Найти тему
Кино и книги

"Про людей и лошадей": 3 малоизвестных советских фильма о четвероногих друзьях человека

Оглавление

Что мы все о людях, да о людях? Давайте вспомним о лошадях. Долгое время они были рядом: пахали, возили, а потом появилась техника, но из нашей повседневной жизни ушли друзья.

Нет, конечно, можно разговаривать и с автомобилем, но он не возьмет с твоей руки кусок сахара и не фыркнет теплым дыханием в ладонь. На пути технического прогресса мы что-то приобретаем, а что-то теряем и кто знает, что более ценно?

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Браслет-2" 1967 г.

Сенька вбежал на конюшню как ошпаренный и бросился к Рыбкину: "Дед, Браслета застрелить велели!". Сенька был семнадцатилетним конюхом, Никандр Рыбкин - пожилым сторожем в лысухинских конюшнях, но слово его имело вес. Никандр долгое время был известным наездником и принес хозяину много тысяч. Натянув картуз, Рыбкин отправился на ипподром искать владельца Браслета Алексея Григорьевича Лысухина.

Кадр из фильма "Браслет-2". Лысухин (Пров Садовский (III)) и Рыбкин (Олег Жаков).
Кадр из фильма "Браслет-2". Лысухин (Пров Садовский (III)) и Рыбкин (Олег Жаков).

По-настоящему коня звали Браслет Второй - сын Браслета и Злодейки. "Громадного класса лошадь", - как выражался бывший наездник. Благородное животное, по жадности, загоняли. Браслет, любивший обгонять соперников, потерял горячность и вкус к соревнованию потому что после первых призов ему не давали как следует отдохнуть. Конь приносил деньги, а Лысухин, к сожалению, относился к людям, для которых денег никогда не бывает слишком много.

В результате жеребец возненавидел работу, приносящую постоянную боль в мускулах, и отказался выходить на беговую дорожку. Его начали бить. Он возненавидел и людей, научился кусаться, лягаться, никого не впускал в денник. Так появилось решение - застрелить.

Шла Первая мировая война, тогда еще носившая звание Второй Отечественной. Петроград жил как в мирное время, только сбор от бегов на ипподроме предназначался для раненых на германском фронте. Рыбкин разыскал хозяина и начал доказывать, что лошадь не взбесилась, а перетрудилась - надо дать ей отдохнуть. Он выговорил месяц.

Вскоре Рыбкин с Сенькой нашли подход к неуправляемому Браслету. Они дали ему друга - смирного пегого жеребца. Не доверяющий людям конь потянулся к себе подобному, стал выходить за Пегашом из денника, гулять по тихим ночным улицам. Потом дал запрячь себя, по примеру друга, в качалку и привык скакать с товарищем наперегонки.

Конь вернулся к работе. Пролетело два года. За стенами замкнутого мирка лошадников назрела политическая гроза, которая несла перемены в жизни и людей, и лошадей.

Кадр из фильма "Браслет-2". И коню есть место за дружеским столом.
Кадр из фильма "Браслет-2". И коню есть место за дружеским столом.

Я не знаю что лучше - повесть Льва Брандта или одноименный фильм. Книга сосредоточена на дружбе лошади и любящих ее людей. Революция и гражданская война являются задником сцены, на которой разыгрываются их отношения. Из повести можно почерпнуть много деталей, не вошедших в фильм, порадоваться благополучному для лошади финалу, менее милосердному к старому сторожу, но все же торжественному и красивому.

Большим достоинством книги я считаю то, как она показывает, что пресловутый "бунт бессмысленный и беспощадный" (определение принадлежащее Гриневу, но постоянно приписываемое Пушкину) возникает от невозможности дальше терпеть страдания от безжалостной эксплуатации. Так бунтует Браслет. Через его ненависть легко понять как подобное состояние возникает у людей.

"А кто же, по-твоему, виноват? -- заинтересовался Лысухин.
- Вот если не только с коня, а и с человека любого начать со спины ремни резать, то кто хочешь от этого взбесится и на стенку полезет. По себе каждый может судить.
Лысухин хотел рассердиться, но только зябко передернул голыми плечами." (Л.В. Брандт "Браслет-2").

Историю рождения и взросления лошади, выписанную как полноценная биография, фильм показывает кратко, сосредотачиваясь на голодных петроградских днях, ставших испытанием для коня и старого сторожа.

Браслет меняет аристократическую карьеру беговой лошади на обозную службу в Автогужтрансе, получает новый стресс, столкнувшись с реалиями войны. Жизнь его друзей-людей тоже меняется, но связь между ними не ослабевает. Картина тонко передает внутренний мир четвероногого героя: картины его впечатлений о детстве или свистящем хлысте. Неудивительно, что Семена и Рыбкина конь тоже помнит.

Изумительная музыка композитора Мурада Кажлаева в соединении с вокалом придает дополнительное измерение воспоминаниям Браслета о свободной жизни с матерью на лугах его детства. Невольно вспоминаются пронзительные строки Владимира Высоцкого: "Ох, как я бы бегал в табуне, но не под седлом и без узды".

Самая выразительная роль - Олег Жаков в роли старого сторожа Рыбкина. Василий Ливанов, как всегда, представителен, но его персонажа, наездника Африкана Савина, в фильме сделали более отрицательным, чем в повести, лишив зрительских симпатий.

В остальных ролях: Владимир Воробьев (Семен Мочалкин), Сергей Плотников (Чуркин, возница, позже начальник Автогужтранса), Пров Садовский (III) (Алексей Григорьевич Лысухин), Владимир Труханов (Федор) и другие.

"Счастье Никифора Бубнова" 1983 г.

Картина переносит нас в начало тридцатых годов, когда крестьянский бобыль Никифор Бубнов решился ехать в Донбасс на заработки. Всю жизнь парень прожил батраком при чужих лошадях и "засиделся в девках". Какой же ты жених и хозяин, если своего коня не имеешь? Как будешь семью кормить? Вот и получается что без коня - ни дома, ни семьи, хотя бы и была земля.

Кадр из фильма "Счастье Никифора Бубнова". Никифор (Виталий Базин).
Кадр из фильма "Счастье Никифора Бубнова". Никифор (Виталий Базин).

Донбасс находился в прорыве, не хватало рабочих рук. Ехали туда и по комсомольскому призыву, и, как Никифор, ради решения собственных проблем. Однако первый визит в штольню произвел на деревенского жителя гнетущее впечатление.

Еще и шахтер-наставник постарался с "пропиской". Напугал новичков тем, что кровля рушится, поставил держать, а сам пошел не за помощью, а порадовать товарищей смешным розыгрышем. Никифор едва не сбежал от позора и обиды, но по дороге столкнулся с ламповщицей Зинкой и почему-то остался.

Когда привели новую партию лошадей для перевозки вагонеток Никифор увидел, наконец, на шахте нечто знакомое и попросился в подземную конюшню. Попал он туда из-за Сатаны. Так окрестили строптивую кобылку, которая никак не хотела идти в спусковую клеть, словно чувствовала, что навсегда уводят от воли и солнца. Сатана послушалась только Никифора, привыкшего обходиться с лошадьми.

Так они оба остались в конюшне, но Сатана не смирилась с чуждым подземным миром и отказалась работать. Строптивую лошадь передали безжалостному коногону Савке Кугуту - лихачу с полублатными замашками. Из-за Сатаны, ласково переименованной в Чайку, и пришлось с ним столкнуться тихому бобылю Никифору Бубнову. Из-за Сатаны и из-за Зинки.

Кадр из фильма "Счастье Никифора Бубнова". Савка (Николай Кириченко).
Кадр из фильма "Счастье Никифора Бубнова". Савка (Николай Кириченко).

Сюжет фильма основан на неоконченной повести Бориса Горбатова "Прощание", посвященной уходу с донбасских шахт последних партий лошадей, замененных электровозами. Как и с первым фильмом затрудняюсь выявить превосходство первоисточника или экранизации. Сохраняя общую сюжетную линию, они во многом разнятся.

В повести, например, Савка к Зинаиде никаких подкатов не делал, хотя она была красавицей с кучей поклонников. В фильме образ девушки более утонченный, недаром Никифор называет ее "Светлячком". Зина тянется к свету, добру, справедливости. Она подвигает Бубнова вступиться за лошадь, бросается защищать от Савки его подружку, которая и после побоев виснет с поцелуями на престижном ухажере.

Кадр из фильма "Счастье Никифора Бубнова". Зина (Ирена Кускенайте).
Кадр из фильма "Счастье Никифора Бубнова". Зина (Ирена Кускенайте).

Основным различием книги и фильма я нахожу отношение авторов к изображаемому. Горбатов, несмотря на мрачность повести, подчеркивает, что тяжелая жизнь шахтеров 20-30-х годов - наследие еще более страшного прошлого:

— Газожог… Ишь ты, какую старину колыхнул! — усмехнувшись, проговорил Иван Терентьевич. — А суть дела в том, Сергей Петрович, что в те времена не умели еще по-научному бороться с газом. Да и дорого! Капиталисту невыгодно было тратиться на хорошую вентиляцию или там иное-прочее. А мужик тогда дешев был! Чертовски дешев был тогда голодный орловский или там курский мужик! Ну, и… вот и появился газожог. Бывало, кончится работа, все люди из шахты выедут, а газожог один и пойдет на свое страшное дело…

— Овчинный тулуп надевали шерстью вверх. И водой шерсть густо смачивали… — глухо сказал Дед, и всем стало ясно, что и он некогда ходил газожогом.

— Да… И тулуп, — продолжал Тарас Заноза. — А в руке — зажженный факел. Ползешь с этим факелом по выработкам, ищешь газ, а факел, факел-то вперед вытягиваешь… Жутко!.. Словно сам добровольно смерти в хайло лезешь! Да еще дразнишься… Ну, найдешь газ — и сразу взрыв, гром, глыбы летят… Ух! Вспомнить — и то страшно. Зато утром в шахте чисто. И людям уж не так опасно работать.

— Ради товарищества шел человек на такое дело, — строго и даже как-то сумрачно-торжественно проговорил Прокоп Максимович. — Исключительно ради други своя…(Б. Горбатов "Прощание").

Да, жизнь шахтеров тяжела, но постепенно становится легче - вот и электровозы пустили. Вместо подземной конюшни будет электродепо. Коногоны, рисковавшие жизнью при разрыве сцепки вагонеток, станут машинистами. Только Никифор уходит за своей Чайкой на конный двор из чувства вины - не выкупил лошадь, не вывел на солнышко, а теперь уже поздно.

Авторы фильма сравнений прошлого с настоящим не делают, упоминая лишь некомпетентных начальников-идеологов, да отсутствие хозяйского взгляда на управление шахтой. Впрочем, политическая оценка событий уступает развернувшемуся конфликту героев-антагонистов. Оба они ярко обрисованы актерскими работами Виталия Базина (Никифор Бубнов) и Николая Кириченко (Савелий Кугут).

Картина снята в неяркой мрачноватой гамме, напоминающей фотографии с сепией. Финал наводит на невеселые мысли. Однако я рекомендую посмотреть ее хотя бы из-за работы Виталия Базина, неизбалованного главными ролями. Он просто родился играть такого типичного мужичка, невидного недотепу, полного нежности в душе, глубокого смирения, сменяющегося самоотверженностью, верного долгу. Никифор Бубнов - глубоко народный образ, напоминающий лучших крестьянских героев классики.

В картине также снимались: Ирена Куксенайте (Зина), Николай Гринько (Глеб Иванович, заведующий шахтой), Леонид Яновский (парторг Пастушенко), Сергей Голованов (Анисим, дед Зины), Маргарита Криницына (гадалка с попугаем) и другие.

"Девушка и Гранд" 1981 г.

Мы отправляемся в благополучные 80-е. Лошади отвоевали, отработали, их единственным предназначением остался спорт (при этом неизбежно сократилось поголовье).

На Березовском конном заводе рождается очаровательный вороной жеребенок с белым пятнышком на лбу и тут же становится сиротой. На его счастье дочь работницы завода Марина Кошевая любит лошадей вообще и ждала рождения этого красавчика, в частности. Даже имя ему припасла - Гранд, сын Горделивой и Рубина.

Кадр из фильма "Девушка и Гранд". Маленький Гранд.
Кадр из фильма "Девушка и Гранд". Маленький Гранд.

Марина выхаживает Гранда. Жеребенок привыкает воспринимать свою покровительницу, как неотъемлемую часть жизни. Власть других людей взрослый конь воспринимает в штыки, слушая только Кошевую, работающую при нем конюхом.

Постоянными уговорами девушка добивается от доброго директора возможности выступить на своем воспитаннике. Гранд показывает высокий класс. Руководство передает перспективного жеребца на ипподром для работы с мастерами. Коня забыли спросить - он по-прежнему никого не признает, кроме Марины, перешедшей вслед за ним.

Девушка занимается в конно-спортивной школе: ей-то ясно, если жокеем не станет она - Гранд так и не покажет себя. Наконец строптивого жеребца передают чемпиону Европы и Советского Союза Афанасию Гусарову. Марина неровно дышит к этому самоуверенному красавцу но должна же быть справедливость! Девушка, извинившись перед Грандом, отстригает любимчику хвост, чтобы он стал некондиционным для соревнований.

От предыдущих картин "Девушка и Гранд" отличается камерностью сюжета. Здесь нет никаких политических оценок, масштабных исторических фонов, аналогий с людскими судьбами, символичности. Перед нами просто история дружбы лошади и человека, поданная в более чувствительном и нежном варианте, поскольку одной из сторон является девушка.

Литературной основы у сюжета нет, хотя отношения непосредственной Марины и избалованного славой и женщинами Гусарова напоминают историю провинциалки Лариной и столичного мажора Онегина.

Кадр из фильма "Девушка и Гранд". Афанасий Гусаров (Аристарх Ливанов).
Кадр из фильма "Девушка и Гранд". Афанасий Гусаров (Аристарх Ливанов).

Марина Дюжева в роли Кошевой мила и симпатична, хотя не все поступки ее героини вызывают у меня сочувствие. Приятным сюрпризом явилось появление в сюжете Олега Жакова. Он словно прибыл сюда прямо из "Браслета-2" с рассказами про дореволюционные нравы, невольно подкинув героине идею с отрезанием хвоста.

Кадр из фильма "Девушка и Гранд". Конюх Петрович (Олег Жаков) и Марина (Марина Дюжева).
Кадр из фильма "Девушка и Гранд". Конюх Петрович (Олег Жаков) и Марина (Марина Дюжева).

В кадре нас также встретят: Аристарх Ливанов (Афанасий Гусаров), Нина Ургант (Катерина, мать Марины), Николай Скоробогатов (Николай Васильевич, старый директор Березовского конного завода), Александр Демьяненко (Трубников, новый директор), Николай Крюков (Иван Никонович, директор ипподрома) и другие знакомые лица.

Жаль что авторы фильма не удержались на грани реализма и к финалу сказочность картины стала зашкаливать. Замена героиней выбывшего англичанина на стипль-чезе - это что-то! Комментатор Озеров осушил бутылку воды, а публика начала спрашивать: "А что так можно было?". Нам, конечно, объяснили что можно, но, уверена - только в этом кино. А то получается что любой условный дядя Вася может подойти к упавшему на скачках иностранцу, взять его лошадь стоимостью в десятки тысяч долларов и нестись к финишу. Вы в это поверите? Я - нет.

На фоне этой "сказочности" особенно поражает как сняты скачки в финальном соревновании. Кони, всадники летят, падают. Одного бедняжку- коня несколько человек вытаскивали из рва с водой. В общем будьте готовы к жесткому зрелищу.

Зато музыка хорошая, а песня еще лучше. Стихами из нее я и закончу этот обзор:

Проносятся, рыча, автомобили.
Планета дышит газом выхлопным.
И лошадей практически забыли,
А как прожить без нашей дружбы им?

Конечно, побыстрее самолеты,
Конечно, посильнее поезда,
Но в силах лошадиных отчего-то
Их мощность измеряется всегда.

Каурые, саврасые, гнедые, –
Познавшие и упряжь, и седло, –
Кормильцы и защитники России,
Неужто ваше время отошло?

А жеребенок с места вдруг припустит,
От шума ли иль попросту шаля,
И смотрит на него, не пряча грусти,
Большая безлошадная земля.

(Песня о лошадях, композитор Александр Журбин, слова Игоря Шаферана).

Надеюсь, представленные фильмы привлекут ваше внимание. Приятного просмотра! Предыдущий обзор по теме: "Люди, кони и война": 3 забытых советских фильма об армейских лошадях и их хозяевах".

-10