Популярная психология наполнена дифирамбами позитивному мышлению, - о том, что надо повышать свою самооценку, провозглашая себя уникальным и гениальным, верить в себя и каждый день произносить аффирмации «я достоин денег, успеха, любви…и далее по списку", - и тогда удача не замедлит явиться.
Запрещается испытывать отрицательные чувства и думать плохие мысли. Надо заменять их на положительные и хорошие.
Но не так давно стали появляться и статьи противоположного содержания: о вреде позитивного мышления, о том, что люди быстро разочаровываются, не получая желаемого, и впадают в депрессию, доходя чуть ли не до суицида.
Где же истина?
Дело в том, что здесь не принимается во внимание очень важный фактор: ограниченность человеческой природы.
Недаром в христианстве человек с одной стороны считается венцом творения – образом Божиим, но в тоже время он – раб Божий, тварь (творение).
Человек имеет множество ограничений: смертность, подверженность болезням, зависимость от среды обитания, от социального окружения, от наследственности и многого другого. Поэтому Церковь прежде всего учит человека знать и принимать эту ограниченность, считать себя «никем» без Бога. Это признание и принятие своей ограниченности направлено прежде всего против ЭГО – главного врага нашей души.
В психологии есть направление, которое очень созвучно христианскому учению. Это терапия принятия и ответственности, или ACT (от англ. Acceptance and Commitment Therapy), — это вид когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), который учит наблюдать и принимать свои чувства с помощью практик осознанности.
Что именно принять и за что взять ответственность предлагает ACT-подход?
Постулат ACT: страдания — неизбежны. Их-то и нужно принять.
Пугающие мысли, негативные эмоции, болезни случаются со всеми. ACT предлагает не тратить время и силы на борьбу с тем, что нормально и естественно, а инвестировать ресурсы, чтобы добиться своих целей и придерживаться ценностей.
По сути – это принятие своих несовершенств и ограничений.
В рамках ACT принятие (acceptance) тесно связано с готовностью:
• Готов (-а) ли я продолжать делать то, что мне важно, чтобы быть тем человеком, которым хочу быть?
• Готов (-а) ли я проходить через боль и дискомфорт, чтобы жить той жизнью, которой хочу жить?
Это значит, осознавая и принимая свои несовершенства и ограничения, продолжать стремиться к самосовершенствованию.
Это очень созвучно христианскому смирению.
Только в ACT-психологии самосовершенствование проходит без Бога, силами человека, а в христианстве с помощью Божией: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4:13).
Основная добродетель в христианстве – это смирение.
Христос говорит в Нагорной проповеди:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Мф 5:3).
Нищета духовная – это не отсутствие знаний, образования, интеллекта, - это отсутствие эгоизма, это - верх смирения. Такой человек ничего не считает своим, ничего не ставит себе в заслугу: ни богатство, ни таланты, ни умения, ни, тем более, здоровье и саму жизнь. Он видит источник всего этого в Боге. Поэтому он спокойно относится как к удачам, так и к неудачам, говоря: «Бог дал, Бог взял». Такой человек понимает, что вся его жизнь, - как огонек свечи на ветру, который настолько уязвим, что любое дуновение ветра может погасить его. Поэтому он знает, что только Господь есть его крепость и спасение. Вот что такое нищий духом!
Христианство, и особенно Православие, постоянно напоминает человеку о его несовершенстве, таким образом стараясь победить его эго. В православных молитвах молящийся "награждается" такими эпитетами: унылый, недостойный, блудный, грешный, окаянный раб. И это еще самые мягкие выражения! Есть такие покаянные молитвы, которые могут просто шокировать современного человека, мыслящего в рамках позитивного мышления.
Но, заставляя принимать свое ничтожество, Церковь, тем не менее, понуждает человека к действию и самосовершенствованию, внушая веру, что с божественной помощью человек может достичь очень многого.
Все это позволяет человеку трезво относиться к себе и своим успехам, не придавая им особой важности, но в то же время помогает трудиться и двигаться вперед.
При таком мировоззрении человек не впадает в уныние (кстати, уныние является одним из смертных грехов), не разочаровывается при первой же неудаче и не бросает начатое дело на полпути.