Здравствуйте, читатели! Вот и праздники прошли, но хорошее настроение поддерживать все равно надо! Лично у меня всегда вызывают позитив фильмы о животных, если там, конечно, все хорошо кончается. Немножко попереживать можно, но кино про "братьев наших меньших" должно быть добрым. Такие картины я и нашла, чтобы предложить вам их к просмотру.
"Дай лапу, Друг!" 1967 г.
Фильм начинается с тревожного и неясного эпизода: грузовая машина сбивает собаку, бегущую по следу в сопровождении группы озабоченных людей. Судя по всему, наезд совершен преднамеренно. Ветеринар, которому доставляют пострадавшего пса, животное знает. Он и начинает закадровый рассказ, но большую его часть мы услышим в исполнении самого четвероногого героя.
Однажды девочка Таня увидела, что безответственные мальчишки таскают по двору щенка и, улучив момент, унесла бедного пушистого крошку к себе домой. Там развивалась драма - отец уходил из семьи. Может быть поэтому появление нового жильца не вызвало лишних вопросов у родителей. Они были заняты своими проблемами, а Тане было не до их драм - щенок требовал немедленного внимания: помыть, накормить, приучить к порядку.
Нашелся другой чрезмерно озабоченный чужими делами взрослый, попытавшийся лишить девочку питомца, - управдом. Разыскивая по квартире предполагаемого разносчика заразы, он сам чрезвычайно напоминал собаку-ищейку. К счастью, приведенный им ветеринар оказался добрым человеком и подтвердил, что щенок чистый и породистый. Так у Тани появился Друг с большой буквы.
Оставив позади наивное и зависимое детство, Друг превратился во взрослого, молодого, исполненного достоинства пса, снисходительно курирующего и опекающего доставшуюся ему под надзор человеческую семью. Чувство собственного достоинства особенно возросло после получения диплома на собачьих соревнованиях. Документ же все-таки, с печатями, подтверждающий его ценность и квалификацию!
И пусть люди не всегда об этом помнят и даже дают дипломированному профессионалу унизительные поручения вроде переноски в сумке кота, Друг к ним неизменно добр и великодушен, как и подобает разумному, ответственному существу по отношению к менее разумным.
Картина светлая и душевная, несмотря на некоторые трагические моменты. Благодаря тому, что история, происходящая на экране, комментируется Другом, люди могут со стороны увидеть свои недостатки. Текст от лица собаки написан сценаристом Юрием Германом, что лишний раз подтверждает, каким он был прекрасным и талантливым писателем. Сценарий создан по мотивам произведений его знакомой - ленинградской дрессировщицы и писательницы Лидии Ивановны Острецовой, в частности, по рассказу "Мой Акбар".
Конечно, это немного сказка. Уж слишком многое делает Друг для людей и за них, но каждый его бытовой и общественный подвиг в отдельности возможен для исполнения каждой умной и тренированной собакой. Вообще создается впечатление, что человеческая часть семьи Друга беззастенчиво села ему на шею. Задерживать преступников и искать пропавших детей им, конечно, слабо, но уж за хлебом могли бы сходить и сами :-).
Не весь животный мир отличается в лучшую сторону от людей. Помимо благородной и сознательной овчарки в фильме есть кошка, способная бессердечно слямзить что-нибудь вкусное даже в горестный для семьи момент и не очень озабоченная материнскими обязанностями. Это иногда провоцирует Друга на несправедливые высказывания о кошачьем роде вообще, но мы любим пушистиков всякими, даже несознательными, поэтому и на кошку с котятами смотреть приятно.
Еще в фильме есть настоящая зима, а не то, что в этом году за окном; милые, наивные неиспорченные дети и нормальная жизнь шестидесятых годов СССР, несмотря на отдельные недостатки и несознательных элементов общества :-).
В роли Друга - восточно-европейская овчарка Буран II . Главного злодея, собаколова и хулигана, играет Юрий Саранцев. В роли Тани - прелестная серьезная девочка Оля Бобкова, к сожалению, нигде больше не снимавшаяся.
Рекомендую всем собачникам, кошатникам и зрителям любящим хорошее кино с теплой атмосферой и нормальной здоровой моралью.
В остальных ролях: Валентина Беляева (мать Тани), Николай Лебедев (II) ( отец Тани), Александр Соколов - управдом, Дмитрий Масанов (ветеринар), Люба Ткачева (подруга Тани), А. Смирнов (III) (вор в "Универмаге"), Лев Люберецкий (милиционер) и другие актеры.
"Тропой бескорыстной любви" 1971 г.
В заповеднике в схватке с медведем погибла рысь. Остался маленький рысенок. Его подобрал и принес на кордон лесник Михалыч. А что такое рысь? Большая кошка! Вскоре рысенок, названный Кунаком, привязался к новому дому, к Михалычу и его собаке Тайге. Конечно, не обошлось без ошибок.
Однажды Кунак насмерть задрал петуха, покусившегося на его еду, был наказан и убежал в лес. Там неопытный зверь попал в капкан, но лесник скоро перестал злиться и заволновался, что рысенок не возвращается. Еле нашли Михалыч с Тайгой попавшего в беду Кунака и, конечно, все его провинности были забыты.
Впрочем, лесник и сам оказался не без греха. Однажды, расхваставшись перед приезжими артистами, он подверг опасности жизнь своего питомца, отправив его принести фуражку, брошенную в горную реку. Не сообразил под градусом, чем это может обернуться для послушного зверя. Зато, когда река потащила по камням борющегося с бурным течением Кунака, протрезвел и побежал спасать и просить прощения.
Жизнь заповедника текла благополучно, животные не боялись людей, люди заботились о животных, но всегда находятся те, кто считает, что им положено больше, чем другим. В лесу объявились трое браконьеров, один из которых оказался каким-то очень блатным. Они застрелили пару косуль и убили Тайгу, пытавшуюся задержать нарушителей. Тот из них, что зарезал собаку получил срок, но Тайгу-то этим не вернешь! Михалыч с Кунаком потеряли друга, а браконьеры не унялись и решили мстить дальше.
Фильм режиссера Агаси Бабаяна посвящен памяти писателя Виталия Бианки. По мотивам его рассказа "Мурзук" Леонидом Белокуровым был написан сценарий этой картины. Читать первоисточник, впрочем, не советую: там дело происходит еще в дореволюционные времена и события представлены гораздо жестче, чем в советском кино, где требования гуманизма всегда были в приоритете.
Когда смотришь этот фильм, прежде всего бросается в глаза удивительная доверчивость отношений между актерами и главным персонажем - рысью. Кунак ведет себя в общении с артистом Дмитрием Орловским, играющим лесника так, как будто он и правда его домашняя кошка.
На самом деле в роли Кунака снимались два рысенка с зообазы Госфильмофонда в Леоново (Владимирской области), созданной в 1947 г. режиссером Александром Згуриди. Звали их Кунак и Тошка. Первый, очень общительный, в основном и взаимодействовал с людьми, а второго больше снимали во время пробежек по лесу.
В этой картине можно увидеть много разных зверей и птиц. Красочно представлена жизнь русского леса и показаны животные из других мест земного шара, содержащиеся в зоопарках. Хотя зоопарки поданы в несколько негативном контексте.
Про ручную рысь Кунака снято еще несколько фильмов-продолжений: "Рысь выходит на тропу" (1982 г.), "Рысь возвращается" (1986 г.), "Рысь идет по следу" (1994 г.).
В фильме снимались: Аркадий Толбузин (браконьер Виктор), Борис Сичкин (актер цирка), Филимон Сергеев (участковый Федя Гаврилов) и другие актеры.
"Котенок" 1996 г.
Бабушка с внуком и внучкой пришли на Птичий рынок, чтобы найти домашнего питомца. А там - просто глаза разбегаются! И может быть купили бы кого-то другого, но одно зеленоглазое пушистое существо серой заборной расцветки так глянуло в душу, что нельзя было его не взять.
И вот в семье появился маленький котенок, умеющий создавать большой хаос. Вазы стали превращаться в осколки, ноты папы-музыканта разлетаться по квартире, а на полу и в других местах появились несанкционированные лужи. Но разве можно сердиться на котенка? Долго сердиться, точно нельзя!
Нового члена семьи назвали Тиграшей. Однажды неугомонный зверек, оставшись без присмотра, вылез из окна, упал на брезентовую крышу грузовика и уехал в предновогоднюю Москву, в люди. А "в людях", как писал еще Алексей Максимович Горький, жить тяжело.
В этой картине снимались многочисленные кошки дрессировщика Андрея Кузнецова и он сам в роли доброго дворника-кошатника. Все пушистики очень органичны и естественны в кадре, все, по-своему, личности, а трюки лучше всех показывает кошка по кличке Динь-Динь.
Несмотря на праздничное новогоднее настроение фильма и, разумеется, хороший конец, он отчасти затрагивает болезненную тему, обнажившуюся в печальные девяностые: бедность и бесправие "маленьких людей", многие из которых выше и чище сердцем, чем великие мира сего.
Дворник Андрей Федин, дающий приют бездомным кошкам, не только добр и трудолюбив. Он еще силен духом, умен и изобретателен. Зарящиеся на его жилплощадь бандиты перекрывают преследуемому пути заработка, а он все выкручивается и выкручивается, находя новые средства к существованию, пока они не переходят к прямому насилию. По сути, Андрей также никому не нужен и незащищен, как его пушистые подопечные.
Бандиты тут не идиоты, как в "Один дома", а довольно убедительные, но в конце концов и они получают по заслугам - это все-таки новогодняя сказка, хоть и с намеками на жизненные реалии.
Режиссер фильма Иван Попов, его дети, Саша и Маша, сыграли в нем роли маленьких хозяев Тиграши. Музыка Марка Минкова очень хорошо дополняет сюжет картины, которую можно назвать редкой жемчужиной в куче того, что представляет собой российское кино.
В остальных ролях: Людмила Аринина (бабушка), Алексей Войтюк (папа), Татьяна Грауз (мама) и другие актеры.
На этом мой обзор закончен. Приятного вам просмотра и хорошего настроения! Предыдущую статью, посвященную фильмам о животных можно найти по ссылке: