Найти в Дзене
ЮлиКо (Предпоследний приют)

Как мы детей дрессируем

Не скажу, что невролог, к которой мы ездили в декабре, полностью удовлетворила все мои запросы. Есть моменты, которые меня смутили, остались, так сказать, вопросики к организации приёма и качеству обслуживания... Но рекомендации, которые она дала по коррекции проявлений СДВГ, я приняла целиком и полностью, поскольку они практически на 100% совпадают с тем, что я сама читала и, самое главное, с тем, что я наблюдаю и чувствую относительно мальчишек.

Тут надо сделать небольшое отступление. Дело в том, что по поводу СДВГ существует множество мифов. На одном полюсе представлений - совершенно неуправляемый гиперактивный ребенок, который только и делает, что бегает и орет. На другом - убеждённость в том, что никакого СДВГ вообще нет, а есть педагогическая запущенность (ребенка надо лучше воспитывать) либо психические отклонения (ребенка надо сдать в коррекционную школу, чтобы не мешал "нормальным" детям).

На практике СДВГ проявляется очень и очень по-разному (что тоже даёт пищу для всевозможных домыслов и бытовой мифологии).

Первое, что надо понять:

  1. СДВГ - самое распространенное нарушение нейроразвития. Это значит, что изначально способ работы мозга и способ обработки им информации несколько отличаются от сверстников, не потому что кто-то что-то не так сделал, а потому что человек родился с таким мозгом.
  2. СДВГ представлен двумя группами симптомов: симптомами нарушения внимания и отвлекаемости (СДВ) и симптомами гиперактивности и импульсивности (Г).
  3. СДВГ обычно становится заметным с возраста 3-4 лет. Это дети, которые постоянно в движении, им всё нужно, все интересно, рот у них не закрывается, в очереди стоять трудно, им трудно играть в спокойные игры, бывают и такие, которым трудно даже смотреть мультики - смотря телевизор, они параллельно используют в качестве батута диваны и кресла.

В школе они начинают выкрикивать ответы, не дослушав вопрос, или спокойно громко комментируют действия всех одноклассников, а может встают посреди урока и начинают гулять по классу.

Ребенку трудно произвольно регулировать свое внимание.

При этом ребенок 4 часа может спокойно собирать пазл (или лепить) и оторвать его от этого занятия практически невозможно - зато сразу после он устроит истерику, что уже два часа голодный или хочет в туалет. Когда он увлечен, в квартире может произойти чуть ли не потоп, он не заметит.

Это те дети, которые переписывали слово, но переписали другое, или решали пример и при переносе поменяли один знак на другой «случайно». Про них порой говорят, что они витают в облаках. Им можно сказать: «Маша, принеси, пожалуйста, кружку с кухни», а потом обнаружить Машу в коридоре, которая отвлеклась на то, что сломалась застежка у куртки, так как, пока она шла за курткой, ее внимание выхватило куртку и застежку, и теперь Маша спокойно сидит в коридоре и чинит куртку, забыв про вашу просьбу.

Так охарактеризовал ребят с СДВГ детский и подростковый психиатр Артём Новиков (https://t.me/detpsygo), и я готова подписаться под каждым его словом.

  • Они часто теряют все: сменку, ручки, тетради.
  • Выполнение домашнего задания с ними - это отдельный квест.
  • Жизнь с ними - это квест.

Обычно симптомы гиперактивности значительно снижаются ближе к пубертату. Импульсивность тоже снижается, но в той или иной степени может присутствовать и во взрослом возрасте. А вот с дефицитом внимания все обстоит сложнее. Взрослые с СДВГ хорошо знают, как трудно им бывает концентрироваться на текущих жизненных задачах Окружающие часто считают их рассеянными, необязательными, безответственными и т.д. Им трудно справиться с прокрастинацией. Но у них есть свои сильные стороны - главное, их вовремя осознать и прокачать.

На каникулах было время, чтобы начать прокачку, чем мы, собственно, и занялись.

Первым делом невролог порекомендовала создавать внешние опоры для чувства времени. Потому что с чувством времени у сдвгшников не то чтобы очень. Прямо скажем, для большинства детей время - понятие абстрактное, им бывает очень непросто ориентироваться в его течении и контролировать свои действия во временном континууме.

Будущее для детей (до определённого возраста) как таковое вообще не существует. Поэтому им так сложно мыслить в перспективе и планировать далеко вперёд.

У сдвгшников с планированием своих действий вообще беда. Иногда кажется, что время для них течёт особенным образом - то надолго зависает, то бежит стремглав... Они часто путаются в днях недели и числах, не могут запомнить последовательность месяцев в году, забывают, что завтрак - это утром, а ужин - вечером. Залипают там, где нужно поспешить, и торопятся там, где стоит замедлиться.

Отношения со временем - первое, с чего мы решили начать. Помогают нам в этом часы - настенные и песочные - а также календари и распорядок дня.
Отношения со временем - первое, с чего мы решили начать. Помогают нам в этом часы - настенные и песочные - а также календари и распорядок дня.

Настенные часы есть в кухне и гостиной. Ориентироваться по ним мальчишкам непросто - особенно, Луке. Примерное время по часовой стрелке они уже определяют, а вот с минутами пока не очень дела обстоят. Но худо-бедно учатся. По крайней мере, засечь время перед тем, как сесть за компьютер, и следить, когда истекут 30 минут (разрешенное экранное время) они могут.

Другое дело, что они этого пока не делают без наших напоминаний. "Следите за временем!", "Ваше время истекает!", "Через три минуты отбой! " - эти фразы звучат в нашем доме даже чаще, чем "хоспадибожемой".

Впрочем, на днях мы с Коробком и Бамбатиком ходили в магазин, а близнецы дома остались, за компом. Я была уверена, что когда мы вернемся, они, презрев все установленные правила, будут сидеть на том же месте. Но я ошиблась - они сами выключили комп, вовремя. Мы пришли, а они лепят. Многие нормотипичные дети в 9 лет не удержались бы от соблазна, а они справились. Горжусь.
Помимо настенных у нас есть песочные часы на 1, 3 и 5 минут. Для разных целей и задач.
Помимо настенных у нас есть песочные часы на 1, 3 и 5 минут. Для разных целей и задач.

С песочными часами можно чистить зубы, делать зарядку, смотреть телевизор и т.д. Принцип действия у них элементарный, и детям он нравится - любопытно же наблюдать за тем, как струится песок... И психологически легче заниматься чем-то не слишком приятным, когда есть визуальное подтверждение того, что время идет, а не стоит на месте. Сами попробуйте - это реально работает (я попробовала, мне понравилось).

Помимо часов мы купили календари. Две штуки - один на кухню, другой в детскую спальню. За первым следит Фома, за вторым - Лука. Теперь их обязанность каждый день зачеркивать дату. Хотела отрывной календарь купить - помните, раньше были такие?.. Я в детстве обожала отрывать листочки и читать, что на них написано: рецепты, народные приметы и т.д. Но для наших мальчишек интеерсных отрывных календарей не нашла. Взяла, что было.
Помимо часов мы купили календари. Две штуки - один на кухню, другой в детскую спальню. За первым следит Фома, за вторым - Лука. Теперь их обязанность каждый день зачеркивать дату. Хотела отрывной календарь купить - помните, раньше были такие?.. Я в детстве обожала отрывать листочки и читать, что на них написано: рецепты, народные приметы и т.д. Но для наших мальчишек интеерсных отрывных календарей не нашла. Взяла, что было.

Смежная рекомендация от навролога - как можно больше планировать. Составлять списки дел, приговаривать планы на неделю/месяц/год. С этим у нас пока не очень. Надо какую-то удобную и наглядную систему для долгосрочного планирования придумать, но пока не придумывается. Возможно, купим специальный детский планер - их сейчас куча разных, с бегунками, наклейками и т.д.

Главное, найти место, где Бамбатик до него не доберется. Он у нас известный мастер планирования - все мамины начинания инспектирует и вносит свои исправления.

Зато мы уже составляем пошаговые инструкции. Вам может показаться смешным, что детям нужны инструкции для посещения ванной комнаты, но эта штука оказалась такой эффективной, что я подумываю сделать такие буквально на все: сборы в школу, прием пищи и т.д.

То, что мы годами безуспешно пытались вдолбить устно, начало давать почти мгновенный эффект после появления визуальных маркеров. Теперь я просто говорю: "Хочешь в ванну?.. Пойди почитай, что для этого нужно". Работает.
То, что мы годами безуспешно пытались вдолбить устно, начало давать почти мгновенный эффект после появления визуальных маркеров. Теперь я просто говорю: "Хочешь в ванну?.. Пойди почитай, что для этого нужно". Работает.
Сначала уборка, занятия, прогулка, спорт - потом экраны.
Сначала уборка, занятия, прогулка, спорт - потом экраны.

Мы попробовали жестко следовать этому прекрасному правилу, но оказалось сложно совмещать его с другим (не менее прекрасным) правилом: экраны только до 20.00.

Дети просто не успевают сделать все, особенно, когда школа до 13.00. И устают сильно.

Поэтому сделали поблажку - каждый день одну обязанность из четырёх можно исключить. Или не гулять, или не заниматься, спортом, или не заниматься дополнительными уроками, или не убирать.

Выбирают сами. Но повторять выбор больше одного раза подряд нельзя. То есть, если сегодня забили на уборку - завтра на неё забить уже не получится.

Мне кажется, возможность выбирать не только снимает чрезмерное напряжение, предотвращает переутомление от обязанностей, но и даёт детям ощущение субъектности - они получают возможность на что-то влиять, чувствуют себя акторами.

Это не только мои ощущения - стоило ввести "правило отмены", как наши юные карбонарии стали в разы меньше ныть и сопротивляться.
Это не только мои ощущения - стоило ввести "правило отмены", как наши юные карбонарии стали в разы меньше ныть и сопротивляться.

Все это было бы совершенно бесполезно, не будь у нас системы внешнего, так сказать, реагирования.

Невыполнение каких-то необходимых действий влечёт за собой необратимые последствия. В  первый день, когда мы все это только ввели, мальчишки профукали уборку и занятия на балансборде, в результате чего были отстранены от экранов. Вой стоял - наверное, в Грузии молоко скисало. Мы выдержали, не поддались. И уже со следующего дня мальчишки сами начали стремиться все успеть сделать.

Тенболие, что за каждое успешно выполненное задание они получают стикер. Это наша внутренняя семейная валюта, которую (как и полагается валюте) можно обменять на товары или услуги:

1 стикер = 150 драмов/5 минут компа
1 стикер = 150 драмов/5 минут компа

Мы жадины крайне редко покупаем детям какие-то ништяки без особого повода. Новый год, день рождения - это, понятно, святое. Но просто так игрушками не задариваем. Сладости, конечно, покупаем, куда без этого, но тоже стараемся ограничивать поток.

Теперь мальчишки могут сами "заработать" на свои хотелки, обменяв стикеры на деньги. Ну, или спустить их на время за компом.

Что мне кажется, важным здесь - это, опять-таки, наличие свободного выбора. Хочешь профукать все стикеры сегодня - пожалуйста. Хочешь копить - тоже ради бога.

Мальчишки попервам попробовали все варианты. А потом Лука увидел где-то рекламу пожарной станции из Лего. И загорелся её купить.

Я посчитала стоимость, говорю - 50 стикеров заработаешь, и она твоя.

Лука побежал к Фоме. Давай, говорит, вместе копить! Фома посмотрел на пожарную станцию в интернете, повздыхал, посомневался - и согласился.

Две недели они проявляли чудеса терпения и упорства, дружно собирая стикеры: штурмовали письмо и математику, занимались на балансборде, убирали в своей комнате, сами одевались/гуляли/раздавались/убирали свои вещи после прогулки. И вот вчера накопили-таки 50 стикеров.


А я заказала пожарную станцию.
А я заказала пожарную станцию.

Хоспади, сколько счастья у них было!.. Перед сном только о том и говорили.

Теперь ждем, 23 января должна приехать наша прелесть.

Соотношение поощрений/наказаний при СДВГ должно быть 3-5:1 - так считает невролог, ну и не только она, разумеется. Поощрения должны наказаниям предшествовать. Внешняя мотивация - катализатор внутренней. Поэтому, выдавая каждый стикер, поздравляем, хвалим, восхищаемся. Фиксируем положительные результаты. И стараемся не впадать в уныние, когда что-то идет не так, как хочется.

На том и стоим.

Ещё: