- Валентина, привет, - позвонила двоюродная сестра.
- Да, Лариса, здравствуй.
- Я хотела к тебе приехать, посекретничать.
- Сегодня занята, приезжай в субботу, поговорим.
Лариса приехала с тортиком, была весела и очень вежлива. Валентина поняла – просить что-то будет. И она угадала:
- Валюша, с просьбой я к тебе. У меня Сеня не работает, а им так деньги нужны.
- Ларочка, я занять ему не могу, у меня нет. Да и, сама понимаешь, твоему сыну денег дашь, а возврата не дождешься. Не очень он отдавать любит.
- Но он все же всегда отдавал. Невовремя, да, но возвращал. С работой у него все не клеится, а траты большие, дети растут, сама понимаешь.
- Это точно, но у меня сейчас у самой напряженность есть с деньгами, я тут кредит брала, только рассчиталась, так что мне бы на ноги встать.
- Я не за деньгами. Валя, Сенечке надо обналичить материнский капитал.
-А я причем?
- Давай вы оформите договор купли-продажи твоего домика, а он под это возьмет деньги.
- Ой, как-то это все мутно.
-Я бы и сама оформила, но я же мать, могут не дать материнский капитал. Да и у меня 1/6 доля в квартире, так что никак не получится всю сумму выдернуть.
- Даже не знаю, Лариса, как-то волнительно.
- Да чего ты боишься, мы же родня, мы не обманем.
- Но я же перепишу, дом на Сеню.
- Да, вы оформите договор купли-продажи дома, понарошку, на приличную сумму. На покупку дома Сеня возьмет кредит, а материнский капитал направят в банк, на погашение кредита. И у него на руках останутся деньги из банка.
- Но это же мошенничество.
- Ой, да все нормально. Как деньги получит, дом тебе обратно вернет. Оформите договор купли-продажи, и все.
Лариса была убедительна, как же родне-то не помочь, и Валентина не сразу, но согласилась.
Они с Сеней подписали договор купли-продажи, зарегистрировали его в Росреестре.
Валентина спокойно продолжила жить в доме, платила коммунальные платежи, делала в доме ремонтик, обрабатывала участок.
Дочь у Валентины жила далеко, и тут, наконец-то, приехала в отпуск.
- Мамуля, как дела?
- Нормально все, Лилечка.
- Вот и славно, я к тебе на месяц, у меня отпуск и отгулы. Отдохну, помогу. Дети уже большие, с мужем на хозяйстве остались. Потом уже, летом приедут, навестят.
Через день Лиля вечером сказала:
- Сеньку видела, поднялся-то как – на машине ездит, купил. Не новая, но есть. Говорит, подрабатывает на ней, денежки появились.
- Вот как? А мне на днях говорил, что все трудно, денег нет, - задумчиво сказала Валентина.
- Он у тебя в долг, что ли взял?
- Нет, дочка, я тут в аферу влезла с ними. Как меня Лариса уговорила – даже не пойму.
- Тааак, рассказывай, мамуля.
- В общем, мы оформили с Сеней договор купли-продажи этого дома, чтобы он получил материнский капитал, обналичил. А потом планировали дом обратно на меня оформить.
- С детскими долями?
- Откуда детские доли?
- Мама, ты бы, прежде чем такие вещи делать, мне позвонила. Он же обязан в этом доме выделить доли детей пропорционально материнскому капиталу, и себе с женой. Или вернуть деньги государству. Вообще-то это мошенничество, еще под уголовную статью попадете. Кстати, обратно-то он дом тебе вернуть когда собирается?
-Я ему звонила пару дней назад, говорит, что деньги еще не получил. Ох, как меня Лариска-то уговорила? Где моя голова была?
- Слушай, я завтра все разузнаю, работает у меня в Пенсионном фонде РФ одноклассница.
Утром Лилия уехала, захватив все документы по продаже дома, и вернулась к вечеру, как раз Валентина пришла с работы.
- Мама, значит, так. Сенька получил деньги еще полгода назад. По слухам, я у подружки его жены узнала, он не собирается переписывать домик обратно. Типа ты продала, он не гонит, но домик будет его. Я же живу далеко.
Валентина чуть не заплакала:
- Я все им скажу, ух, я им устрою. Что же делать?
- Я уже наняла юриста, будем расторгать договор купли-продажи, как мнимый. Передачи денег не было, дом из твоего владения не выбыл, так что идем в суд. Но ты им по нашим планам ни слова не говори. Просто интересуйся, когда сделка будет по возвращению дома. Прямо сейчас позвони Ларисе и Сене.
Валентина так и сделала, Лариса тут же быстро сказала:
- Валюша, да что ты торопишься. перепишет, никуда не денется. Как все дела сделает, так и перепишет. Достала уже названивать.
Сеня вообще трубку не взял, а когда позвонила Лилия, то раскричался:
- Достали, я вас заблокирую. Когда надо, тогда и перепишу.
- Вот же врут, - возмутилась Валя.
Вскоре она подала иск в суд:
- Прошу признать договор купли -продажи жилого дома недействительным, в силу его ничтожности, поскольку договор является мнимым, возвратить мне в собственность жилой дом. Намерения продавать жилой дом Сене у меня не было. Он является моим родственником, и попросил меня формально оформить договор купли–продажи, пообещав впоследствии возвратить жилой дом в мою собственность, при этом указал, что это ему необходимо для разрешения своих денежных проблем, в виде получения материнского капитала. В силу возраста и состояния здоровья, я не понимала юридические особенности заключения договора купли-продажи. По просьбе Сени я поехала с ним в МФЦ, где мы подписали договор, который я даже не читала. Подписала, и все. Сене я верила, думала, что он честный, все вернет, родня же Деньги за дом он мне не давал ни до подписания договора, ни после, цену, указанную в договоре, в 900 тысяч рублей, я не согласовывала, и увидела только когда готовили документы в суд. Я так и живу в доме, оплачиваю коммунальные платежи, все вещи в доме мои, мебель моя, да и на участке только я работаю. В доме я прописана, и выписываться не собираюсь, никто об этом и не просил. Сеня в доме не живет, даже не появляется, не вселялся, ключей у него нет. Я просила Сеню вернуть мне в собственность жилой дом, на что последний обещал переоформить обратно право собственности, но своих обещаний не исполнил, перестал отвечать на звонки, в связи с чем, я вынуждена была обратиться в суд с данным иском.
Сеня в суд пришел, пояснил:
- Да все деньги она получила, я просто расписки не брал, родня же. До подписания дал денег, и после отдал. Подумал, что не молодая Валентина, пусть поживет еще. А коммуналку не платил, потому что там не живу. Она живет, она и платит. Я планировал, как деньги появятся, снести ее халупу, и хороший большой дом построить. Пока деньги не появились, она там живет. И вообще – срок исковой давности прошел, прошу суд применить его и в иске отказать.
- Откуда у тебя деньги-то? – возмутилась Валентина. – Отродясь у тебя 900 тысяч не было.
- Кредит взял, и мама Лариса дала 300 тысяч.
- И где они?
- Тебе отдал.
- Не обманывай, никакие деньги ты не давал.
Лариса в суд пришла. Кричала, что деньги сыну на дом отдавала, и жена Сени явилась:
-Я лично видела, как Сеня деньги передавал Валентине, все 900 тысяч передал. До заключения договора и после него.
У Валентины свидетели пришли, подтвердили, что Сеню в доме никогда не видели, одна Валентина там живет, мебель и вещи ее там. Квитанции по оплате коммунальных платежей она принесла.
Суд дело рассмотрел, и иск Валентины удовлетворил:
- Письменных доказательств передачи денег за дом нет. Валентина как жила там, так и живет. Кредит Сеня оформил, материнским капиталом погасил. Деньги от кредита поступили на счет Сени, а материнский капитал ушел в банк. То есть Валентине никто никакие сумму не передавал. По счетам – у Валентины денег на счетах нет и не поступали. Ответчик не работает нигде постоянно, дохода для покупки дома не имеет, на его счетах денег нет. А срок исковой давности – три года, не истек.
Поскольку, заключение договора купли-продажи …. не повлекло правовых последствий, которые должны были возникнуть при смене собственника, а участники правоотношений не стремились к достижению таких целей, то договор купли-продажи, заключенный между Валентиной и Сеней в части отчуждения жилого дома должен быть признан недействительным, в силу ничтожности, мнимости. На основании изложенного право собственности Сени на жилой дом подлежит прекращению, а жилой дом подлежит возврату в собственность Валентине.
Валя была счастлива, расплакалась:
- Чтобы я без помощи дочки и юриста делала. Вот вляпалась.
Лариса сердито посмотрела:
- Пошла в суд, тоже мне. Ну и остался бы дом у Сени. Ты же не молодеешь, Лилька живет далеко. А мы бы тебя дохаживали, не за бесплатно, дом у Сени бы числился.
Валентина резко повернулась:
- Вы бы не возмущались, а думали бы, как с Пенсионным фондом будете разбираться. Они уже в суд иск готовят по возврату материнского капитала.
Вся родня и соседи в курсе, как Лариса пыталась дом у Валентины «отжать». Все возмущаются, урок получен, больше на такие аферы никто не соглашается, ведь можно и без дома остаться, и еще, чего доброго, к ответственности привлекут.
*имена взят произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из:
Решение от 18 февраля 2020 г. по делу № 2-1497/2019, Привокзальный районный суд г. Тулы
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.