Баланс. Как найти его между двумя крайностями: с одной стороны, мы хотим защитить наших детей, уберечь их от ошибок и разочарований, с другой, понимаем, что для полноценного развития им надо свободы и самостоятельности? Что нужно знать, уметь и применять, чтобы научиться отпускать ребёнка, оставаясь при этом рядом для поддержки и помощи? Ведь это про здравое отношение к друг другу в семье.
Как писала ранее (Самостоятельность. Сепарация. ), это эволюционный процесс, который проходит всё живое и естественно дети. Этот этап начинается с ползания и длится до взрослого возраста постепенно формируя личность, уверенность в себе и способность справляться с жизненными вызовами.
Знаете, тут важно осознавать, что задача родителя и защищать ребёнка и помогать идти по пути самостоятельности. Как первое время учат ходить малыша? – С поддержкой взрослого. Он сам выбирает путь куда идти, может падать, ушибаться, однако рядом вы подстраховываете его. Именно через опыт принятия решений, совершения ошибок и их исправлений развивается здоровая и зрелая личность.
А теперь о явных маячках-признаках, что пришла пора дать ребёнку свободы:
- Ребёнок проявляет инициативу: предлагает свои идеи, стремится самостоятельно решать задачи и брать на себя ответственность, это первый сигнал, что он готов к большей свободе.
- Способность справляться с неудачами: умеет переживать неудачи, анализировать их причины и делать выводы, значит, он готов к большему уровню самостоятельности.
- Уверенность в себе: ребёнок уверенный в своих силах, меньше боится новых ситуаций и готов попробовать что-то новое.
Когда «головой понимаю, но сердцем отпустить не могу» полезно освоить несколько приёмов, которые помогут справиться с тревогой и неуверенностью. Запасаемся бумагой и ручкой и приступаем!
Часто страхи за ребёнка связаны с нашими собственными переживаниями и жизненным опытом. Вероятно, вы пережили что-то неприятное в детстве или подростковом возрасте и теперь боитесь, что с вашим ребёнком случится что-то подобное.
Терапевтическое задание:
- Напишите все-все свои страхи по поводу ребёнка, отнеситесь к этому серьёзно, описывайте детально и исчерпывающе – до полного понимания, что «теперь точно всё выписано». Затем на 5 минут отложите лист в сторону. Спустя время представьте, что вы читаете это впервые и постарайтесь оспорить каждый описанный вами пункт – отделяйте, где это вымышленный страх, а где реальный и какие адекватные меры предосторожности можно начать планировать и применять уже сейчас.
- Ведите дневник своих мыслей и чувств. Записывайте ситуации вызывающие у вас беспокойство и анализируйте, какие ваши личные переживания стоят за этим.
2. Установление границ
Вдумайтесь и определите, за что отвечает ребёнок, а за что — вы. Чёткие границы ответственности помогут избежать чрезмерного контроля и позволят ребёнку чувствовать гораздо самостоятельнее.
Терапевтическое задание: Составьте список обязанностей вашего ребёнка и обсудите его вместе, пусть он сам выберет, за что будет отвечать. Оформите его совместно и творчески, повесьте, чтобы список был приятным напоминанием.
3. Доверие и поддержка
Научитесь доверять своему ребёнку. Показывайте ему, что вы верите в его способности и готовы поддержать в любых начинаниях. Это укрепит его уверенность в себе и облегчит процесс сепарации.
Терапевтическое задание: Практикуйте активное слушание: когда ребёнок делится своими мыслями и чувствами, внимательно выслушав, задавайте уточняющие вопросы, тем самым дадите понять, что вам действительно интересно его мнение. Заведите блокнот мудрых мыслей и креативных идей.
4. Принятие ошибок
Позвольте себе и вашему ребёнку ошибаться - это неотъемлемая часть обучения. Научите его воспринимать их как возможность для роста и развития.
Терапевтическое задание: Проанализируйте как вы обычно реагируете на его ошибки, в жизни, в быту, в школе? – Запишите это и оставьте рядом с каждым пунктом место. Затем рядом придумайте и запишите как вместо критики и порицания, можно поступить иначе обсудив это с ребёнком. Помогите себе и ему найти позитивные моменты в каждой ситуации.
5. Постепенное увеличение свободы
Постепенно, шаг за шагом, приучайте ребенка к полной свободе. Начинайте с небольших заданий и поручений, затем увеличивайте уровень сложности и ответственности.
Терапевтическое задание: Создавайте условия для безопасного эксперимента. Например, дайте ребёнку возможность выбрать, каким способом он выполнит задачу, а вы установите временные рамки.
6. Самоанализ и саморефлексия
Регулярно анализируйте свои реакции и поведение. Ведение дневниковых записей будет вам в этом очень помогать. Отмечайте, когда вы склонны к гиперопеке или полному безразличию и старайтесь изменить свой подход, найдя в этом здравый баланс для себя и ребёнка.
Терапевтическое задание: Запланируйте и планомерно вводите в свой режим дня короткие сеансы медитации или релаксации, это даст больше спокойствия и ясности ума, поможет взглянуть на ситуацию более объективно.
7. Найдите себе собственные занятия, увлечения, клубы по интересам
В современном мире даже не обязательно выходить из дома для этого, если например у вас на руках грудной малыш и есть определенные сложности с тем, чтобы быть вне дома - используйте Интернет: соцсети, мессенджеры, старые-добрые форумы - ищите единомышленников и набирайтесь там ресурсом. Спорт, вязание, кулинария - весь мир открыт к вашим интересам. Ищите себя, выбирайте, пробуйте! Возможно вы - мультипотенциал и освоите сразу несколько направлений целиком?
Терапевтическое задание: Запланируйте на ближайшее время заняться этим вопросом и подойти к нему максимально ответственно, позвольте уделять время себе любимым в своё удовольствие.
Сепарация - двусторонний процесс, требующий от родителей осознанности, терпения и готовности к изменениям собственным и ребенка, сохраняя при этом связь и готовность прийти на помощь в любой момент.
Весь этот путь важно осознавать и возможно как мантру повторять – напоминать себе, что ваша главная цель – способствовать здоровой среде развития ребенка, чтобы он стал самостоятельным и уверенным в себе человеком.
Feci quod potui faciant meliora potentes.
Психология и я. Мой путь в профессию.
Клинический, семейный психолог. КПТ, EMDR/ДПДГ, травматерапия, гипнотерапия, терапия через метафору, МАК. Скатова Анастасия Васильевна 890057252984
#психолог #калуга #счастьеесть