Найти в Дзене

«Разбегаемся все», или Почему мы любим мелодрамы

Просмотр лент, подобных «Джульетте», рано или поздно порождает вопрос о природе мелодрамы: что она есть? Вопрос довольно прямой и абсолютно бестактный, словно им, как щитом, зритель заграждает себе путь к со-чувствию, со-переживанию, короче говоря, к чувству как производной мелодраматического произведения. Я пишу «мелодраматического произведения», имея туманное представление о данном типе произведений, и руковожусь скорее расхожим мнением по поводу того, что представляет собой мелодрама. Однако сей текст не появился бы на свет и не стал бы достоянием чужих глаз и чужих мыслей, будь мне известна сущность мелодрамы. И здесь речь должна пойти не о сущности, на которую могут указать те или иные признаки или маркеры как на что-то преднаходимое, а об условиях и условностях, в которых кроется уже не сущность как нечто конкретное и объективное, что определённо наделено протяжённым во времени существованием, но тенденция к тому, что впоследствии может именоваться мелодрамой – что будет ей явля
Мелодрама как таковая уже есть граница, по ту сторону которой находится угроза её бытию.
Мелодрама как таковая уже есть граница, по ту сторону которой находится угроза её бытию.

Просмотр лент, подобных «Джульетте», рано или поздно порождает вопрос о природе мелодрамы: что она есть? Вопрос довольно прямой и абсолютно бестактный, словно им, как щитом, зритель заграждает себе путь к со-чувствию, со-переживанию, короче говоря, к чувству как производной мелодраматического произведения. Я пишу «мелодраматического произведения», имея туманное представление о данном типе произведений, и руковожусь скорее расхожим мнением по поводу того, что представляет собой мелодрама. Однако сей текст не появился бы на свет и не стал бы достоянием чужих глаз и чужих мыслей, будь мне известна сущность мелодрамы.

И здесь речь должна пойти не о сущности, на которую могут указать те или иные признаки или маркеры как на что-то преднаходимое, а об условиях и условностях, в которых кроется уже не сущность как нечто конкретное и объективное, что определённо наделено протяжённым во времени существованием, но тенденция к тому, что впоследствии может именоваться мелодрамой – что будет ей являться.

В критической работе какого-либо толка велик соблазн броситься в дефиниции, тем самым сузив, во-первых, круг поисков, а во-вторых, угол восприятия, потому что каждый фильм, каким бы он ни был, является лишь голой и ни на что не претендующей конструкцией, в которую зритель вовлекается и тем самым продуцирует и репродуцирует определённые ощущения и впечатления, что продолжили бы своё скрытое, доведённое до небытия, существование в глубине души, ожидая строго определённого толчка, чтобы, очнувшись, заселить собой зрительское бытие, - таким образом, фильм выполняет свою функцию как произведение искусства и одновременно прячется, исчезает из виду за буйством вспыхнувших эмоций, движение которых стало абсолютным и беспрепятственным.

...смерть обрывает любую речь, она приходит в мир тишиной и запирает мысль в ней самой, так что последней не остаётся ничего другого, как обрести своё существование в письме, тем самым письмо обезличивается, ибо автор растворяется в строчках, в чернилах; письмо приходит к вечности.
...смерть обрывает любую речь, она приходит в мир тишиной и запирает мысль в ней самой, так что последней не остаётся ничего другого, как обрести своё существование в письме, тем самым письмо обезличивается, ибо автор растворяется в строчках, в чернилах; письмо приходит к вечности.

Такова мелодрама. Это идеальное движение чувства в идеальных условиях. Мелодраму можно сравнить с теплицей, где вместо побегов взращиваются цельные и конкретные эмоции, впечатления, ощущения и чувства, для действия которых оборудовано всё без остатка пространство теплицы. Да, рука моя соскользнула, и меня бросило в дефиниции, однако, хочу сказать, что с самого начала, как я сел за текст, именно эта мысль и была для меня путеводной: первое, о чём я подумал спустя энное количество времени после просмотра «Джульетты», что мелодрама прежде всего должна являться не просто жанром, узнаваемым благодаря известным меткам, а набором условий, в которых, как в математической функции, можно подставить любое значение, после чего последнее пройдёт стадию алхимической трансмутации, превратившись в результате в обособленное, чистое, как сам эйдос, чувство. Приземлённое, конкретное, обыденное человеческое чувство, что гложет каждого из нас, как заброшенных в мир, по Хайдеггеру, существ, но это будет чувство, по патосу своему соположное небесным идеям, чьё бытие не отравлено миром становления. Статичный, по-своему лучезарный и по-своему меланхоличный мир, обустраиваемый мелодрамой, конституируется лирикой – вбрасываемые во внешнее бытие рефлексии персонажей не претерпевают никаких изменений, ибо сопротивления со стороны внешнего нет, и его не может быть, коль скоро мы говорим о мелодраме, ибо любое, даже маломальское, отклонение в сторону вызовет патологию, которая станет причиной смешения жанров – теплица даст трещину, в сокровенный мир, где внутреннее и внешнее созвучны, если не тождественны, и где интерьер и экстерьер образуют единую, переливающуюся грань, ворвётся хаос и дикость – чего? – чего-то иного. Мелодрама как таковая уже есть граница, по ту сторону которой находится угроза её бытию. Добавлю, что мелодрама потому является мелодрамой, что прячет собственную конструкцию – репродуцированные эмоции тут же обступают и захватывают зрителя, его внимание рассеивается за стремлением вчувствоваться и проникнуться струящейся с экрана лирикой, которая не исходит из персонажей, а излучается из вещей, как имманентная сила, изначально присущая мирозданию.

Здесь я бы мог закончить свои искания, но: 1) вряд ли моё определение мелодрамы сколько-нибудь исчерпывающе; 2) сама попытка определения не являлась главной целью данного текста. Так что продолжим.

«Джульетта» походит на комментарий к стихотворению Бродского «От окраины к центру», в частности, к одной простой строчке: «Разбегаемся все. Только смерть нас одна собирает».

Не то что бы Бродский может дать нам ключ к тому, что пытается выразить Альмодовар, тем более, весьма спорно, что двадцатилетний поэт мог лишь одной строчкой выразить то, что шестидесятилетний режиссёр пытался высказать в полуторачасовой картине, но примем во внимание, что произведение искусства является областью обострённой смысловой динамики, и сам процесс интерпретации должен прийти не к какому-то тезисному формуляру, но к потаённому и незавершимому движению мысли. Искусство, согласно Тарковскому, существует не за тем, чтобы отвечать, но вновь и вновь задавать вопросы.

Итак, смерть.

Молчание отнюдь не немо – оно испускает из себя слово, которое собирает действительность в законченное целое, наподобие произведения.
Молчание отнюдь не немо – оно испускает из себя слово, которое собирает действительность в законченное целое, наподобие произведения.

Смерть в Испании – вещь более чем экзотическая. Обогреваемая жарким солнцем, растянувшаяся на побережьях, обитающая в горных вершинах, витающая призрачным силуэтом над телами, предающимися любви. Это смерть – недомолвка, утаивание, молчание, то, что осталось скрытым – и не важны причины, по каким человек решил смолчать, – так или иначе смерть обрывает любую речь, она приходит в мир тишиной и запирает мысль в ней самой, так что последней не остаётся ничего другого, как обрести своё существование в письме, тем самым письмо обезличивается, ибо автор растворяется в строчках, в чернилах; письмо приходит к вечности. Речь более разобщает людей, чем молчание. Значимым в этом плане кадром, я думаю, является кадр, где Джульетта и Хоан впервые занимаются любовью – их тела, со-единённые в экстатическом приступе, застигнутые в моменте, когда тепло рождается в единстве разностей, отражаются в проносящейся в окне ночи, причём тьма за пределами мчащегося поезда кажется обездвиженной, как вечность, и в ней возникает образ, уже бесплотный и призрачный, сомкнувшихся в порыве страсти мужчины и женщины. Возникает парадокс: в отражении объективируется то, что в принципе не может быть объективированным; образ – эквивалент внеобразного, стихийного – завершённость незавершимого. Образом обращается мгновение близости, когда мгновение рассыпается и утекает в вечность (или впускает эту вечность в себя, превращаясь в память, а значит – в обозримое со стороны), которая вечна жива и вечно мертва. Вечность молчалива, подобно письму, и, проникнутая мерзлотой, равнодушна; она – сплошная негация и вместе с тем вечность, в силу своего бытия позитивна в качестве факта – вечность таится во времени, которое утекает и рассеивается, проходит, как испаряется тепло и гаснет свет. Вечность (образ, отражение) уже присутствует в том, что ещё живо (не-образ), спонтанно, что вовлекает в себя, что не терпит зрителя, а требует сочувствия.

Смерть неотступно сопровождает Джульетту. Незнакомый пассажир, который бросился под колёса поезда. Потом – первая жена Хоана. Следом смерть забирает мать Джульетты. После этого, спустя время, она является по душу Хоана. Затем Ава. Напрашивается избитая парадигма: Эрос и Танат – Эрос собирает, сближает, сообщает динамику влечения, источая болтливое тепло; и Танат, что встаёт неодолимой границей меж некогда совмещённых частиц, впускает в мир холодное дыхание вечности и памяти. Это напоминает теоретические изыскания Фрейда, но обойдёмся здесь без него. Молчание отнюдь не немо – оно испускает из себя слово (возникает искушение сказать «логос» в значении «пожинать», «собирать»), которое собирает действительность в законченное целое, наподобие произведения. Стержнем, проходящим сквозь весь фильм, является письмо, которое Джульетта пишет своей повзрослевшей дочери, которую не видела больше десяти лет; главная героиня создаёт (или воссоздаёт) нарратив, опутывающий сетью из неразрывных нитей всю её прошлую жизнь – память сама по себе нарративна, потому как пронизана связями между образов, которыми населена, что некогда являлись моментами эмоционального всплеска, которые в собственное время не могли оформиться в законченную структуру памяти, которые были всплеском самогó настоящего, что противостоит вечности вызовом стихии и жара.

На манер Пруста, Джульетта придаётся воспоминаниям с целью вытянуть из них почти утраченное настоящее, вернуть прошлое, но не с тем, чтобы просто пережить его заново, а, пережив, вычленить смыслы, которые в прошлом остались незамеченными (и они в любом случае остались бы незамеченными – кажется, это больше всего волнует Альмодовора, если воспринимать «Джульетту» в контексте того, что делал Пруст в «Поисках утраченного времени») дабы письмо замкнулось – и молчание зазвучало молчанием.

Слово, знак смерти, немотствует, однако в данной немоте кроется настоящая речь – речь письма. Смерть собирает нас, она заканчивает мир, исчерпывает его в срезе вечности, замораживает – переживания преобразуются в образы, тела превращаются в статуи, наступает покой.

***

Поделитесь в комментариях, как Вам фильм:) Интересно узнать Ваше мнение)

Подписывайтесь, ставьте лайки:)

Также заходите на наш канал на ютубе, там много интересного!