Найти в Дзене
Автоэксперт на пенсии

3 дырки — гуляй пешком: За что лишали прав в СССР? Была ли та система справедливее?

Оглавление

Советский Союз славился строгими, но понятными ПДД и справедливыми наказаниями за их нарушение. Одной из самых известных и необычных мер наказания была система «трёх проколов».

х/ф "Королева бензоколонки" 1962 год
х/ф "Королева бензоколонки" 1962 год

Давайте вспомним, как она работала, и почему эта система вызывала уважение даже у самых опытных водителей.

Норма о трёх проколах: как это было

В 1961 году в СССР были утверждены новые Правила дорожного движения, которые соответствовали международным стандартам, установленным Женевской конвенцией. Именно тогда появилась знаменитая норма о «трёх проколах». Но что это вообще такое?

Многие ошибочно думают, что проколы делали прямо в водительском удостоверении. На самом деле, для этого использовался специальный вкладыш, который выдавался вместе с правами. Инспектор ГАИ, остановив нарушителя, мог выбрать одно из трёх наказаний:

  • Предупреждение — устное замечание.
  • Штраф — денежное взыскание.
  • Прокол — самое суровое наказание.

Если водитель получал три прокола за год, его ждали серьёзные последствия:

  1. Водительское удостоверение изымалось, а вместо него выдавался временный документ.
  2. Нарушителя отправляли на пересдачу экзамена по ПДД.

Только после успешной пересдачи права возвращали. Таким образом, три прокола фактически означали временное лишение прав. Эта система была простой, понятной и эффективной.

- И кандидатам наук пробиваю! Умнеют!
- И кандидатам наук пробиваю! Умнеют!

За что ещё могли лишить прав?

Конечно, три прокола — это не единственная причина лишения прав. В СССР к пьянству за рулём и грубым нарушениям ПДД относились крайне строго. Например, за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения водитель мог лишиться прав сразу, без всяких проколов.

То же самое касалось случаев, когда нарушение ПДД приводило к серьёзным авариям с человеческими жертвами или тяжёлыми последствиями.

Интересно, что в некоторых случаях наказание могло быть смягчено. Например, если водитель-профессионал (скажем, дальнобойщик) объяснял свои действия уважительной причиной, комиссия ГАИ могла ограничиться штрафом или даже предупреждением. Иногда нарушителей отправляли на лекции по безопасности дорожного движения — это считалось воспитательной мерой.
Фото: Старый маршрут
Фото: Старый маршрут

Почему система была справедливой?

Во-первых, она была прозрачной: каждый знал, что инспекторы ГАИ работают не ради "палок" или денег.

Во-вторых — человечной. Служители закона имели право выбирать меру наказания, учитывая обстоятельства нарушения. Например, если водитель действительно замёрз в кабине стоящего на обочине грузовика и выпил для согрева, его бы выслушали, пожурили но не стали бы лишать прав, ведь ситуация жизненная.

Что изменилось после распада СССР?

С распадом Советского Союза в 1991 году многое изменилось, включая ПДД. От системы проколов отказались, заменив её на штрафные баллы. Если водитель набирал 15 баллов за год, его лишали прав. Однако эта система просуществовала недолго — уже в 1997 году её упразднили.

Сегодня в России действует более гибкая система наказаний. Например, за небольшое превышение скорости штраф составляет всего 500 рублей, а за управление автомобилем в состоянии опьянения — 30 тысяч рублей и лишение прав.

Фото: Старый маршрут Ford Escort - «ГАИ Заречный» / Пензенская область, город Заречный (до 1992 года закрытый город Пенза-19), 1994 год
Фото: Старый маршрут Ford Escort - «ГАИ Заречный» / Пензенская область, город Заречный (до 1992 года закрытый город Пенза-19), 1994 год

В некоторых случаях, например, при повторном вождении в пьяном виде или при ДТП с тяжёлыми последствиями, нарушителя могут привлечь к уголовной ответственности.

Слабые стороны современной системы

Несмотря на все плюсы, современная система наказаний имеет и свои недостатки. Например, штрафы за некоторые нарушения кажутся слишком низкими.

Так, штраф в 500 рублей за превышение скорости — это скорее символическая сумма, особенно для тех, кто зарабатывает хорошие деньги. Некоторые водители даже шутят, что могут позволить себе нарушать ПДД сотни раз в месяц, не почувствовав серьёзного удара по бюджету.
Фото: Belkin Alexey/news.ru/Global Look Press
Фото: Belkin Alexey/news.ru/Global Look Press

Кроме того, отсутствие системы, подобной «трём проколам», лишает водителей стимула быть более дисциплинированными. В СССР три прокола были как красная лампочка, предупреждающая: «Остановись, пока не поздно». Сегодня такой «лампочки» нет, и некоторые водители чувствуют себя безнаказанными.

Возвращаться ли к старой системе?

Многие автолюбители и эксперты считают, что система «трёх проколов» была более эффективной и справедливой. Она не только наказывала, но и воспитывала, напоминая водителям о важности соблюдения ПДД.

Возможно, стоит вернуть что-то подобное, адаптировав к современным реалиям. Например, ввести систему баллов, которая будет учитывать не только серьёзные нарушения, но и мелкие, но частые проступки.

А как вы считаете? Нужно ли вернуть что-то подобное «трём проколам» или современная система наказаний вполне справляется со своей задачей? Делитесь своим мнением в комментариях!