не очевидность твоих чувств, то я оставил бы все, как есть!

Она тихо плакала, но возразить ей было не чем. Михаил говорил чистую правду, а остальное она выдумала себе сама!

-Прости, Анжелика! - Михаил встал, направился к двери, - Если захочешь развод - я тебе его дам. Если захочешь осуществить нашу мечту о школе - ты знаешь где меня найти!

Он вышел, тихо прикрыв за собой дверь, она осталось в нарядной, преображенной к его приезду, комнате и с вдребезги разбитым сердцем...

Бунтарка | Вместе по жизни. Пишем и читаем истории. | Дзен

Дорогие подписчики! Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву!

Поддержать автора можно донатом на карты:
Сбербанк: 2202 2002 5401 8268
Тбанк: 2200 7001 1281 4008
Юмани карта: 2204120116170354 (без комиссии через мобильное приложение)