Постановление Тринадцатого арбитражного суда от 12 декабря 2024 г. по делу № А21-9802/2024
Суть спора: Административный орган обратился в суд с требованием расторгнуть договор с Обществом о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Решение суда:
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований Административного органа.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.
Фабула дела:
Административным органом заключен договор с Обществом о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Согласно условиям договора Общество приобрело право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Также в договоре прописано условие, что в случае добычи (вылова) водных биологический ресурсов в течение двух лет подряд в объеме менее 70% распределенной квоты добычи (вылова), данное обстоятельство влечет расторжение договора.
Основываясь на статистической информации Административным органом установлено, что фактическая добыча (вылов) одного из видов водных биоресурсов Общества в течение двух лет подряд составила 20,65%.
В адрес Общества было направлено письмо с требованием о расторжении Договора. На вышеуказанное письмо Общество ответа не предоставило. Не получив ответ, Административный орган обратился в суд.
Правовое обоснование:
1.Согласно статье 33.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») по договору о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить право на добычу (вылов) водных биоресурсов другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
2.На основании пункта 2 части 2 статьи 13 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов осуществляется в случаях, если: добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется в течение двух лет подряд в объеме менее семидесяти процентов квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, распределяемой лицу, осуществляющему промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство, за исключением случаев:
- Возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых добыча (вылов) водных биоресурсов в течение года осуществлена в объеме менее семидесяти процентов распределенного общего допустимого улова применительно к соответствующей квоте добычи (вылова) водных биоресурсов;
- Установления ограничений рыболовства, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 26 данного Федерального закона, в результате которых в отношении соответствующей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов добыча (вылов) водных биоресурсов в течение года осуществлена в объеме менее семидесяти процентов распределенного общего допустимого улова применительно к такой квоте добычи (вылова) водных биоресурсов.
3.Судом первой инстанции, опираясь на судебную практику, установлены обстоятельства добычи водных биологических ресурсов, относящиеся, в период с 2020 по 2022 г. - количество биоресурсов, в частности, запасы трески, значительно уменьшились в 2018, 2019 и 2020 годах, данная ситуация не изменилась и в 2021 г. и будет продолжатся до 2023 года.
4.Административным органом, в свою очередь, не представлено доказательства существенного нарушения Обществом условий спорного договора, которое повлекло для Административного органа значительный ущерб.
5.Добросовестность и заинтересованность Общества в сохранении договорных отношений подтверждается тем, что другие виды биологических водных ресурсов, выловлены полностью (квота освоена на 99,77%).
Резюме суда:
Предоставление Административному органу права на досрочное расторжение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов является по своей природе исключительной мерой, применяемой судом к злостному нарушителю договорных обязательств, направленной прежде всего на рациональное использование биоресурсов. В случае если хозяйствующим субъектом добросовестно соблюдались условия договора, но фактически установленная квота не исполнена, подобная мера применяться не может.