Приглушив ноту юмора и не прибегая к яду сарказма, начнем, помолясь, наш сегодняшний сюжет - не сказать, чтобы сложный, но уж больно экспериментальный.
В фильме, о котором дальше пойдет речь, столько понамешано, что в этом вареве тонут все едва намеченные сюжетные линии: мифология, неомарксизм, антропология, романтические иллюзии, барочные замки, грязные трущобы, модные курорты, семейные трагедии, женская сексуальность, близкородственные связи, похотливые епископы, каморра, молодые повесы, старые актрисы, личные драмы... Попробуйте-ка разглядеть среди этого ассорти самореализацию и самопознание женщины!
"Но они тут есть!"- клятвенно заверяет нас Паоло Соррентино, режиссер фэнтези-драмы "Партенопа" (2024). Подлинный эксперт по женской красоте пытается доказать, что в его новой картине красота намертво спаяна с умом, причем незаурядным. Незаурядным для женщины, если точнее цитировать маэстро.
Не торопитесь негодовать, дамы, оставайтесь в партере и ждите фиаско финала картины, чтобы в очередной раз убедиться в своей прозорливости. Мужчины, вы тоже никуда не уходите. Понимаю, что весь этот бред вас не интересует (я о неомарксизме, конечно), но зато вы насмотритесь красоты и молодости во всех ракурсах, в очень хорошо раздетом виде и в течение довольно продолжительного времени. Два часа шестнадцать минут вам хватит?
Итак, начнем - без спойлеров, коротко, но оценочно. По-другому сегодня никак.
Кто такая Партенопа? Главная героиня истории - реальная женщина, которая, по замыслу автора, явилась к людям словно античная богиня. Партенопа родилась в 1950 году близ Неаполя, мама рожала ее прямо в море, и девочку назвали в честь легендарной сирены, с которой в мифологии связывалось основание города. Свое детство Партенопа проводит в барочном замке, ее семья отнюдь не бедствует, а ее крестный, бывший мэр Неаполя, дарит малышке дивную колыбель - карету из Версаля.
Партенопа растет, ее неземная красота завораживает и женщин, и мужчин, буквально сводя с ума последних. Даже родной брат не в силах устоять перед чарами сестры. Эх, жалко парня. Год за годом Партенопа взрослеет, превращаясь в местную богиню (Челесте Далла Порта), которой готовы молиться все, кого она встречает на своем пути. Ну, в общем, пока все старо как мир, режиссер верен своему амплуа.
Однако есть один нюанс: сама Партенопа будто бы не осознает силу своей красоты и с глуповатой загадочной улыбкой вечно витает в эмпиреях, пока окружающие ее мужчины, подчас годящиеся ей в прадеды, пытаются угадать, о чем же эта красавица думает.
А красавица, между прочим, учится в университете на антрополога и мечтает построить научную карьеру, но все эти любовные иллюзии и драмы здорово отвлекают ее от занятий.
Эксперимент Соррентино по скрещиванию мифологии с сексапилом приводит к тому, что Партенопа изучает антропологию и пишет диссертацию о святом Януарии (и почему у итальянцев без него ни одно дело не обходится), потрясая окружающих одновременно глубоким умом и легким нравом.
Девушка в крошечном бикини читает Леви-Стросса, уверенно плавает нагишом не только в Неаполитанском заливе, но и в философии неомарксизма, а на досуге читает мятежных современников. Однажды на Капри Партенопа знакомится со своим любимым писателем Джоном Чивером (Гэри Олдман), и на этой встрече она была на высоте своего интеллекта. Хотя, сказать по правде, старому алкоголику с крашенными волосами вполне хватило бы ее внешности. "Тишина в красивых людях - это загадка, в уродливых - это уже изъян", - откровенно по-сексистки сообщает он героине.
Но на то он и Соррентино, чтобы смешивать сакральное с вульгарным. У его умницы-красавицы завязываются отношения с родным братом и, за компанию, с его другом. В то же время вокруг нее постоянно вьется плотный рой многочисленных кавалеров, жаждущих обладать ею и здесь и сейчас, и там и потом. Среди почитателей юной богини можно заметить ... да всех!
Камера постоянно следит за Партенопой, подглядывая за ней на фоне безумно красивых мест: Неаполь, Капри, Портофино. Она не оставляет героиню даже когда та совершает ночную прогулку по неаполитанским трущобам, ненадолго приобщаясь к жизни каморры. А если говорить откровенно, то эта камера весь фильм просто бесстыдно любуется главной героиней во всех ракурсах.
Так проходят десятилетия. Начавшись в середине 20-ого века, фильм охватывает 1970-е и 80-е, завершаясь уже в наши дни. В образе постаревшей Партенопы мы видим Стефанию Сандрелли, одну из последних див великого итальянского кино. Большое спасибо режиссеру за этот подарок. Эта актриса была символом целой эпохи в картинах Джерми и Бертолуччи - в ту честную и благородную пору, когда мужской взгляд на женскую красоту не выдавался за философию, а был лишь делом вкуса и эстетики.
Итак, девушка повзрослела и состарилась. Что же мы видим? Профессор университета, уважаемый педагог, известный антрополог, статусная женщина, добившаяся внушительных успехов в науке, как и мечтала в 20-летнем возрасте... Так отчего же она так невесела? Отчего зрелая эффектная дама выглядит и чувствует себя так, словно тоска ее гложет? Иль случилось что?..
А случилась банальная эксплуатация красоты и сексуальности. Именно так и поступил со своей героиней Соррентино. На поверку оказалось, что заявленный на старте незаурядный ум Партенопы, - лишь приятный бонус к красоте и молодости, поэтому все ее карьерные успехи нивелируются на финише. "Какая к черту радость научных открытий, бабуля? Ты старая, одинокая пенсионерка, твой удел - тоска о былом и грусть одиночества! Это мужчинам можно быть хоть антропологами, хоть неомарксистами, нисколько не переживая об отсутствии внуков."
Таким образом, образованностью и интеллектом свою героиню режиссер одаривает чисто формально, что, согласитесь, весьма унизительно. Да и карьеру антрополога, по версии Соррентино, Партенопе во многом обеспечивает ее научный руководитель, старенький профессор. Конечно, ведь женщине одного ума мало, она непременно нуждается в покровителе, чтобы добиться признания в научных кругах.
Паоло Соррентино щедро предлагает нам два с четвертью часа любоваться безупречной фигурой главной героини, чтобы в финале мы что? Всплакнули о ее, так называемой, бессмысленно растраченной молодости? Ну а как же вся эта наука, а? Ходила, понимаешь, с книжками, мечтала... Или же режиссер вновь написал гимн красоте молодой женщины, взяв за мотив феодальный напев?
Надеюсь, что карьера дебютантки Челесте Далла Порты от такого экспериментального подхода только выиграет, ибо с поставленной задачей она справилась на отлично, и пресловутая "тема с***к" была полностью раскрыта.
Не знаю, а вообще, вступая во вторую четверть 21-ого века, кинематографу может уже пора попрощаться с банальными стереотипами о женском счастье, объединив его со счастьем всеобщим - тем самым, что у каждого свое? Если же, по мнению некоторых режиссеров, такого счастья в природе не существует, то к чему тогда было городить всю эту околонаучную заумь и устраивать вялые философские потуги на фоне чувственной эстетики с элементами легкой вульгарности?
Как считаете?
Впрочем, в визуальной безупречности картине не откажешь.
Фильм смотреть не отговариваю.
На сегодня все.
Проверьте подписку и оставайтесь на О!СЮЖЕТ.
До скорого!
П.С.: Те из вас, кто еще не проголосовали за лучший сюжет из новогоднего киномарафона, могут сделать это сегодня-завтра. На следующем заседании нашего киноклуба будут объявлены фильмы-победители.