Начало путешествия: часть 1, часть 2.
На третий день моего пребывания в Красноярске обещали ясную погоду и небольшой мороз. Я уже успела к тому времени соскучиться по солнышку и голубому небу, так что с нетерпением ждала этот день. Решила немного сменить обстановку и поехать не на Столбы, а на Торгашинский хребет. Основная туристическая достопримечательность этого места — самая длинная лестница в России (длина 1,2 км), которая ведет с низа от реки Базаихи до вершины Торгашинского хребта. Лестница определенно стоит внимания, но, к сожалению, в мой маршрут она ну никак не хотела вписываться. Каюсь! Но что поделать. Она стоит как-то ни с боку, ни с припеку, продолжительный пеший маршрут с ней тяжело построить, так что я подумала, что подовольствуюсь только видом на эту лестницу, когда буду проходить мимо нее по хребту.
Маршрут 3. Торгашинский хребет (17,5 км)
Итак, я приехала на автобусе на станцию Енисей и пошла пешком к скале Красный гребень. По информации из интернета оттуда должен был открываться красивый вид на город. Первый километр маршрута проходил по городу, второй — по частному сектору. Виды там, конечно, на любителя. Удивило то, что в том месте проходит официальный пеший маршрут и среди гаражей можно увидеть информационные стенды с картой Торгашинского хребта и еще много чего интересного.
Очень позабавил стенд "Дачный модерн". После ржавых полузаброшенных гаражей, вокруг которых кучами лежит мусор, ему самое место.
Как оказалось, эти стенды принадлежат «Полдень парку» — первому в России музею дачной культуры под открытым небом. На их сайте можно найти карту с метками с интересными дачными домиками, а также природными достопримечательностями Торгашинского хребта. Также они предлагают свой прогулочный маршрут от Свердловской улицы до Красного гребня. Однако я об этом узнала уже после своего похода, поэтому мой путь немного отличался.
Через 2,5 км от остановки я дошла до Красного гребня, первой видовой точки хребта на моем пути. И вот наконец-то я четко вижу открывающийся пейзаж. Светит солнышко, дует легкий морозный ветерок, вокруг ни души. Ляпота! Со скалы открывается вид на Красноярск: хорошо виден Енисей, Николаевский и железнодорожный мосты, Николаевская сопка.
Также виден поселок Базаиха, который расположен в петле одноименной реки и обрамлен Диван-горой и горой Вышка — крайней западной точкой Торгашинского хребта.
Ну и конечно же национальный парк Столбы и его один из главных символов скала Такмак.
Обзор открывается почти на 360°, поэтому с Красного гребня можно рассмотреть и продолжение моего намеченного маршрута по хребту.
Честно говоря, я успела немного испугаться, т.к. была настроена отдохнуть от крутых подъемов и спусков Столбов. Но стоя на Красном гребне, мне показалось, что никуда мне от них не деться и на этот раз.
Однако, когда я спустилась со скалы и подошла к следующему подъему, у меня отлегло. Вблизи он оказался совсем не страшным. Поднялась я легко и непринужденно и пошла по красному маршруту Красноярского хайкинга, который называется Тропа здоровья. Маршрут очень длинный, больше 23 км, с учетом того, что начинается и заканчивается он «в поле», т.е. нужно будет еще как-то выходить в цивилизацию. Его начало как раз на скале Красный гребень, а конец — на потухшем вулкане Черная сопка. Я собиралась пройти только кусочек этого маршрута, время от времени уходя радиально на отроги хребта и возвращаясь обратно.
Виды открывались на протяжении всего пути по хребту, только и успевай что фотографировать. На первом подъеме после Красного гребня тоже виден Красноярск, а также и сам Красный гребень.
Ну и конечно же красавчик Такмак.
Интересно, что на этом хребте совсем другой лес, здесь куда больше родных сердцу березок. Да и вообще здесь скалы совсем не похожи на Столбы.
На пятом километре своего маршрута я подошла к Торгашинской лестнице. Народу рядом с ней было достаточно много. Тут же стали гонять квадроциклы, а где-то вдали и снегоходы. С грустью вспоминала, какие милые тихие тропки были на Столбах.
Торгашинская лестница впечатляет. Красиво смотрится, а в темное время суток она еще очень классно подсвечивается. Видела ее вечером в свой первый день в Красноярске из окна машины, но не сфотографировала.
Кстати, на протяжении всего хребта есть различного рода места для привала: где-то с навесом, где-то просто лавочки. Также много информационных стендов.
Следующая точка маршрута — гора Тамара. На склоне этой горы располагается множество интересных скал и даже небольшая пещерка.
Оттуда открывается вид и на другую сторону хребта.
Еще что интересно: несмотря на то, что в предыдущие дни почти круглосуточно шел снег, на хребте его мало, т.к. почти весь снег сдувает ветром.
На Тамаре также есть недостроенный домик, исписанный граффити, и какая-то неизвестная мне каменюка.
Оттуда виднеется популярная у туристов скала Арка, на нее очень активно ездят на квадроциклах.
Когда я подошла к Арке, то решила сначала слазить на соседнюю скалу, чтобы сфотографировать ту самую арку, на которую все хотят поглазеть. Я там карабкалась, пыхтела, но сфоткала. Потом правда узнала, что в скале несколько сквозных отверстий и самое большое, в проеме которого фотографирутся, расположено совсем в другом месте.
Симпатично, ничего не скажешь, однако не самый безопасный лаз, да и какие-то нелюди расписали арку с другой стороны.
Дальше по хребту почти никто не ходит, народ обычно после Арки возвращается обратно к лестнице.
Прошла чуть по снегоходно-квадроцикльной дороге дальше, и затем свернула по тропке на отрог хребта к группе скал Жуткие: к скале Пропасть и Рыжая.
Пришло время перекусить с красивым видом.
Потом вернулась обратно на дорогу и пошла по замечательнейшей березовой роще.
Вскоре снова свернула с дороги на тропу к видовке на скале Синильга. Идти к видовке от дороги примерно километр, а потом также возвращаться обратно. Когда я подошла к скале, поначалу даже расстроилась, т.к. идти далековато, а вид с нее особо и не открывается. Но как оказалось, если пройти дальше и чуть спуститься по склону, то открывается потрясающий вид на продолжение Торгашинского хребта.
С Синильги можно спуститься вниз в Базаиху, но автобусы там не ходят, так что оттуда есть возможность уехать только на такси. Это не для меня, мне нужен только хардкор в виде автобусов и маршруток. Так что я пошла обратно по тропе, но где-то на ее середине увидела ответвление снегоходной дороги в нужную мне сторону. Даже на картах была эта дорожка, ну я и решила пойти по ней, чтобы не ходить по одной и той же тропе, так же не интересно.
Естественно, через пару сотен метров снегоходная дорога свернула с намеченной траектории и пошла куда-то совсем в противоположную сторону. Этим снегоходам доверять нельзя, гоняют по лесу как душа ляжет.
Петляя по дороге, я почти вплотную приблизилась к скале Сивая, куда не собиралась изначально идти. Передо мной встал выбор, идти на нее или нет. Было тяжело решить, т.к. до автобуса мне предстояло топать еще 7 км, а до заката 2 часа. Как же короток световой день зимой, просто кошмар! В итоге здравый смысл победил, и я с тяжелым сердцем пошла в сторону города.
Дальше была очень длинная снегоходная дорога по лесу (Сквозная тропа в Красноярском хайкинге).
Спустя полтора часа я дошла до карьера Белые росы, откуда открывался пейзаж на индустриальный Красноярск.
Пока я его фотографировала, где-то в ста метрах от меня сцепились две большие стаи собак. Их там было около 20, а мне как раз предстояло идти мимо них. Жуть жуткая. Постояла несколько минут, собаки успокоились и разошлись. Дорога в город там одна, деваться некуда, пошла. Четыре собаки разбрелись по всей дороге и молча смотрели на меня. Когда я подошла к воротам какого-то предприятия, оттуда выскочили еще три собаки и начали меня облаивать. Заметила, что почти все с бирками на ухе, т.е. их популяцию пытаются отслеживать. Медленно, но верно, не смотря в глаза четвероногим, чтобы случайно не спровоцировать, зашагала по дороге дальше, меня пропустили в целости.
Потом я уже без происшествий дошла до Свердловской улицы, где села на полюбившийся автобус номер 50.
Ссылка на трек: Маршрут 3. Торгашинский хребет.
Расстояние: 17,5 км. Набор высоты: 780 м, сброс: 775 м. Однако, такой перепад высот я как-то не заметила на маршруте... Наверное, к третьему дню мои ноги уже подкачались.
Продолжение путешествия: часть 4.