Вчера у нас был Северобайкальск. Сегодня вот - Северодвинск. И отсюда в разные годы тоже были "свои" поезда. А из имеющихся у меня справочников первый раз Северодвинск упоминается в 1961 году. Там указано аж 4 пары поездов из этого города до Архангельска, но все они со статусом пригородных. Время в пути через Исакогорку было 2-2,5 часа. И это на участок с общей протяженностью около 60 км. А вот в 1969 году в справочнике уже появляется поезд №157/158 сообщением Северодвинск-Москва.
В 12:33 он отправлялся из Северодвинска. Вокзал в Северодвинске решили, видимо, возвести в одном стиле с Архангельским. В общем без стиля. Может быть это и функционально, но выглядит не очень:
Ровно через час в 13:33 был на Исакогорке, откуда после 13-минутной остановки устремлялся дальше.
Хотя устремлялся - тут тоже явно не тот глагол. Останавливался он везде, где только можно. Например, на 73 км до Холмогорской у поезда было 5 промежуточных остановок: Илес, Брусеница, Тундра, Ломовое, Лиственичный. В настоящее время у поезда №327Я, который единственный поезд дальнего следования из Северодвинска, оставили Тундру и Ломовое.
На станцию Холмогорская поезд прибывал в 15:20, стоял 5 минут и трогался дальше: Вокзал тут в стиле модерн под простоту:
Ну а следующая еще через час и две промежуточных остановки - Обозерская. Этот вокзал мы уже много раз посещали - теремок смотрится гораздо наряднее представителей эпохи соцреализма:
И если как-то мы вспоминали знак 50000-ый километр электрификации, то здесь - 40000 км. Видно плоховато, нол если присмотреться цифры 40000 видны
Через час после Обозерской и еще трёх "...озерских" по ходу движения была станция Емца.
Самый интересный факт про эти места, который я как-то прочитал, состоит в том, что на реке Емца нет ледохода, хотя она, конечно, замерзает. В апреле, когда лед вскрывается, на реке образуются многочисленные водовороты, в которых льдины и тают.
В 18:32, то есть спустя 6 часов после отправления поезд прибывал на Плесецкую. Что только искусственный интеллект сейчас не нагенерирует. Хотите посмеяться: "По одной из версий станция названа в честь прекрасной русской балерины Майи Плисецкой". Искусственный интеллект не смущает даже различное написание ) Подумаешь - одна буква разницы, очевидно же, что станцию назвали в честь балерины. У вас же в Иркутской области есть Шелехов в честь Шелихова. Почему бы Плесецкой не быть в честь Плисецкой )
Кстати, между станциями Емца и Плесецкая есть небольшой разъезд Тимме. В 1942 году, стремясь сорвать поставки по лендлизу, диверсанты произвели здесь подрыв пути.
В 19:46 поезд прибывал на станцию Лепша. Вроде как в прошлом году тут пошли под снос несколько объектов времен строительства железной дороги: водонапорные башни и будка стрелочника.
Кстати, на всех описанных станциях останавливается и современный № 327. В этом смысле здесь мало что изменилось.
Ну а в течение следующих двух часов будет еще 7 промежуточных остановок, после которых поезд прибывал на станцию Няндома. Наверное, если спросить у искусственного интеллекта, а почему эта станция так называется, то он вполне может ответить, что она в честь местного охотника Няна, который был дома, когда сюда пришла железная дорога. Шутка, конечно, но на самом деле интернет жжёт. Мне действительно кажется, что через какое-то время вот такой бессмысленной информации станет куда больше, чем реальной. Сумасшествие вокруг искусственного интеллекта, который ну просто туп до безобразия, продолжается. Вы бы видели, что студенты нам сдают в виде курсовых. Братья Стругацкие отдыхают от таких откровений!
Но вот что вроде как действительно правда, так это то, то жителей этих мест как только не называют: няндомец и няндомка, няндомчанин и няндомчанка, а еще мамон и мамонка. В честь Мамонтова, который жертвовал средства на строительство дороги. Есть, правда, и еще как минимум две версии.
В 23:48 поезд оказывался на станции Коноша. По местной байке при строительстве железной дороги практически не использовались средства механизации, все грузы подвозились на лошадях. От "конь" и "ноша" возникла Коноша. Вот и опять не знаешь - верить или нет.
И везде стоянки ну максимум 15 минут. Через пару минут после отправления наступали следующие астрономические сутки. И тут поезд начинал ехать гораздо шустрее. Промежуточные станции он пролетал без остановки, останавливаясь лишь на крупных. Вот Вожега, например:
Символ этих мест - половик весьма пестренькой расцветки. Я же услышал про это место как-то в трансляции биатлона. Отсюда родом одна из наших российских биатлонисток начала ХХI века - Анна Богалий. Вот Губерниев передавал привет ее родным местам. Пришлось открывать карту и смотреть, где это находится.
А вот более классический стиль - станция Харовская. Это всё уже, кстати, Вологодская область, как и Вожега.
И про эти места тоже есть вполне железнодорожная байка. Вроде как на подъезде к станции был подъем. Машинист перед ним поддавал пару, а поезда буксовали и "харкали", откуда и пошло название Харовская. Ну уж тогда Харковская должно быть хотя бы. Или Харкальная.
И это была последняя крупная станция перед Вологдой, где поезд оказывался в 03:28. И снова стоянка лишь 10 минут. Там даже на вологодский вокзал не успеешь налюбоваться.
Через три четверти часа после Вологды была станция Грязовец. Здесь снимал свой "Город Зеро" Карен Шахназаров. И здесь же находится водораздел Каспийского моря и Северного Ледовитого океана. Со зданием станции всё по классике:
А вот уже последняя перед Даниловым крупная станция Скалино, где поезд оказывался около 5 утра:
В 06:00 поезд прибывал в Данилов, В 07:26 был Ярославль-Главный, а потом до Москвы он даже в Александрове не останавливался. В 11:38 спустя чуть более чем 23 часа после отправления, поезд оказывался на Ярославском вокзале Москвы.
К 1980 году к номеру поезда добавляют пару сотен. Теперь это ежедневный №357/358. А вот расписание и время в пути почти не изменились: 13:50 - 12:15, 22:25 время в пути. А вот в 1989 году тут уже даже не один, а два поезда. Причем у одного достаточно высокий номер - № 31/32. Время в пути 20-22 часа.
Также два поезда были и в 1995 году. Оба в Москву. А вот в 2004 году уже один, но зато с именем - "Поморье". Время в пути до Москвы 23 часа 47 минут. Аналогичная ситуация и в 2009.
Ну а про 2025 год я уже писал. Северодвинск - Вологда. В пути весь световой день. В 07:35 уходит и в 21:14 прибывает на конечную станцию. И за это время у него более 30 промежуточных остановок, то есть в среднем 2-3 в час. Но несмотря на такое их количество, поезд имеет среднюю скорость около 50 км/ч. Самая длительная стоянка на станции Обозерская - 30 минут. Есть еще и пригородные поезда - пара штук в день: на Архангельск и Нёноксу. И всё. Остальное автобусами.
Спасибо, что следите за каналом! До встречи!