Когда задается этот вопрос, ответ не, конечно же, не так прост, как кажется на первый взгляд. Этапы становления психологии как науки достаточно интересны. Итак, обратимся к античности. Да-да, именно к античности! Психология, как и многие гуманитарные науки, возникла в рамках развития философии. Именно поэтому ее воззрения, умозаключения, методы так видоизменялись.
Исследователи выделяют четыре больших периода в развитии психологии: с VII в. до н.э. – период, когда психология – наука о душе; с VII в. – этап психологии как науки о сознании, с 1913 г. психология является наукой о поведении, а со второй половины XX в – о психических явлениях.
В период античности психология была наукой о душе – той субстанции, которую все философы так упорно пытались найти и исследовать:) В этот период было обширное количество гипотез и теорий о том, что душа – психея, имеет огненное начало (Гераклит); душа материальна и умирает вместе с телом (Демокрит); Аристотель приводил в единую систему единство души и тела, а стоики размышляли о смерти.
Эпоха Средневековья ознаменовала переход к схоластике – откровению Божьему. Именно в этот период христианство активно проникало во все общественные структуры. Соответственно вектор изучения психологии был связан с познанием Бога. Однако в этот период находились исследовали, которые не признавали сакральность Божьего знания и все еще активно вели работы в научной среде (Р. Бэкон, Авиценна).
Эпоха Возрождения стремительно «вбежала», принеся за собой культурный и научный «рассвет». Леонардо да Винчи, Лоренцо Вала, Николо Макиавелли и многие другие считали, что именно опыт – начало прогресса в науке. На этом этапе активно изучались память, воображение, интеллект.
В XVII веке продолжается активное изучение наук: Т. Гоббс, Р. Декарт, Д.Локк предлагают гипотезы о человеке, которые вновь переворачивают о нем представление. Идея «чистой доски», предпосылки ассоциативной психологии – все это влияет на основной период развития психологии и предмет ее изучения – сознание! Этот период можно охарактеризовать как эпоха Просвещения. Идеи Ж.Ж. Руссо, Дени Дидро, И. Канта, М.В. Ломоносова постепенно приводят к тому, что интроспекция (самонаблюдение) не является надежным методом исследования человеческого сознания. И вот, он, «золотой» год выделения психологии в самостоятельную науку – 1879 год, когда была Вильгельмом Вундтом была открыта первая в мире психологическая лаборатория. Вундт и его ученики внесли огромный вклад в развитие не только экспериментальной психологии, но психологии в целом. Но дальнейший кризис науки способствует расколу психологии на отдельные психологические школы: французская школа (Т. Рибо, П. Жане и др.), Берлинская школа гештальтпсихологии (К. Коффка, К. Левин), бихевиоризм, который впоследствии и стал следующим большим этапом развитии психологии как науки о поведении. Именно в этот период были совершены многочисленные открытия и законы. Но и этот период должен был смениться, ведь каждый научный период требует все больших изменений и знаний. И вот на пороге – великий, могущественный и «ужасный» психоанализ! З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К Хорни и другие совершили в психологии настоящий переворот! Либидо, сексуальная энергия, архетипы, предки, родители – «вскрывается» все то, что так долго было под запретом. Многие постулаты этого времени влияют на развитие современной психологии.
И вот она, наконец, современная психология – такая красивая, многогранная, чарующая. В ней сочетаются и классические знания, и новые методы с методиками, открытия, гипотезы, теории и, конечно же, много новых практических направлений. Именно этот этап расширил практикующий аспект психологии, именно сейчас сокращается та «пропасть» между теорией и практикой, когда имея, такой богатый запас классических знаний, применяя современные методы, мы можем помочь людям в трудных ситуациях, проживая травматический опыт, или детям, которые беззащитны и нуждаются в нашей помощи. И это волшебное чувство!