(Осия 5)
Объявив в предыдущей главе, что у Него «суд... с жителями» Израиля, Бог далее конкретно описывает прегрешения народа и последствия этих преступлений. Данный раздел обвинения начинается с обличения священников, образовавших беззаконное священство, введенное Иеровоамом (3 Цар. 12:31; 2 Пар. 11:14). Из-за нечестивых начинаний этого северного царя идолопоклонство народа сохранялось на протяжении всего периода существования северного царства.
ОБВИНЕНИЕ БОГА
«Слушайте это, священники, и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя. Ибо вам будет суд, потому что вы были западнёй в Массифе и сетью, раскинутой на Фаворе. Глубоко погрязли они в распутстве, но Я накажу всех их. Ефрема Я знаю, и Израиль не сокрыт от Меня; ибо ты блудодействуешь, Ефрем, и Израиль осквернился. Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали» (Ос. 5:1–4).
Стих 1. Судебный иск Божий был в первую очередь направлен против вождей народа — против священников и дома царя («царского дома»; РБО). Он был также против дома Израилева, то есть против всего народа. Они тоже были виновны, хотя в грех их ввели их собственные вожди. Божий суд был против священников, князей и народа.
Вожди были западней в Массифе и сетью... на Фаворе. Слово, переведенное как «западня» (пах) — это силок для птиц, которым пользовались птицеловы. «Сетью» (решет) пользовались для ловли как птиц, так и диких зверей. Эти метафоры из области охоты указывают, что вместо того чтобы защищать народ, израильское руководство превратило их в добычу. По всей вероятности, они совершили это, инициировав или допустив идолопоклонство в этих местах северного царства. Люди попали в западню. Как птица попадает в силок, так и они запутались в поклонении другим богам, последовав за своими вождями.
«Массифа» и «Фавор» представляли две из многочисленных высот, где Израиль поклонялся идолам. «Массифа» означает «дозор» или «сторожевая башня». Место, упомянутое в данном стихе, может относиться либо к селению на границе Израиля и Иуды (1 Цар. 7:5, 6; 10:17–24), либо к селению в Галааде на восточной стороне реки Иордан (Суд. 10:17; 11:11). Оба эти места имели большую религиозную и политическую историю.
«Фавор» — название горы в северном царстве. Она находилась на расстоянии девятнадцати километров к северу от горы Гелвуи и восьми километров к юго-востоку от Назарета. Фавор находился на северной границе Иссахара (Иис. Н. 19:22), где она сходилась с границами Завулона и Неффалима. Из Втор. 33:19 можно понять, что это было место поклонения этих колен.
Стих 2. В Синод. пер. этот стих переводится следующим образом: «Глубоко погрязли они в распутстве, но Я накажу всех их». В еврейском оригинале первая строка стиха трудна для понимания и переводится по-разному. Вместо «распутства» в РБО употреблено слово «резня». Если это верно, то речь в отрывке может идти о многочисленных убийствах царей и князей северного царства (4 Цар. 15). За такие греховные дела все восставшие против Бога («они», то есть «мятежники»; РБО), кто «глубоко погряз в распутстве» и предался греху, будут Им наказаны.
Другой подход к первой строке этого стиха — слегка подправить еврейский текст. Заменив одну согласную и некоторые точки над гласными, получаем другое прочтение: «яма, глубоко вырытая в Ситтиме». Если верно это, тогда «яма» будет третьей метафорой из области охоты наряду с «западней» и «сетью» стиха 1. А «Ситтим» будет третьим местом идолопоклонства после «Массифы» и «Фавора». Ситтим, что значит «акациевая роща», был местом, где Израиль расположился лагерем в Заиорданье перед завоеванием Ханаана. В том месте израильские мужчины поклонялись идолам и прелюбодействовали с моавитскими женщинами, прилепившись к Ваал-Фегору (9:10; Чис. 22:1; 25:1–3). Возможно, это тенистое место продолжало оставаться местом идолопоклонства Израиля, за что Бог и собирался наказать их.
Стихи 3, 4. Параллельные предложения «Ефрема Я знаю» и «Израиль не сокрыт от Меня» означают одно и то же. Израиль не мог надеяться на то, что избежит гнева Божьего, так как Ему было хорошо известно о его делах. Ни тот, ни другой не мог спрятаться от Него.
Бог накажет Израиль, так как народ блудодействовал и проявлял дух блуда (см. 4:12). Другими словами, они были неверны Богу, своему мужу, поклоняясь другим богам. Самое печальное в этом обвинении то, что дела их не допускают их обратиться к Богу своему. Грех порабощает (Рим. 6:17, 20; 7:20, 23). Джеймс Мэйс называет состояние Израиля «параличом души»; народ был «пленником своих прошлых поступков». Пока они предавались своему греху, доступ к Богу для них был закрыт. Состояние Израиля характеризуют слова «Господа они не познали». Эти слова говорят о том, что они не сумели сохранить правильные отношения с Богом, верно соблюдая Его заповеди. Возможно, в противопоставлении стиха 3, где Бог сказал: «Ефрема Я знаю», стиху 4, который завершается словами «Господа они не познали» скрывается ирония.
ВИНА НАРОДА
«И гордость Израиля унижена в глазах их; и Израиль, и Ефрем падут от нечестия своего; падёт и Иуда с ними. С овцами своими и волами своими пойдут искать Господа и не найдут Его: Он удалился от них. Господу они изменили, потому что родили чужих детей; ныне новый месяц поест их с их имуществом» (Ос. 5:5–7).
Стих 5. Упоминание гордости Израиля, который гордился своим богатством и процветанием, свидетельствует о том, что народ отвернулся от своего Бога, так как праведный народ был бы благодарен Богу за Его благословения, а не гордился своими достижениями. Другое понимание может быть — что «гордость Израиля» это Сам Бог. В этом случае Он Сам свидетельствует против Израиля. Этот вариант может быть подтвержден тем фактом, что еврейское слово «гордость» (гаон) иногда используется для описания величия Господа.
Нечестие народа, или грех, стало причиной его падения; пал и южный сосед Израиля Иуда с ними. Дело в том, что поклонение Ваалу, введенное в северном царстве, переместилось в южное царство через родственников Ахава (4 Цар. 8:16–18, 25–27).
Стих 6. Люди на севере так далеко отошли от Бога, что даже, если они будут обращаться к Нему «с овцами своими и волами своими» в качестве жертвоприношений, это никак не поможет (см. Ис. 1:10–15; Ам. 5:21–24; Мих. 6:6–8). Они не найдут Бога, ибо Он удалился от них (см. Втор. 31:16–18; 32:15–22). Смысл текста в том, что Израиль прошел точку невозврата и непременно будет уничтожен, так как у него уже не будет возможности покаяться. В других стихах своей книги Осия призывает народ вернуться к Богу, намекая, что у народа есть надежда, если он покается (см. 5:15).
Стих 7. В качестве причины гибели девы Израиль снова указывается ее (подразумеваемое) духовное прелюбодеяние. Будучи женой-блудницей, она родила чужих детей. «Чужие» — перевод причастия от глагола зур, которое означает быть «незнакомцем» или «иностранцем». В данном контексте в НРП используется слово «незаконные». В буквальном смысле, дочери, занимающиеся проституцией, и невестки, увлекающиеся блудом (4:14), без сомнения, родили незаконное потомство. Эти женщины не были замужем за биологическими отцами этих детей. Однако судя по языку, речь здесь идет о духовной характеристике народа. Из-за неистового идолопоклонства дети Израиля не принадлежали Господу (см. РБО; Совр. пер.). Так как они были чужими, незаконными детьми, они не могли претендовать на наследство в земле обетованной.
Как следствие их неверности, «новый месяц поест их с их имуществом». Это может означать либо что жертвы, приносимые ими лжебогам каждое новомесячие, приведут к их погибели, либо что «через месяц» (очень скоро) их ждет погибель.
Еврейское слово, переведенное как «имущество» (хелек), указывает на «уделы», выделенные и распределенные Иисусом Навином после завоевания, которые переходили в качестве наследства от поколения к поколению. Поэтому в РБО и Совр. пер. это слово переведено как «земля». Земля была даром от Господа, но пребывание Израиля на ней зависело от их верности завету.
ГРЯДУЩЕЕ НАКАЗАНИЕ
«Вострубите рогом в Гиве, трубой — в Раме! Возглашайте в Беф-Авене: "За тобой, Вениамин!" Ефрем сделается пустыней в день наказания; между коленами Израилевыми Я возвестил это. Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи; изолью на них гнев Мой, как воду. Угнетён Ефрем, поражён судом; ибо захотел ходить вслед суетных. И буду как моль для Ефрема и как червь для дома Иудина. И увидел Ефрем болезнь свою, и Иуда — свою рану, и пошёл Ефрем к Ассуру, и послал к царю Иареву; но он не может исцелить вас и не излечит вас от раны. Ибо Я, как лев, для Ефрема и, как скимен, для дома Иудина: Я, Я растерзаю и уйду; унесу, и никто не спасёт. Пойду, возвращусь в Моё место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего» (Ос. 5:8–15).
Стих 8. Начиная с этого стиха, темой главы 5 становится война. Осия сравнивается со стражем, посылающим убедительное предупреждение. Рог (шопар) барана и труба (хацоцера) использовались, чтобы предупреждать народ о приближении армии врага (Чис. 10:9). Услышав звуки, издаваемые (возглашаемые) этими инструментами, работники на полях успевали укрыться внутри городских стен (Иер. 4:5). А воинам рог и труба подавали сигнал готовиться к битве.
Пророк драматизирует будущие события, эмоционально предупреждая колено Вениамина, занимавшее самую северную часть Иуды: «За тобой, Вениамин!» После разделения Израиля и Иуды большая часть колена Вениаминова присоединилась к южному царству, Иуде (3 Цар. 12:21; 2 Пар. 11:1, 12, 23; 14:8; 15:2, 9; 25:5).
Очевидно, Осия своим внутренним взором увидел, что ассирийская армия уже завоевала северное царство и угрожала южному царству, и поэтому он призывает народ Вениамина готовиться к атаке. Оба города, Гива и Рама, находились в северной части пределов Вениамина, недалеко от границы с Израилем. Беф-Авен, или Вефиль, был одним из самых южных городов северного царства.
Стих 9. Бог сказал, что Ефрем сделается пустыней в день наказания. Он воспользуется ассирийцами, которые завоюют северное царство и депортируют народ, что будет им наказанием за их грехи. Бог возвестил это — будущее уничтожение царства, — следовательно, так непременно произойдет.
Стих 10. Наказания заслуживали не только вожди Израиля, но и вожди Иудины. Они стали подобны передвигающим межи. Они сравниваются с человеком, который передвигает пограничные камни между своей землей и землей соседа, чтобы украсть землю у соседа (Втор. 19:14; Иов. 24:2; Прит. 15:25; 22:28; 23:10). Совершавшие такое преступление были прокляты (Втор. 27:17). Господь земли дал землю Своему народу, определив границы двенадцати колен и их семей (см. Деян. 17:26). Вторгшись на территорию Израиля, Иуда отверг Господа и согрешил против своих братьев израильтян.
Таким образом, вожди Иудины были не менее порочными, нежели другие начальники Израиля (5:1). Они тоже познают гнев Божий, который изольется на них, как вода.
Может быть и другое толкование: фраза о том, что Бог изольет Свой гнев на Иуду, указывает на пленение народа Вавилоном. В 586 г. до н.э., спустя более ста лет после того, как в 722 г. до н.э. был разрушен Израиль, разрушением Иерусалима и храма завершились атаки Навуходоносора на Иуду. Если это было исполнением пророчества, то в чем причина отсрочки с наказанием Иуды? Возможно, народ Иуды (или хотя бы цари Иуды) не единожды каялся и обращался к Богу, в то время как при жизни Осии никто из царей израильских не выказал и намека на раскаяние.
Стих 11. В этом тексте говорится о последствиях прошлых грехов Израиля. Народ будет наказан, потому что захотел ходить вслед суетных, вместо того чтобы повиноваться закону Божьему. Значение еврейского слова цав, которое переведено как «суетные», неясно. Возможно, оно относится к повелению Иеровоама, согласно которому израильтяне должны были поклоняться тельцам, которые он установил в Дане и Вефиле (3 Цар. 12:28–33). В переводе РБО используется слово «скверна», а в НРП — «идолы». В этом случае оно может указывать на поклонение Израиля на высотах (4:12–14) или на идолов Иеровоама в виде тельцов. Израиль за свои прегрешения уже был наказан Богом, так как был «угнетён... поражён судом».
Стих 12. Господь был как моль, поедающая одежду, и как червь, повреждающий дерево (Иов. 13:28; Пс. 38:12; Ис. 50:9; 51:8). Он тихо и незаметно лишил силы и Ефрема (Израиль) и дом Иудин.
Стих 13. Ослабев, Израиль решил обратиться за помощью к другим странам (см. 7:8–12; 8:9, 10; 12:1). Хотя Израиль чаще всего вступал в союз с Сирией и Египтом, в этом стихе назван Ассур (Ассирия; НРП; РБО). Это уже был не союз равных, это было подчинение слабого сильному. Как минимум, два царя за время служения Осии платили дань Ассирии в обмен на обеспечение безопасности Израиля. Менаим заплатил дань в 738 г. до н.э., когда Тиглатпаласар III начал устанавливать контроль над «плодородным полумесяцем». Израильский царь поступил так для того, чтобы «укрепить вверенное ему царство» и избежать нападения Ассирии (4 Цар. 15:19, 20). В 732 г. до н.э. царь Осия также заплатил дань Тиглатпаласару. Позднее он заплатил дань и сыну Тиглатпаласара Салманассару (4 Цар. 17:3).
В тексте говорится, что Израиль послал за помощью к царю Иареву (см. 10:6). «Царь Иарев» (мелек йареб) — это символическое выражение, означающее царя Ассирии. Слово в масоретской редакции может означать «царь-борец» или «противостояние». В этом консонантном тексте (записанном одними согласными) можно произвести деление и расставить знаки по-другому, и получится фраза малки раб, означающая «великий царь» (НРП). И в том и в другом случае смысл отрывка одинаков.
Бог запретил союзы с чужыми народами, так как они свидетельствовали об отсутствии веры в Него и приводили к поклонению лжебогам других народов. В древности армии всегда шли на войну во имя своих богов. Если израильтяне сражались вместе с другим народом, то они признавали бога (или богов) того народа и фактически сражались за него (них). Однако — утверждает Осия — избавления, на которое они рассчитывали благодаря союзу с другими народами, не будет. Эти люди не смогут исцелить их или излечить их от раны.
Стих 14, 15. Бог снова говорит о наказании, которое Он приготовил для Своего народа. Он будет, как лев, для Ефрема и для дома Иудина; Он растерзает их. А потом Он пойдет, покинув таким образом Свой народ на произвол судьбы. Их отправят в изгнание, и никто не спасет их.
Целью Его такого обращения с израильтянами было не просто наказание их. Он хотел, чтобы они поняли и признали себя виновными — и взыскали своего Господа. Подразумевается, что, если и когда они поведут себя должным образом, Бог вернется к ним.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻