Найти в Дзене
Культура ТОиР

Технологические карты на ТОиР. Часть 1. Вводная

В последнее время на каком предприятии я бы не побывал, я слышу: «Нам необходимо разработать технологические карты», «Без технологических карт мы не можем планировать работы по ТОиР», «Технологические карты нам нужны, чтобы правильно обслуживать оборудование», «Нам необходимо поднять надежность оборудования, поэтому нам нужны Технологические карты» и т.д. Давайте разберемся, что же такое Технологическая карта на ТОиР оборудования и почему она в последнее время стала так необходима всем предприятиям. Так же мы разберем виды Технологических карт, особенности их формирования, чем Технологическая карта отличается от СОП (стандартная операционная процедура), ошибки, которые допускают специалисты при формировании Технологических карт, а еще я вам приведу шаблон правильной Технологической карты. Существует несколько определений Технологических карт для применения в разных отраслях промышленности и для разных видов деятельности. Одно из определений Технологической карты на ТОиР звучит следующи

В последнее время на каком предприятии я бы не побывал, я слышу: «Нам необходимо разработать технологические карты», «Без технологических карт мы не можем планировать работы по ТОиР», «Технологические карты нам нужны, чтобы правильно обслуживать оборудование», «Нам необходимо поднять надежность оборудования, поэтому нам нужны Технологические карты» и т.д.

Давайте разберемся, что же такое Технологическая карта на ТОиР оборудования и почему она в последнее время стала так необходима всем предприятиям. Так же мы разберем виды Технологических карт, особенности их формирования, чем Технологическая карта отличается от СОП (стандартная операционная процедура), ошибки, которые допускают специалисты при формировании Технологических карт, а еще я вам приведу шаблон правильной Технологической карты.

Существует несколько определений Технологических карт для применения в разных отраслях промышленности и для разных видов деятельности. Одно из определений Технологической карты на ТОиР звучит следующие образом:

Технологическая карта (далее ТК) - стандартизированный документ, содержащий перечень отдельных операций ТОиР (состав работ) и информацию о последовательности их выполнения, а также информацию о трудозатратах, материалах, запасных частях и требуемых инструментах, необходимых для выполнения работ.

Пример технологической карты
Пример технологической карты

Почему же в последнее время на предприятиях так часто говорят о необходимости ТК, раньше техкарт разве не было?

Истории появления ТК я не нашел, но на мой взгляд инженера, они были всегда. С появлением сложных устройств, возникала необходимость в описании процесса сборки устройства, его эксплуатации, а также обслуживании и ремонта. Вот тогда и появились Технологические карты, возможно они не имели того набора атрибутов и той формы, к которой мы привыкли сейчас, но однозначно это были технологические карты.

Работая с технической документацией 50-х, 60-х годов, я встречал пошаговое описание процесса обслуживания оборудования, какие инструменты и запасные части необходимо применять при ТОиР. При разработке ТК уже в настоящее время мы активно пользовались общепромышленными справочниками 70-х, 80-х годов.

В постперестроечный период, когда на всех предприятиях было много проблем, все забыли о таком важном инструменте как техкарта, однако уровень образования специалистов был достаточно высоким, поэтому не возникало больших проблем со знанием операций, которые необходимо выполнять при обслуживании оборудования. Когда я пришел после института работать электромонтером на комбинат, мне подробно все рассказали и показали и необходимости в бумажном описании работ у меня не возникало. В последнее же время наблюдается снижение компетенций специалистов ТОиР, опыт, если его не передавать, утрачивается, существенно поменялось отношение к выполняемой работе, поэтому необходим инструмент, который позволит во первых: четко определить состав выполняемых работ; во вторых: получить обратную связь об объемах и качестве выполненных работ по ТОиР.

Вот поэтому и вспомнили о техкартах и не как об инструменте планирования, который широко используется в ERP и EAM системах, а как об инструменте выполнения и контроля работ по ТОиР.

Часто можно услышать от консультантов, что необходимость в ТК зависит от степени зрелости организации. Что для «не зрелых» организаций они могут принести даже вред в виде завышенных финансовых и трудовых затрат, времени простоя оборудования в ремонте, но это говорит не о зрелости организации, а о качестве самих ТК и не понимании для чего их необходимо использовать. Еще один очень странный подход к ТК заключается в постепенном «усложнении» техкарт в зависимости от зрелости организации. Сначала в ТК включают перечень операций и трудоемкость для определения стоимости работ и соответственно формировании бюджета на работы (так называемые ТК для планирования), на следующем этапе в ТК добавляют используемые материалы и бюджет на МТР формируют уже из ТК и только на заключительном этапе включают в ТК все необходимые атрибуты и выдают ТК ремонтному персоналу для того, чтобы он по ним осуществлял ТОиР. Это на мой взгляд как ремонтника полнейшая глупость, потому что бюджет формируется по техкарте, а тогда как выполнять работы непонятно.

Еще одно заблуждение я слышал, что для зрелых компаний, ТК не нужны вовсе. Что в таких компаниях люди достаточно опытные и компетентные, они сами знают, что делать и выполняют все необходимые работы в полном объеме. А кто определил этот полный объем работ, никто так и не смог сказать. Такое я слышал от «компетентных» механиков, которые говорили, что они уже 20 лет обслуживают оборудование и знают что делать лучше меня. Но когда мы пришли проверять, что же они делают при выполнении ТО, то выяснилось, что они руководствуются перечнем материалов, подлежащих обязательной замене и ни одной операции по контролю состояния не выполняют, а их количество при выполнении ТО доходит до 80%.

В зрелых компаниях наоборот применяют детализированные ТК, сформированные по принципам надежносто-ориентированного подхода и отмечают выполнение каждой операции в системе учета. Возьмите для примера сервисные компании по обслуживанию самоходного оборудования, они в своей работе используют детализированные ТК и отмечают выполнение каждой работы с требуемыми комментариями, а компетентность у сотрудников таких организаций очень высокая.

Завершая вводную часть, хочу сказать, что Технологические карты необходимы любой организации, на любом уровне ее развития, вне зависимости от наличия информационной системы. И чем раньше организация перейдет на работы по Технологическим картам, тем более надежным и безотказным будет оборудование.

Продолжение следует.

-----

Если возникли вопросы и есть желание сотрудничества, пишите:

sokolov_dg@mail.ru

https://dmitriisokolov.ru