Найти в Дзене

Родитель. Самодостаточность. Сепарация.

Баланс. Как найти его между двумя крайностями: с одной стороны, мы хотим защитить наших детей, уберечь их от ошибок и разочарований, с другой, понимаем, что для полноценного развития им надо свободы и самостоятельности? Что нужно знать, уметь и применять, чтобы научиться отпускать ребёнка, оставаясь при этом рядом для поддержки и помощи? Ведь это про здравое отношение к друг другу в семье. Как писала ранее (Самостоятельность. Сепарация. ), это эволюционный процесс, который проходит всё живое и естественно дети. Этот этап начинается с ползания и длится до взрослого возраста постепенно формируя личность, уверенность в себе и способность справляться с жизненными вызовами. Знаете, тут важно осознавать, что задача родителя и защищать ребёнка и помогать идти по пути самостоятельности. Как первое время учат ходить малыша? – С поддержкой взрослого. Он сам выбирает путь куда идти, может падать, ушибаться, однако рядом вы подстраховываете его. Именно через опыт принятия решений, совершения ошиб

Баланс. Как найти его между двумя крайностями: с одной стороны, мы хотим защитить наших детей, уберечь их от ошибок и разочарований, с другой, понимаем, что для полноценного развития им надо свободы и самостоятельности? Что нужно знать, уметь и применять, чтобы научиться отпускать ребёнка, оставаясь при этом рядом для поддержки и помощи? Ведь это про здравое отношение к друг другу в семье.

Как писала ранее (Самостоятельность. Сепарация. ), это эволюционный процесс, который проходит всё живое и естественно дети. Этот этап начинается с ползания и длится до взрослого возраста постепенно формируя личность, уверенность в себе и способность справляться с жизненными вызовами.

Знаете, тут важно осознавать, что задача родителя и защищать ребёнка и помогать идти по пути самостоятельности. Как первое время учат ходить малыша? – С поддержкой взрослого. Он сам выбирает путь куда идти, может падать, ушибаться, однако рядом вы подстраховываете его. Именно через опыт принятия решений, совершения ошибок и их исправлений развивается здоровая и зрелая личность.

-2

А теперь о явных маячках-признаках, что пришла пора дать ребёнку свободы:

  • Ребёнок проявляет инициативу: предлагает свои идеи, стремится самостоятельно решать задачи и брать на себя ответственность, это первый сигнал, что он готов к большей свободе.
  • Способность справляться с неудачами: умеет переживать неудачи, анализировать их причины и делать выводы, значит, он готов к большему уровню самостоятельности.
  • Уверенность в себе: ребёнок уверенный в своих силах, меньше боится новых ситуаций и готов попробовать что-то новое.

Когда «головой понимаю, но сердцем отпустить не могу» полезно освоить несколько приёмов, которые помогут справиться с тревогой и неуверенностью. Запасаемся бумагой и ручкой и приступаем!



 1. Осознание своих страхов
 1. Осознание своих страхов

Часто страхи за ребёнка связаны с нашими собственными переживаниями и жизненным опытом. Вероятно, вы пережили что-то неприятное в детстве или подростковом возрасте и теперь боитесь, что с вашим ребёнком случится что-то подобное.

Терапевтическое задание:

  • Напишите все-все свои страхи по поводу ребёнка, отнеситесь к этому серьёзно, описывайте детально и исчерпывающе – до полного понимания, что «теперь точно всё выписано». Затем на 5 минут отложите лист в сторону. Спустя время представьте, что вы читаете это впервые и постарайтесь оспорить каждый описанный вами пункт – отделяйте, где это вымышленный страх, а где реальный и какие адекватные меры предосторожности можно начать планировать и применять уже сейчас.
  • Ведите дневник своих мыслей и чувств. Записывайте ситуации вызывающие у вас беспокойство и анализируйте, какие ваши личные переживания стоят за этим.

2. Установление границ

Вдумайтесь и определите, за что отвечает ребёнок, а за что — вы. Чёткие границы ответственности помогут избежать чрезмерного контроля и позволят ребёнку чувствовать гораздо самостоятельнее.

Терапевтическое задание: Составьте список обязанностей вашего ребёнка и обсудите его вместе, пусть он сам выберет, за что будет отвечать. Оформите его совместно и творчески, повесьте, чтобы список был приятным напоминанием.

-4

3. Доверие и поддержка

Научитесь доверять своему ребёнку. Показывайте ему, что вы верите в его способности и готовы поддержать в любых начинаниях. Это укрепит его уверенность в себе и облегчит процесс сепарации.

Терапевтическое задание: Практикуйте активное слушание: когда ребёнок делится своими мыслями и чувствами, внимательно выслушав, задавайте уточняющие вопросы, тем самым дадите понять, что вам действительно интересно его мнение. Заведите блокнот мудрых мыслей и креативных идей.

4. Принятие ошибок

Позвольте себе и вашему ребёнку ошибаться - это неотъемлемая часть обучения. Научите его воспринимать их как возможность для роста и развития.

Терапевтическое задание: Проанализируйте как вы обычно реагируете на его ошибки, в жизни, в быту, в школе? – Запишите это и оставьте рядом с каждым пунктом место. Затем рядом придумайте и запишите как вместо критики и порицания, можно поступить иначе обсудив это с ребёнком. Помогите себе и ему найти позитивные моменты в каждой ситуации.

5. Постепенное увеличение свободы

Постепенно, шаг за шагом, приучайте ребенка к полной свободе. Начинайте с небольших заданий и поручений, затем увеличивайте уровень сложности и ответственности.

Терапевтическое задание: Создавайте условия для безопасного эксперимента. Например, дайте ребёнку возможность выбрать, каким способом он выполнит задачу, а вы установите временные рамки.

-5

6. Самоанализ и саморефлексия

Регулярно анализируйте свои реакции и поведение. Ведение дневниковых записей будет вам в этом очень помогать. Отмечайте, когда вы склонны к гиперопеке или полному безразличию и старайтесь изменить свой подход, найдя в этом здравый баланс для себя и ребёнка.

Терапевтическое задание: Запланируйте и планомерно вводите в свой режим дня короткие сеансы медитации или релаксации, это даст больше спокойствия и ясности ума, поможет взглянуть на ситуацию более объективно.

-6

7. Найдите себе собственные занятия, увлечения, клубы по интересам

В современном мире даже не обязательно выходить из дома для этого, если например у вас на руках грудной малыш и есть определенные сложности с тем, чтобы быть вне дома - используйте Интернет: соцсети, мессенджеры, старые-добрые форумы - ищите единомышленников и набирайтесь там ресурсом. Спорт, вязание, кулинария - весь мир открыт к вашим интересам. Ищите себя, выбирайте, пробуйте! Возможно вы - мультипотенциал и освоите сразу несколько направлений целиком?

Терапевтическое задание: Запланируйте на ближайшее время заняться этим вопросом и подойти к нему максимально ответственно, позвольте уделять время себе любимым в своё удовольствие.

Сепарация - двусторонний процесс, требующий от родителей осознанности, терпения и готовности к изменениям собственным и ребенка, сохраняя при этом связь и готовность прийти на помощь в любой момент.

Весь этот путь важно осознавать и возможно как мантру повторять – напоминать себе, что ваша главная цель – способствовать здоровой среде развития ребенка, чтобы он стал самостоятельным и уверенным в себе человеком.

Feci quod potui faciant meliora potentes.

Психология и я. Мой путь в профессию.

Клинический, семейный психолог. КПТ, EMDR/ДПДГ, травматерапия, гипнотерапия, терапия через метафору, МАК. Скатова Анастасия Васильевна 890057252984

#психолог #калуга #счастьеесть