Одна из самых удивительных черт "Властелина колец" и, в целом, всех произведений Толкина - это глубина и живость созданных им языков. Это во многом объясняется тем, что ещё до того, как он придумал Хоббита, Толкин был филологом - учёным, изучающим языки.
Творчество Толкина остаётся одним из самых популярных фэнтези, и отчасти это связано с его вымышленными языками, которые помогают сделать Средиземье таким же живым и реальным, как любой уголок нашего мира. Это ощущение усиливается тем, что в каноне Толкина полно неразгаданных тайн и полузабытых легенд, которые вместе создают у читателя понимание, что события книг - лишь малая часть приключений и чудес Средиземья. И первый шаг в этом приключении - понимание множества языков, на которых говорят его обитатели.
Валарин
Валар и Майар были ангельскими существами, порождёнными мыслями Илуватара, и на первых порах им не требовался язык. Вместе с Илуватаром и его созданиями они исполнили Музыку Айнур, сотворив Эа - материальную Вселенная. Однако, когда мир был создан и в нём появились живые существа, Валар и Майар нужен был язык для общения с ними, и так появился валарин.
Вот только он был неприятен и чужд для ушей эльфов, которые впервые его услышали. Поэтому Валар и Майар, общавшиеся с эльфами, перешли на квенья, в который со временем вошли некоторые слова из валарина. О самом валарине известно немного. Говорят, что Феанор, создатель Сильмариллов и вождь изгнанных Нолдор, знал о валарине больше, чем кто-либо другой. К сожалению, он не поделился своими знаниями с другими эльфами, и они были утрачены, когда Феанор пал от руки Готмога, Владыки Балрогов.
Квенья
В Первую Эпоху Средиземья квенья достиг своего расцвета и разделился на три отдельных диалекта: Валиноранский квенья, Ваньяринский квенья и Нолдоринский Квенья или Квенья Ушедших-в-Исход. В контексте учёных исследований Средиземья обычно под квенья подразумевается Нолдоринский квенья, поскольку именно этот диалект был единственным, который использовался в Средиземье. Как правило, письменная форма квенья использует письменность тенгвар, разработанную Фëанором.
К Третьей Эпохе квенья стало языком учёности и ритуалов, в то время как синдариан стал языком повседневного общения. Тем не менее, эльфы Средиземья всегда радовались, услышав квенья в речи других, как, например, когда Фродо Бэггинс приветствовал Эльфийского Лорда Гилдора и его спутников фразой "Elen síla lúmenn' omentielvo" ("Звезда сияет в час нашей встречи").
Синдарин
Многие из эльфов отправились в Великое Путешествие в Валинор после своего пробуждения, но не все из них добрались туда, и поэтому в Средиземье существует почти дюжина различных видов эльфов. Телери, одно из первых племён, вскоре разделились на Нандоров, которые боялись пересекать Туманные горы, и Синдаров, которые добрались до побережья Белерианда, но предпочли остаться там, вместо того чтобы пересечь море и отправиться в Валинор.
Именно язык Синдаров стал доминировать в Средиземье, став повседневным языком всех эльфов, а также широко используемым среди людей Нуменора (а позже - Гондора и Арнора). В Третью Эпоху письменный синдарин использовал алфавит тенгвар, но руны, известные как кирт, изначально были разработаны для записи синдарина. Когда гномы Средиземья впервые выучили синдарин (что им нравилось гораздо больше, чем идея обучать посторонних своему любимому кхуздулу), они адаптировали руны кирт для своей письменности, так как их прямые линии лучше подходили для вырезания на камне, чем изящные изгибы тенгвара.
Сильван
Нандоры, те Телери, которые не пересекли Туманные горы на своём пути в Валинор, некоторое время оставались довольны жизнью в лесах Средиземья. К Третьей Эре Нандоры стали известны как Лесные Эльфы; их язык получил название Сильван и использовался в их королевствах в Мглистом Лесу и Лотлориэне.
Тем не менее, заселение этих территорий эльфами, говорящими на синдариан, означало, что к концу Третьей Эпохи сильван практически исчез, сохранившись лишь в именах мест и людей.
Адунаик
Первыми людьми Средиземья, которые завоевали симпатию эльфов, были Эдайн, но со временем их стали называть Нуменорцами (от квенья Нуменорэ, "Земля на Западе"), а их язык назывался Адунаик. Изначально этот язык считался менее престижным, чем любой из эльфийских, но в конце Второй Эпохи, из-за недовольства Нуменорцев эльфами, возникло движение, направленное на искоренение использования квенья и синдариан на островном королевстве.
После Падения Нуменора в 3319 году Второй Эпохи использование Адунаика уменьшилось на некоторое время, так как изгнанники из Нуменора пренебрегли им в пользу синдариан. Тем не менее, Адунаик был достаточно широко распространён, чтобы стать лингва франка для королевств людей, и в итоге эволюционировал он в общий язык Вестрон.
Вестрон
Хотя Адунаик вышел из употребления среди самих Дунэдайн, он быстро распространился по Средиземью в начале Третьей Эпохи, эволюционируя в Вестрон, или Общий Язык. На нём говорили как жители Гондора, так и их дальние родственники, такие как люди Озёрных стран на Севере. Его также приняли гномы, чтобы легче общаться с чужеземцами, и он сильно повлиял на лексикон оркского языка.
Роль вестрона во "Властелине Колец" увлекательна, поскольку это язык, который Толкин использовал как эквивалент английского в книгах - все английские слова как во "Властелине Колец", так и в "Хоббите" считаются прямым переводом с вестрона, включая названия мест. Таким образом, имя Бильбо Бэггинса на самом деле не Бильбо Бэггинс, а Бильба Лабинги, а долина Ривенделла называется Карнингул.
Кхуздул
Одинм из немногих языков Средиземья, не имеющим прямого происхождения от эльфийских наречий, является кхуздул, дарованный гномам их создателем, Вала по имени Аулэ. Хотя гномы обучали этому языку тех, кто доказал свою дружелюбность, в целом кхуздул держался в секрете от посторонних. Однако даже несмотря на такую закрытость кхуздул повлиял на языке людей, когда Эдайны Первой Эпохи имели небольшие контакты с гномами Синих Гор.
Кхуздул вдохновлён реальными семитскими языками, особенно своей структурой трёхсогласных корней, что сближает его с адунаиком, на который он повлиял. Будучи единственным языком Средиземья, который к Третьей Эпохе всё ещё использовал руны кирт, многие люди и хоббиты считали, что гномы сами изобрели их, и называли их "гномьими письменами".
Язык энтов
В самые ранние дни Средиземья живые деревья, известные как энты, существовали без языка. Но как только они встретили первых эльфов, им захотелось иметь собственный разговорный язык, и так родился язык энтов. Как сказал Древобород Мерри и Пиппину:
*Разговор на древнем языке энтов занимает много времени*
Грамматика энтского языка крайне запутана: хотя отдельные слова легко узнаваемы, особенно те, что имеют корни в квенья, синтаксис часто состоит из чрезвычайно длинных, непрерывных предложений с избытком прилагательных. Никто, кроме энтов, не говорит на энтском, так как немногие, возможно, только Истари или высшие Эльфы, такие как Галадриэль, способны оставаться бодрствующими достаточно долго, чтобы обменяться чем-то большим, чем вежливое приветствие.
Чёрное наречие
Когда Саурон правил значительной частью Средиземья во Вторую Эпоху, его тщеславие и ненависть к эльфам побудили его создать язык, который стал бы единственным языком для многочисленных слуг Мордора. Мало что известно о Чёрном наречии, так как власть Саурона значительно спала после его поражения в конце Второй Эпохи, и чёрное наречие продолжило развиваться без его прямого влияния, обменявшись многими словами с оркскими диалектами.
Единственный известный пример неизменённого Чёрного наречия - это надпись на Кольце Всевластия, написанная с использованием письменности тенгвар. Несколько других фрагментарных слов также сохранились, в основном в виде имён орков и других слуг Мордора.
Рохиррик
Хотя Толкин обычно называл язык роханским, по имени народа, который на нём говорил, современные исследователи его творчества предпочитают термин "рохиррик". Этот язык происходил от языка Северян, так как предки Рохирримов - Эотэоды - пришли с севера в Третью Эпоху. В какой-то момент они также контактировали с предками хоббитов Шира, что привело к некоторому языковому взаимовлиянию, а также к сохранению легенд о маленьком народе, живущем в норах.
Поскольку Толкин определял, как будут звучать языки людей в зависимости от их лингвистической удалённости от вестрона, речь рохирримов была сильно вдохновлена древнеанглийским, что должно было одновременно казаться знакомым и чуждым для носителей вестрона. Будучи давним исследователем древнеанглийского языка, Толкин вложил многое из этой культуры в культуру рохирримов, включая традицию, согласно которой титул правителя ставится после его имени (например, "Теоден-король" вместо "король Теоден").
Орочий язык
Различные племена орков и гоблинов по всему Средиземью не имели единого языка, вместо этого используя искажённые или заимствованные слова и фразы из других наречий. Саурон пытался стандартизировать язык своих слуг с помощью Чёрного наречия, но на практике лингва франка Мордора представляла собой своеобразный пиджин из вестрона, синдарина и адунаика.
Для киносерии Питера Джексона был разработан расширенный словарный запас и грамматика оркского языка, дабы показать на экране некоторые диалоги. Этот язык обычно называют Нео-Оркским, так как большинство его элементов является экстраполяцией.
Друаданский язык
Замкнутые Друэдайн были потомками группы Эдайнов, которых преследовали с самого момента их пробуждения, и они мигрировали, пока не нашли землю, где могли бы жить в мире. Они обосновались в Белых Горах недалеко от Гондора, и к Третьей Эре оставалось очень мало Друэдайн, скрывавшихся в своих лесах от людей Гондора, которые их боялись, и от Рохирримов, которые охотились на них, как на животных.
Вождь Друэдайн Гхан-бури-Гхан заключил соглашение с Теоденом, королём Рохана, в 3019 году Третьей Эпохи, показав Рохирримам тайный путь через Долину Каменных Путей, чтобы они могли быстро достичь Минас Тирита и избежать засады, в обмен на то, чтобы Рохирримы смягчат своё отношение. Из-за тысячелетий изоляции их язык был почти непонятен носителям вестрона или рохиррика.