Найти в Дзене
Помогалочка

Когда возникла психология? Этапы ее становления как науки

Когда задается этот вопрос, ответ не, конечно же, не так прост, как кажется на первый взгляд. Этапы становления психологии как науки достаточно интересны. Итак, обратимся к античности. Да-да, именно к античности! Психология, как и многие гуманитарные науки, возникла в рамках развития философии. Именно поэтому ее воззрения, умозаключения, методы так видоизменялись.

Исследователи выделяют четыре больших периода в развитии психологии: с VII в. до н.э. – период, когда психология – наука о душе; с VII в. – этап психологии как науки о сознании, с 1913 г. психология является наукой о поведении, а со второй половины XX в – о психических явлениях.

В период античности психология была наукой о душе – той субстанции, которую все философы так упорно пытались найти и исследовать:) В этот период было обширное количество гипотез и теорий о том, что душа – психея, имеет огненное начало (Гераклит); душа материальна и умирает вместе с телом (Демокрит); Аристотель приводил в единую систему единство души и тела, а стоики размышляли о смерти.

Эпоха Средневековья ознаменовала переход к схоластике – откровению Божьему. Именно в этот период христианство активно проникало во все общественные структуры. Соответственно вектор изучения психологии был связан с познанием Бога. Однако в этот период находились исследовали, которые не признавали сакральность Божьего знания и все еще активно вели работы в научной среде (Р. Бэкон, Авиценна).

Эпоха Возрождения стремительно «вбежала», принеся за собой культурный и научный «рассвет». Леонардо да Винчи, Лоренцо Вала, Николо Макиавелли и многие другие считали, что именно опыт – начало прогресса в науке. На этом этапе активно изучались память, воображение, интеллект.

В XVII веке продолжается активное изучение наук: Т. Гоббс, Р. Декарт, Д.Локк предлагают гипотезы о человеке, которые вновь переворачивают о нем представление. Идея «чистой доски», предпосылки ассоциативной психологии – все это влияет на основной период развития психологии и предмет ее изучения – сознание! Этот период можно охарактеризовать как эпоха Просвещения. Идеи Ж.Ж. Руссо, Дени Дидро, И. Канта, М.В. Ломоносова постепенно приводят к тому, что интроспекция (самонаблюдение) не является надежным методом исследования человеческого сознания. И вот, он, «золотой» год выделения психологии в самостоятельную науку – 1879 год, когда была Вильгельмом Вундтом была открыта первая в мире психологическая лаборатория. Вундт и его ученики внесли огромный вклад в развитие не только экспериментальной психологии, но психологии в целом. Но дальнейший кризис науки способствует расколу психологии на отдельные психологические школы: французская школа (Т. Рибо, П. Жане и др.), Берлинская школа гештальтпсихологии (К. Коффка, К. Левин), бихевиоризм, который впоследствии и стал следующим большим этапом развитии психологии как науки о поведении. Именно в этот период были совершены многочисленные открытия и законы. Но и этот период должен был смениться, ведь каждый научный период требует все больших изменений и знаний. И вот на пороге – великий, могущественный и «ужасный» психоанализ! З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К Хорни и другие совершили в психологии настоящий переворот! Либидо, сексуальная энергия, архетипы, предки, родители – «вскрывается» все то, что так долго было под запретом. Многие постулаты этого времени влияют на развитие современной психологии.

И вот она, наконец, современная психология – такая красивая, многогранная, чарующая. В ней сочетаются и классические знания, и новые методы с методиками, открытия, гипотезы, теории и, конечно же, много новых практических направлений. Именно этот этап расширил практикующий аспект психологии, именно сейчас сокращается та «пропасть» между теорией и практикой, когда имея, такой богатый запас классических знаний, применяя современные методы, мы можем помочь людям в трудных ситуациях, проживая травматический опыт, или детям, которые беззащитны и нуждаются в нашей помощи. И это волшебное чувство!