Уточняем потери флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны (сейчас - за период перемирия), вспоминаем особенностей гибели (завершения службы) боевых единиц. К июню 1919 года большинство "погибших" боевых единиц -корабли, которые после подписания перемирия были интернированы в Скапа-флоу и там затоплены своими экипажами. В основе материала - справочник Шишова А. А.(1996 год), но немецкие потери представлены в хронологическом порядке. Дополняем данные, добавляем некоторые подробности, насколько возможно. Ждем от читателей дополнений в судьбу перечисленных боевых единиц, интересные детали, а при необходимости - исправления наших ошибок. Сейчас основное внимание событиям в Скапа-Флоу, где все кончилось окончательно.
1919 год
июнь
21 - Линейный крейсер "Мольтке" 24 декабря 1918 года интернирован в главной ВМБ Великобритании Скапа-Флоу.
Заложен 23 января 1908 года на верфи "Блом унд Фосс" в Гамбурге (по Конвею - 7 декабря), в составе флота - с 30 сентября 1911 года, срок службы почти восемь лет (до 21 июня 1919 года). Второй линейный крейсер германского флота, головной в серии из двух единиц. Принял участие в сражениях Первой мировой войны, в том числе - участник набегов на английское восточное побережье и обстреле Ярмута, Хартлпула, боя у Доггер-банки, попытки прорыва германского флота в Рижский залив, участник Ютландского боя и операции "Альбион" в Балтийском море.
19 ноября 1918 года в составе эскадры передаваемых для интернирования кораблей немецкого ВМФ вышел в Великобританию, и 24 ноября прибыл в Скапа-Флоу, где был интернирован. Встал на якорь в бухте юго-западнее о.Кава.
21 июня 1919 года по общему сигналу экипаж, оставшийся на борту линейного крейсера, принял меры по затоплению корабля (открыл кингстоны). Корабль в 13.10 опрокинулся вверх килем, затонул и лег на глубине 24 м с креном на 17 градусов на правый борт.
К подъему "Мольтке" приступили в 1926 году, причем пришлось реализовать три попытки. Теоретически положение корабля вверх килем облегчало его подъем, как и неповрежденная днищевая часть корпуса, которую можно было легко (сравнительно) герметизировать. Днище очистили от водорослей, стали заделывать кингстоны: отверстия небольшого диаметра забивали деревянными пробками, более крупные - заливали смесью твердеющего под водой цемента и песка. В середине октября 1926 года в корпус начали закачивать воздух. Так как предстояло вытеснить большой объем воды, то только через 10 суток носовая часть корабля показалась на поверхности (приподнявшись из воды на 2,5 м). При этом кормы продолжала лежать на грунте, причем образовался крен на левый борт (до 33 градусов). На этом попытку подъема остановили.
Перед второй попыткой постарались загерметизировать переборки внутри корабля для исключения перемещения воздуха из отсека в отсек, для этого установили на днище шлюзы (из старых стальных паровых котлов). К подъему приступили в мае 1927 года, но и эта попытка оказалась неудачной.
Снова удавалось поднять или носовую часть, или кормовую, но появляющийся крен на левый борт срывал возможность дальнейших работ. Для выравнивания крена использовали две секции старого сухого дока, но не помогло. Только 20 мая 1927 года третья попытка оказалась удачной. Сначала на поверхности показалась носовая часть, крен также сохранялся, но небольшой - 3 градуса, затем всплыла корма. После этого водолазы постарались обрезать или взорвать надстройки и дымовые трубы, чтобы они не мешали буксировке в перевернутом виде.
10 июня 1927 года корабль был окончательно поднят. 16 июня его отбуксировали в Лайнесс, там посадили на мель и частично разобрали. 18 мая 1928 года в заливе Ферт-оф-Форт его ввели в сухой док в Розайте и к 1929 году окончательно разобрали на металл.
21 - Линейный крейсер "Зейдлиц" 24 декабря 1918 года интернирован в главной ВМБ Великобритании Скапа-Флоу.
Заложен 4 февраля 1911 года на верфи "Блом унд Фосс" в Гамбурге, в составе флота - с 22 мая 1913 года, срок службы почти шесть лет (до 21 июня 1919 года). Единственный линейный крейсер Первой мировой, чей броневой пояс по толщине превзошел величину своего главного калибра (300 против 280 мм). Принял участие в сражениях Первой мировой войны, в том числе - участник набегов на английское восточное побережье и обстреле Ярмута, Хартлпула, Ловестоф, Ярмут, боя у Доггер-банки, попытки прорыва германского флота в Рижский залив, участник Ютландского боя и операции "Альбион" в Балтийском море. Долгое время в годы войны был флагманским кораблем 1-й разведывательной группы.
19 ноября 1918 года в составе эскадры передаваемых для интернирования кораблей немецкого ВМФ вышел в Великобританию, и 24 ноября прибыл в Скапа-Флоу, где был интернирован. Встал на якорь в бухте южнее о.Кава.
21 июня 1919 года по общему сигналу экипаж, оставшийся на борту линейного крейсера, принял меры по затоплению корабля (открыл кингстоны). Англичане пытались помешать этому всеми средствами, вплоть до попытки взятия на абордаж. Корабль затонул в 13.50 и лег правым бортом на грунт на глубине всего 20 м. В прилив корпус линейного крейсера почти на 8 м выступал над поверхностью залива.
Поднимать корабль решили по отработанной на "Мольтке" технологии, начали с герметизации корпуса, которую закончили в конце декабря 1927 года (общая площадь заглушек и заплат - более 93 кв.м). Кормовую часть крейсера загерметизировали и осушили к февралю 1926 года, остальные отсеки - к июню 1927 год. предпринятая 20 июня 1927 года попытка подъема окончилась неудачей. Во время закачивания воздуха "Зейдлиц" сначала привсплыл, затем перевернулся вверх килем и затонул.
Вторая попытка, начало октября 1927 года - "Зейдлиц" всплыл на поверхность, но вел себя очень неустойчиво, возникал крен на 40-50 градусов то на один, то на другой борт. Несколько раз его поднимали и снова опускали на грунт. Наконец после многочисленных неудачных попыток 2 ноября 1927 года "Зейдлиц" появился на поверхности залива в устойчивом положении, пусть и с креном 8 градусов. Его частично разобрали в Лайнессе, затем в мае 1928 года отбуксировали в Розайт и там до 1930 года окончательно разобрали на металл.
21 - Линейный крейсер "Дерфлингер" 24 декабря 1918 года интернирован в главной ВМБ Великобритании Скапа-Флоу.
Заложен 30 марта 1912 года на верфи "Блом унд Фосс" в Гамбурге, в составе флота - с 1 сентября 1914 года, срок службы почти пять лет (до 21 июня 1919 года). Головной в серии из трех единиц, считается лучшим линейным крейсеров, законченным постройкой до конца Первой мировой войны. Принял участие в сражениях Первой мировой войны, в том числе - участник набегов на английское восточное побережье и обстреле Скарборо, Уитби, Хуфден, Ловестофта, Ярмута, боя у Доггер-банки, участник Ютландского боя, других операций.
19 ноября 1918 года в составе эскадры передаваемых для интернирования кораблей немецкого ВМФ вышел в Великобританию, и 24 ноября прибыл в Скапа-Флоу, где был интернирован. Встал на якорь в бухте западнее о.Кава.
Корабль затонул в 14.45 и лег на дно на глубине 27-30 м, перевернувшись вверх килем с креном 20 градусов на борт. Подняли корабль в 1938 году, он оказался последним из поднятых в Скапа-Флоу крупных кораблей. Должны были разобрать на металл в 1939 году, но этому помешала война. "Дерфлингер" в положении вверх килем поставили у острова Риза на якоря. И только в 1946 году корпус линейного крейсера перевели в порт Фаслайн на реке Клайд, где он находился в плавучем доке еще до 1948 года. Именно там его за 15 месяцев разобрали на металл получив около 20000 т лома.
21 - Линейный крейсер "Гинденбург" 24 декабря 1918 года интернирован в главной ВМБ Великобритании Скапа-Флоу.
Заложен 30 июня 1913 года (согласно Конвея, Кэмпбелла) на Государственной верфи в Вильгельмсхафене (согласно Хильдебранда - 1 октября), в составе флота - с 10 мая 1917 года, срок службы около двух лет (до 21 июня 1919 года). Третий корабль типа "Дерфлингер", иногда считается переработанным проектом.
Считается последним законченным постройкой крупный боевой корабль, введенный в состав кайзеровского флота до конца Первой мировой. Принял участие в сражениях Первой мировой войны, но в малозначительных боевых походах, в реальных боевых действиях участия не принимал. . В конце войны - флагман 1-й Разведывательной группы вице-адмирала Хиппера, затем контр-адмирала Рейтера.
9 ноября 1918 года в составе эскадры передаваемых для интернирования кораблей немецкого ВМФ вышел в Великобританию, и 24 ноября прибыл в Скапа-Флоу, где был интернирован. Встал на якорь в бухте западнее о.Кава.
"Гинденбург" в отличие от большинства немецких кораблей, не опрокинулся вверх килем, а в 1.00 последним из них лег на дно почти на ровный киль в полумиле западнее острова Кава. Англичане вели пулеметный обстрел корабля, но немцам удалось затопить линейный крейсер. "Гинденбург" лежал на глуине 22 м, капитанский мостик, его мачты и дымовые трубы торчали из воды. Толщина слоя воды над ютом достигала 9 м, над носовой частью палубы - 3 м. Даже при отливе над поверхностью моря выступала только шлюпочная палуба и ходовой мостик.
За подъем корабля взялись в 1926 году, решили поднимать путем откачивания воды, предварительно закрыв и заделав все отверстия, в том числе кингстоны, вентиляторы, люки. Водолазам предстояло поставить более 800 заплат и заглушек размерами от 0,04 кв.м до 78 кв.м (дымовая труба). Использовали песок, цемент, трехдюймовые доски, крепленные тавровыми балками, парусина, пропитанная жиром и проложенная паклей. С мая по август 1926 года водолазы накладывали заплаты и конопатили швы. Попарно по бортам корпуса установили части старого немецкого дока, чтобы при всплытии устранять крен (если появится).
Первая попытка 6 августа 1926 года оказалась неудачной. Привлекли в общей сложности 38 насосов, в результате через 5 дней носовая часть с некоторым креном показалась на поверхности, но чем больше всплывала, тем больше был крен, который увеличился до 40 градусов. Опасаясь опрокидывания корабля, откачку воды прекратили и крейсер опустили на дно. Вторая попытка - 2 сентября тоже была неудачной.
На этот раз "Гинденбург" пытались поднять на ровном киле, но получилось только оторвать его от грунта, при этом он переваливался с борта на борт. Подъем прекратили (тут свой вклад внесли плохая погода и перебои с электричеством). К третьей попытке начали готовиться еще с января 1930 года - из 800 заплаток пришлось заменить около 300. К откачиванию воды приступили 15 июля 1930 года и уже через два часа носовая часть всплыла на поверхность, выступая из воды на 3 м. Однако снова возник крен на правый борт, и крейсер снова пришлось притопить.
Только следующая попытка подъема 24 июля 1930 года оказалась успешной, крейсер подняли и посадили на мель в бухте Нил, где его обследовали британские кораблестроители. Интересно, что даже в 1930 году особенности конструкции этого немецкого корабля были все еще достаточно интересны для британцев. 23 августа 1930 года корпус крейсера отбуксировали в Розайт, и в 1931-1932 годах его разобрали на металл.
Источники: Шишов, А.А.Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг.- СПб, 1996,104 с.; Мужеников В. Линейные корабли типов "Кайзер" и "Кениг". (1909-1918)/ В.Б.Мужеников - СПб.: Издатель Р.Р.Муниров, 2006. - 116 с.; Мужеников В. Линейные крейсера "Дерфлингер", "Лютцов", "Гинденбург" и "Макензен". 1907-1918/ В.Б.Мужеников - СПб.: Издатель Р.Р.Муниров, 2011. - 80 с.; Мужеников В. Линейные крейсера Германии/ В.Б.Мужеников - СПб.: Корабли и сражения, 1998. - 152 с.; Титушкин С. Линейные корабли типа "Байерн". Последние дредноуты империи кайзера Вильгельма II/ С.И.Титушкин- СПб.: БКМ, 2004. - 56 с.; Groner E., Mickel P., Mrva F.-Die Deutschen Kiegsschiffe. 1815- 1945. Vol. 3., Bernard& Graefe Verlag, Munchen, De,1982.; Die UC-Boote der Kaiserlichen Marine.; H.Bendert; Бендерт, Харальд (2000). Die UB-Boote der Kaiserlichen Marine,1914–1918 гг. Einsätze, Erfolge, Schicksal; Шеер, Р.Германский флот в мировую войну.1914-1918/Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002.- 672 с.; ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу) /Морская коллекция, 1996, № 3. -26 с.; ресурсы Интернет