Найти в Дзене
Ум и культура

Ум и культура. Интервью

Друзья, недавно вышел новый номер городской газеты, в котором я дал большое интервью. Вышло оно в рубрике "Человек и его дело" и называется так же как наш канал. Прочитать его можно ниже: Евпаториец Евгений ПЯТАЧЕВ — успешный блогер. Притом что дипломированный экономист и филолог-германист. Завести блог его подвигла любознательность, помноженная на страсть ко всему новому. О положительном влиянии пандемии коронавируса на карьеру, эрудиции и интерактивном формате блога он рассказал в интервью «ЕЗ». — Если бы в начале века вам сказали, что станете блогером, сильно бы удивились? — О да! Тогда я видел свое профессиональное развитие в экономической сфере. — Но в ней преуспели-таки? — Думаю, вполне. По крайней мере, за десять лет работы в Евпаторийском морском порту прошел трудовой путь от диспетчера до руководителя администрации. — А как блогером стали? — В 2017 году начал активно заниматься внешней экономической деятельностью. Наше предприятие реализовывало проекты в Средней Азии, для кото
Оглавление

Друзья, недавно вышел новый номер городской газеты, в котором я дал большое интервью. Вышло оно в рубрике "Человек и его дело" и называется так же как наш канал. Прочитать его можно ниже:

Газета "Евпаторийская здравница", №2(19654) от 17 января 2025 года
Газета "Евпаторийская здравница", №2(19654) от 17 января 2025 года

Евпаториец Евгений ПЯТАЧЕВ — успешный блогер. Притом что дипломированный экономист и филолог-германист. Завести блог его подвигла любознательность, помноженная на страсть ко всему новому. О положительном влиянии пандемии коронавируса на карьеру, эрудиции и интерактивном формате блога он рассказал в интервью «ЕЗ».

фото автора
фото автора

«В сторону блогерства»

Если бы в начале века вам сказали, что станете блогером, сильно бы удивились?

— О да! Тогда я видел свое профессиональное развитие в экономической сфере.

Но в ней преуспели-таки?

— Думаю, вполне. По крайней мере, за десять лет работы в Евпаторийском морском порту прошел трудовой путь от диспетчера до руководителя администрации.

А как блогером стали?

— В 2017 году начал активно заниматься внешней экономической деятельностью. Наше предприятие реализовывало проекты в Средней Азии, для которых необходимо было закупать оборудование по всему миру — и в Китае, и в США, и почти во всех европейских странах. Это подтолкнуло меня к тому, чтобы вспомнить свое филологическое образование и более пристально наблюдать за межъязыковыми коммуникациями. Когда же началась пандемия, на работе появилось больше свободного времени — по объективным причинам проекты затормозились. Тогда стал смотреть в сторону блогерства: завел канал на платформе «Дзен», где публиковал собственные переводы различных научно-популярных статей. Поначалу моя аудитория была мала. Но как-то — не знаю, случайно или нет —публикация о том, как человечество боролось с вирусами на протяжении истории, набрала невероятно много просмотров. Наверное, тогда она попала в общественное настроение. После этого блог стал набирать обороты. Во время пандемии наряду с переводами научно-популярных статей на своем канале я размещал обзоры памятников родного города, обзоры книг. Пока однажды не опубликовал литературный тест и вскоре заметил, что подобные посты, предполагающие обратную связь (тесты, задания, опросы и тому подобное), набирают в десятки раз больше просмотров, чем все остальные. После этого переориентировал блог на интерактивный формат.

И все?

— У меня много различных форматов. С самого начала моей блогерской деятельности число используемых растет в сторону разнообразия. Основной формат — естественно, тест. Их я сейчас пишу сам: придумываю вопросы и варианты ответов, создаю иллюстрации. Задания в стиле «Что? Где? Когда?»: определить назначение какого-то непонятного предмета, понять, что изображено на карте, решить задачи на логику и внимательность и так далее.

А интерес к таким заданиям у вас с детства?

— Это приходящее. Хотя в детстве у меня была «Настольная книга пионера», в которой было немало такого рода заданий, и они вызывали у меня интерес. Всю жизнь интересуюсь «Что? Где? Когда?». Но сказать, что с детства поглощен головоломками, не могу. Это ситуативный выбор. Я стал работать с тем, что пользовалось у аудитории наибольшим интересом.

Путь к победе

«Ум и культура» — ваш единственный канал на «Дзене»?

— Сейчас да. До этого у меня там было четыре-пять каналов, которые в итоге платформа забанила. Очень обидно, потому что на одном из них было около десяти тысяч подписчиков. Но у «Дзена» очень своеобразные алгоритмы. Зато это меня подвигло к решениям, которые заложили базис для более успешного развития нового канала. «Дзен» очень любит оригинальность (должны быть свои фотографии, тексты, чтобы не было рерайта). И поэтому, когда у меня очередной канал закрыли, я принял решение рисовать собственные иллюстрации и сам стал писать, то есть резко повысил оригинальность. С тех пор канал на протяжении последних четырех лет весьма неплохо развивается.

А над названием долго думали?

— Нет. У меня закрыли канал, а тем временем я пытался участвовать в первом сезоне конкурса «ТопБЛОГ», сначала со своей группой во «ВКонтакте». Но решил параллельно открыть новый канал на платформе «Дзен». И размышлял так: у меня две большие категории заданий — IQ-тесты и тесты на кругозор (история, литература, живопись, музыка и так далее). Эти два основных направления и дали название каналу.

В итоге вы стали победителем первого бесплатного образовательного проекта платформы «Россия — страна возможностей» «ТопБЛОГ», нацеленного на развитие навыков и компетенций авторов качественного и полезного контента в соцсетях. Тогда из 40 тысяч участников с заданиями справились лишь 25.

— Сначала конкурсанты проходят образовательную программу и параллельно выполняют задания, связанные с тем, что они изучили. Плюс необходимо выполнять различные задания, будь то создание публикации на определенную тему или совместная работа с другим блогером, поддержание общегосударственного или регионального челленджа. Финалисты должны были отправиться в блог-туры по России. Моим первым стал блог-тур на Камчатку. Перед этим нужно было сделать публикацию о том, что каждый из нас, зная нечто о Петропавловске-Камчатском, мог бы предложить для развития этого города, для повышения его туристического потенциала. Большинство участников не совсем поняли суть задания и написали о красотах города и почему туда нужно приезжать. Я же, строго следуя техническому заданию, воспользовался знаниями с моей тогдашней работы, где мы с коллегами много внимания уделяли развитию городских пространств. В Евпатории, например, наше предприятие установило несколько фонтанов в разных скверах. Исходя из своего опыта, я предложил несколько решений, их оценили и приняли. И я отправился на Камчатку. Вместе с нами, победителями этого этапа конкурса, в тур отправились и блогеры-миллионники, в том числе Елена Летучая, Сергей Романович и Настя Торшина. Само пребывание в такой компании мне очень много дало, потому что видишь, как люди относятся к работе, создают контент.

проект "ТопБЛОГ"
проект "ТопБЛОГ"

Плюс общение с коллегами, активными и страстными людьми. Еще до финала по предложению организаторов конкурса я посетил конгресс молодых ученых в Сочи. Там была возможность вживую послушать выдающихся отечественных ученых, пообщаться с ректорами ведущих вузов, увидеть, как игроки «Что? Где? Когда?» отвечают на вопросы не на телеэкране, а прямо в двух метрах от тебя. Я записал лекцию актера Владимира Машкова об эмоциональном интеллекте и выложил у себя на канале. И, опять же, общение с коллегами: там была команда блогеров из числа врачей и вузовских преподавателей.

- Как ни удивительно, но в финале за победу вы боролись онлайн.

— Да, организаторы творчески подошли к заданиям. Главное испытание заключалось в том, чтобы создать рекламную кампанию для того или иного большого заказчика. И мне повезло. Во-первых, с заказчиком, которым выступило сообщество «Родительский университет». Во-вторых, с партнером, блогером из Башкирии, профессиональным дизайнером, который вел тогда на «Дзене» блог, посвященный истории советского дизайна. Я решил развить соцсети «Родительского университета» за счет интерактивных публикаций с серией психологических тестов (например, как вести себя с ребенком в определенных ситуациях, к какому типу относится ваш ребенок и так далее). Нашими конкурентами были весьма незаурядные люди с большим количеством фотографий на их площадках, способные ярко представить себя. Мы же, совершенно другие, достаточно замкнутые, поставили себе задачу просто выступить достойно. И в результате победили. Наш проект жюри признало лучшим. Наградой за победу должен был стать контракт с группой компаний «Просвещение». По независящим от меня причинам сделка не состоялась. Тем не менее аудитория моего начатого с нуля канала за время участия в конкурсе выросла до 28 тысяч пользователей (сейчас уже более шестидесяти тысяч).

Теплота и душевность

После победы в конкурсе вы стали амбассадором проекта «ТопБЛОГ». Что вы делаете в этом амплуа?

— В конце октября, например, ездил в «Артек», чтобы провести перед группой детей-блогеров, победителей соответствующих конкурсов, мастер-класс, посвященный познавательному блогингу.

фото автора
фото автора

Притом что аудитория вашего блога, смею предположить, люди преимущественно зрелые?

— Да, аудитория у меня возрастная. Большая часть (более 60 процентов) — это женщины старше 55 лет. При этом костяк активной аудитории — приблизительно мои ровесники, люди в возрасте около 45 лет. Молодые подписчики, в том числе школьники, заходят периодически, но я не вижу большого сегмента молодых пользователей, которые бы оставались на канале.

Как вы себе объясняете это? Поколению «Википедии» и «Гугла» эрудиция ни к чему?

— Сейчас преобладает другой поиск информации. Формат теста больше направлен на размышление, а школьник настроен на то, чтобы быстро загуглить и посмотреть. Безусловно, с этим надо что-то делать. Возможно, пробовать более современные, динамичные форматы. Я никогда не работал в TikTok, но точно знаю, что там есть люди, которые работают в моем направлении и собирают миллионы подписчиков.

Среди представляемых вами заданий немало из середины прошлого столетия, а некоторые и вовсе из конца позапрошлого. Почему?

— Ребусы образца конца XIX века — это сложная, изощренно выполненная картина, с разными элементами, которые сочетаются между собой по-разному. Нельзя утверждать, что эти задания (загадки, ребусы, задачи) сложнее современных, но там есть какая-то теплота и душевность. Они и подкупают моих подписчиков.

— Вы еще и победитель интеллектуального телепроекта «На выход!».

— Не могу сказать, что там были сложные вопросы. Но для меня в новинку было, что съемка длится пять часов, в то время как сама игра — минут сорок. Я умудрялся в перерывах в мессенджерах отвечать на сообщения по работе. Перед последним раундом, признаться, было тяжеловато, мутно в голове. Но в целом классный опыт. Там помимо знаний нужны концентрация и настрой. Без настроя, курса на победу сложно. Об участии в этом проекте я подробно написал у себя в блоге, и подписчики очень хорошо отреагировали. Одно дело — неизвестный автор, который что-то вещает, а так ты видишь живого нормального человека — и сразу повышается доверие к нему. И для меня это была дополнительная ответственность. Я не мог себе позволить поехать и проиграть, чтобы потом мои подписчики удивлялись: а где же ум, нас чему-то учишь, а сам что (смеется)?..

Беседовал Алексей ВАКУЛЕНКО

Спасибо за внимание, друзья! Благодарю Алексея за проявленный интерес к теме и за журналистский труд, который много лет помогает крымским читателям узнавать новое и расширять свои горизонты! До новых встреч!

Наука
7 млн интересуются