Найти в Дзене
Mitya

Пример клинического применения йоги в психотерапии

Один из авторов (Свами Аджая) имел возможность применить принципы йога-терапии в инновационной программе стационарного лечения для лиц, осужденных за сексуальные преступления. “Многие пациенты, участвовавшие в этой программе, неоднократно попадали в трудные ситуации из-за своих импульсивных, бездумных реакций. Они не знали, как взять себя в руки в стрессовой ситуации. Например, если накапливались долги по счетам, если в семье возникал конфликт или если они испытывали сильные сексуальные желания, которым не было подходящего выхода, они действовали импульсивно, не задумываясь о последствиях. Это отсутствие контроля над своими импульсами, по-видимому, было чем-то вроде общего знаменателя среди различных типов личностей, присутствующих здесь. Имея это в виду, группа из двенадцати пациентов, которые решили участвовать в занятиях по “самообладанию”, собиралась вместе на полтора часа раз в неделю. Группа состояла в основном из пациентов, осужденных за изнасилование и растление малолетних. Был

Один из авторов (Свами Аджая) имел возможность применить принципы йога-терапии в инновационной программе стационарного лечения для лиц, осужденных за сексуальные преступления. “Многие пациенты, участвовавшие в этой программе, неоднократно попадали в трудные ситуации из-за своих импульсивных, бездумных реакций. Они не знали, как взять себя в руки в стрессовой ситуации. Например, если накапливались долги по счетам, если в семье возникал конфликт или если они испытывали сильные сексуальные желания, которым не было подходящего выхода, они действовали импульсивно, не задумываясь о последствиях. Это отсутствие контроля над своими импульсами, по-видимому, было чем-то вроде общего знаменателя среди различных типов личностей, присутствующих здесь. Имея это в виду, группа из двенадцати пациентов, которые решили участвовать в занятиях по “самообладанию”, собиралась вместе на полтора часа раз в неделю. Группа состояла в основном из пациентов, осужденных за изнасилование и растление малолетних.

Была разработана программа йога-терапии, направленная на то, чтобы привить этим пациентам уверенность в том, что контроль над собой в ситуациях внутреннего или внешнего стресса возможен и приносит удовлетворение. В соответствии с традиционной структурой йогической дисциплины они прошли комплексную подготовку по нескольким аспектам самообладания. Занятие началось с нескольких занятий по управлению телом. Это дало самый базовый и конкретный опыт в области самоконтроля. Были представлены позы йоги и дыхательные упражнения, которые успокаивают нервную систему, расслабляют тело и разум и учат концентрации. Позже в центре внимания оказались медитативные техники, и, наконец, межличностные ситуации заняли заключительную часть терапии. Первый и второй этапы заняли около двух месяцев. Третий и последний этап программы длился более шести месяцев и был посвящен основным принципам психологии йоги, таким как развитие непривязанности и отказ от ограничивающей и калечащей концепции Сущности.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: РАБОТА С ТЕЛОМ

Терапевтическая программа началась с изучения поз хатха-йоги и техник релаксации. Подвал с голым бетонным полом был переоборудован в класс йоги. Пациенты приносили одеяла и расстилали их на полу, растягивались и расслаблялись, постепенно чувствуя себя все более комфортно в этой прежде суровой обстановке.

Поначалу эти позы показались некоторым забавными. Некоторые пациенты переглядывались, отмечая, как глупо они себя ведут, ухмылялись, как будто знали, что это полная чушь, или смеялись над странными позами, которые принимали их друзья. Временами они испытывали чувство неловкости. Что бы подумали их друзья об этих странных упражнениях?

Некоторые пациенты, которые в течение нескольких лет практически не занимались физической работой, поначалу испытывали неловкость из-за отсутствия координации и неспособности выполнять даже простые позы. Однако через несколько недель стало очевидным значительное улучшение контроля над телом. Пациенты, которые поначалу дрожали и напрягались, пытаясь удержаться в нужном положении, смогли оставаться неподвижными достаточно долго, чтобы все чаще концентрировать свое внимание. Постепенно, после нескольких недель практики, они заметили, что физически чувствуют себя лучше, и начали относиться к проекту более серьезно, некоторые из них каждый день вставали на час раньше, чтобы потренироваться. Один пациент сообщил, что офицер, заглянувший в окно его палаты и увидевший, как он принимает позы, приказал ему прекратить “это странное поведение”, предположив, что это было частью его “сумасшествия”. Эта пациентка решила вставать и практиковаться посреди ночи, чтобы избежать подобных трудностей. Во время этих первых встреч участники были несколько напряжены и неуверенны. Были изучены техники систематического снятия мышечного напряжения во всем теле. На этом этапе тренинга также были представлены дыхательные упражнения, такие как диафрагмальное дыхание и полный выдох. По мере того как пациенты узнавали, что они могут контролировать физическое и психическое напряжение, их беспокойство, дискомфорт и озабоченность реакцией других людей заметно уменьшались. По мере продолжения сеансов они стали меньше беспокоиться о том, что делают и думают другие, и стали больше направлять свою энергию внутрь себя, чтобы сконцентрироваться на собственных чувствах и переживаниях.

ВТОРАЯ ФАЗА: МЕДИТАЦИЯ

Постепенно пациенты стали просить о дополнительном обучении ментальным аспектам йоги. Следуя этим просьбам, занятия постепенно перешли к обучению медитации. Пациентов учили успокаивать ум и наблюдать за проносящимися в нем мыслями, вместо того чтобы реагировать на них. Они научились простым методам наблюдения за дыханием или концентрации на звуках вокруг себя, чтобы отвлечь ум от отвлекающих факторов и забот, которыми он обычно был занят. Удивительно, но пациенты с готовностью взялись за эту практику. В ходе двух встреч некоторые сообщили, что они практиковали по часу в день, тихо сидя в своих комнатах с закрытыми глазами.

Несколько пациентов описали положительные эффекты в течение нескольких недель практики; например, они испытывали чувство превосходства в сложных эмоциональных ситуациях. Один чрезвычайно импульсивный пациент, который недавно после разочарования вышиб себе окно, заметил, что во время своей вспышки гнева он был напряжен и обеспокоен, чувствовал себя расстроенным и злым из-за того, что его родители не написали ему. Теперь, по его словам, его практика позволила ему избежать погружения в подобные мысли и разочарования. Другой пациент был довольно навязчивым, постоянно погруженным в размышления о своем судебном процессе, о том, как с ним плохо обращались и использовали в своих интересах, и почему его вообще не следовало помещать в больницу. Это была его постоянная, утомительная тема в каждом разговоре или дискуссии. Однако постепенно он начал отказываться от этих забот, описывая, как он заменил эти тревожные, повторяющиеся мысли концентрацией на своем дыхании и звуках вокруг себя. Другой слегка отсталый мужчина, проведший в тюрьме более двадцати лет, заметил, что в конце концов он понял, что, когда он становится напряженным и эмоциональным, все, что ему нужно делать, - это глубоко дышать и расслабляться, и он может быстро преодолеть эти чувства. Пациенты также начали замечать, что эти техники распространяются на их межличностные отношения и влияют на них. Одна пациентка прокомментировала: “Раньше я нервничала, когда кто-то меня унижал, но теперь я просто слежу за своим дыханием, и это меня не беспокоит”.

Пятеро из двенадцати пациентов, участвовавших в занятиях по самообладанию, также участвовали в более традиционных терапевтических группах с тем же руководителем. В ситуации групповой терапии, до начала тренинга по самообладанию, эти пациенты, казалось, были изолированы из-за озабоченности своими личными проблемами. Неоднократно разговоры, начатые одним пациентом, прерывались и переводились в совершенно другое русло другим пациентом. Один пациент мог говорить о плохом питании в столовой, когда второй внезапно вмешивался и спрашивал, может ли он навестить свою семью. Затем третий начинал рассказывать о сне, который ему приснился прошлой ночью. Между комментариями практически не было связи. Однако по мере того, как пациенты начинали осваивать навыки самонаблюдения на занятиях по самообладанию, они начинали меньше ограничиваться своими личными проблемами и больше интересоваться тем, что испытывают другие члены группы.

Ранее они проецировали на терапевта свои сильные негативные чувства по отношению к авторитетным фигурам. Для большинства этих пациентов было характерно переносить вину на других и быть озабоченными тем, как с ними плохо обращались. Их ненависть и недоверие к тем, кто облечен властью, привели к тому, что они начали словесно нападать на терапевта, отвергая любую его помощь. Но те пациенты, которые стали посещать занятия по самообладанию, начали демонстрировать разительные изменения в своем отношении. Вместо того чтобы сосредотачиваться на терапевте и отвергать его наблюдения, они начали наблюдать за своими собственными чувствами и поведением. В результате они казались менее захваченными и ошеломленными напряженностью момента. Раньше им было незнакомо понятие объективного наблюдения за собой в разгар деятельности. В своей работе с позами и медитацией они познакомились со способом оставаться вне ситуации и наблюдать за ней. Умение наблюдать за своим телом во время практики поз йоги и за ходом мыслей во время медитации послужило подготовкой и моделью для объективного наблюдения за своими действиями и реакциями в повседневной жизни. Казалось, что они почти спонтанно применили этот недавно развившийся навык к своей эмоциональной жизни и межличностным ситуациям.

Эти навыки в конечном счете принесли пользу даже тем членам терапевтических групп, которые не проходили тренинг по овладению собой. Когда эти пациенты становились очень эмоциональными, теряя перспективу и объективность, пациенты, обученные самонаблюдению, больше не присоединялись к ним во время сеанса критики терапевта, учреждения или мира в целом, как они делали это ранее. Вместо этого обученные пациенты заставили остальных взглянуть на свое поведение более объективно. Более того, самонаблюдение вело их ко все большему принятию ответственности за то, что они переживали.

До начала занятий йогой и медитацией такие пациенты неизменно реагировали на стресс обвинениями, враждебностью, криками о несправедливости, а иногда и насилием. Если сотрудник полиции был настроен враждебно или ему казалось, что он относится к кому-то из них несправедливо, он становился негативистом и стремился каким-то образом отомстить. Такой пациент часто был бы поглощен обидой и желанием “поквитаться” в течение нескольких дней подряд. Если бы кто-то из его коллег плохо обращался с ним, он мог бы отреагировать импульсивно, возможно, ввязавшись в драку на кулаках. Он реагировал автоматически, не задумываясь о долгосрочных последствиях своих действий, реагируя скорее на основе примитивных “механизмов выживания”, чем с точки зрения более развитого и объективного сознания.

ТРЕТЬЯ ФАЗА: МЕДИТАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ

Когда пациенты из группы самообладания заинтересовались тем, как их самонаблюдения могут быть применимы к этим межличностным ситуациям, внимание было отвлечено от изучения медитации и сосредоточено на взаимодействии с другими людьми. Это был третий этап программы обучения, когда участники начали рассматривать взаимодействие с точки зрения психологии йоги, развивая философию того, как справляться со стрессовыми или эмоционально возбуждающими ситуациями, - этому аспекту программы обучения уделялось наибольшее внимание и он занимал их большую часть времени. Основные принципы хатха-йоги и медитации изучались в течение двух месяцев еженедельных занятий. Однако понимание того, каким образом принципы медитации применяются в повседневных жизненных ситуациях, занимало группу в течение следующих шести месяцев.

Оглядываясь назад, можно сказать, что при применении йоги в повседневной жизни были выделены три основных принципа:

Непривязанность: способность сохранять объективность, а не поддаваться эмоциональному воздействию ситуаций.

Карма и ответственность: концепция, согласно которой наши действия приводят к негативным последствиям; что каждый из нас несет ответственность за все, что происходит на нашем пути.

Cамоидентификация: различение опознания, основанного на ролевой идентификации, и нашей истинной или основной идентичности (Сущности).