Найти в Дзене

ПРОРОК ОСИЯ (ч.5): НЕДОСТАТОК ВЕДЕНИЯ

(Осия 4) В Ос. 1—3 Израиль изображается как проститутка и неверная жена. В последующих главах Осия говорит о грехах Израиля и о плане Бога наказать Свой народ за его грехи. В главе 4 заявляется, что Израиль нарушил то, что Иисус назвал «наибольшими заповедями» (Мф. 22:36–40). Они не возлюбили Бога, так как были виновны в идолопоклонстве (4:11– 14). Кроме того, ясно, что они не любили ближнего своего, так как убивали, воровали и прелюбодействовали (4:1–10). В заключение Осия предостерегает Иуду, южное царство, от совершения грехов, которые стали причиной падения Израиля, северного царства (4:15–19). «Слушайте слово Господа, сыны Израилевы. Ибо суд у Господа с жителями этой земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания на земле: "Клятва и обман, убийство, и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля эта, и изнемогут все, живущие на ней, — со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морск
Оглавление

(Осия 4)

В Ос. 1—3 Израиль изображается как проститутка и неверная жена. В последующих главах Осия говорит о грехах Израиля и о плане Бога наказать Свой народ за его грехи.

В главе 4 заявляется, что Израиль нарушил то, что Иисус назвал «наибольшими заповедями» (Мф. 22:36–40). Они не возлюбили Бога, так как были виновны в идолопоклонстве (4:11– 14). Кроме того, ясно, что они не любили ближнего своего, так как убивали, воровали и прелюбодействовали (4:1–10). В заключение Осия предостерегает Иуду, южное царство, от совершения грехов, которые стали причиной падения Израиля, северного царства (4:15–19).

ГРЕХИ ИЗРАИЛЯ: БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

«Слушайте слово Господа, сыны Израилевы. Ибо суд у Господа с жителями этой земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания на земле: "Клятва и обман, убийство, и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля эта, и изнемогут все, живущие на ней, — со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут"» (Ос. 4:1–3).

Пророк начинает своё открытое обвинение Израиля с разоблачения их грехов против людей.

Стих 1. Господь через Осию объявляет, что Он, по сути, начинает судебный процесс против сынов Израилевых. Словом «суд» переведен юридический термин риб. Соответствующий глагол мы находим в 2:2, где он переводится как «судитесь». Об израильтянах здесь говорится как о жителях этой земли. Языковыми средствами подчеркивается, что землю обетованную дал Израилю Бог и их процветание в ней зависит от соблюдения завета (Втор. 28).

Против Израиля выдвигаются обвинения по трем основным направлениям. Первое: отсутствие истины («верности»; НРП) свидетельствует о том, что они не говорят правду и не выполняют свои обещания. Так переведено еврейское слово эмет, которое можно перевести и как «истина» и как «верность». Отсутствие этого качества приводит к ненадежности, неверности и нестабильности. Второе: отсутствие милосердия указывает на равнодушие к тем, кто в нужде. Так здесь переведено еврейское слово хесед, которое еще переводится как «милость» (НРП) и «доброта» (РБО). Третье: завершает перечень отсутствие богопознания, подчеркивающее тот факт, что Израиль отверг Господа и Его завет. «Познание» — это в еврейском даат, существительное, образованное от глагола йада. «Богопознание, — говорит Хаббард, — охватывает всю тему откровения завета о том, кто такой Бог, что Он сделал для Своего народа в процессе искупления, и чего Он требует от него».

Стих 2. Вместо этих добродетелей («истины», «милосердия» и «богопознания») народ демонстрировал ряд пороков. При этом они нарушали, по крайней мере, четыре из десяти заповедей. Обман — нарушение девятой заповеди: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16). Убийство — нарушение шестой заповеди: «Не убивай» (Исх. 20:13). Воровство — нарушение восьмой заповеди: «Не кради» (Исх. 20:15). Прелюбодейство — нарушение седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14).

Возможно, что и другие заповеди также нарушались. Клятва (алах) может подразумевать «клятвопреступления» (РБО) — когда клянутся без намерения исполнить клятву. В таком случае это нарушение третьей заповеди: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7). Все эти нарушения крайне распространились, а это приводит к кровопролитию, что, возможно, связано с десятой заповедью: «Не желай» (Исх. 20:17). Ведь люди, как правило, устраивают кровопролитие, чтобы получить желаемое.

Стих 3. Из-за грехов Израиля — говорит Осия — «восплачет земля эта, и изнемогут все». Это «изнеможение» не ограничится людьми, оно коснется зверей полевых и птиц небесных, и даже рыб морских. Нечто подобное произошло в Эдемском саду после грехопадения. Земля была проклята (Быт. 3:17). «Плач земли», видимо, предсказывал засуху с последующим голодом или другие природные катаклизмы. Такие последствия греха согласуются с проклятиями, предусмотренными в законе Моисея на случай нарушения Божьих заповедей (Втор. 28:15–24).

ГРЕХИ ИЗРАИЛЯ: НЕЧЕСТИВЫЕ СВЯЩЕННИКИ И НЕДОСТАТОК ВЕДЕНИЯ

«Но никто не спорь, никто не обличай другого; и твой народ — как спорящие со священником. И ты падёшь днём, и пророк падёт с тобою ночью, и истреблю мать твою. Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих. Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие. Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их. И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его, и воздам ему по делам его. Будут есть — и не насытятся; будут блудить — и не размножатся, ибо оставили служение Господу» (Ос. 4:4–10).

Стихи 4, 5. Стих 4 («Но никто не спорь, никто не обличай другого») в РБО переведен так: «И никто пусть не смеет возражать! Да не станет спорить ни один!» Имеется в виду, что «никто» не мог спорить с наказанием, которому Бог подверг землю. Народ был нечестив, как человек, спорящий со священником, Божьим представителем, которого Он поставил учить Закону (Лев. 10:8–11; Втор. 17:8–13; 31:9–13; 33:10). Противники Бога и Его священников не имели права критиковать Божьи действия.

Господь говорит через Осию: «И ты падёшь днём, и пророк падёт с тобою ночью». Им было необходимо понять, что падут не только пророки, но и они сами; они грешили «днём» и «ночью», то есть постоянно. Из-за этого Бог планировал «истребить их мать» — весь народ как таковой.

Этот трудный отрывок толкуется по-разному. Одни понимают его как запрет вообще спорить с кем бы то ни было (см. Синод. пер.; НРП) и, по сути, призыв избегать конфликтов друг с другом. Другие считают, что здесь говорится о том, что вообще не стоит спорить с людьми, так как они неблагоразумны и уже осуждены. Согласно еще одному толкованию, первую строчку стиха следует рассматривать как запрет на спор со священниками, о которых речь идет во второй строчке. А некоторые относят 4:4–6 к священникам и Божьему суду над ними.

Стих 6. Главной проблемой Израиля был недостаток ведения. В данном отрывке «отвергнуть ведение» равнозначно тому, чтобы забыть Божий закон. Они отвергали и забывали не пассивно, по небрежности, — они делали сознательный выбор. Они своевольно отвергали закон Бога, не исполняя Его заповедей. Они отказывались от богопознания. «Ведение» в данном контексте означает не просто интеллект, информированность или способность сдать экзамен по Закону. Скорее, это означает приверженность принципам и наставлениям, которым учит Закон, что приводит к близким отношениям с Богом. Оттого что они отвергли богопознание, они будут отвергнуты Богом.

За это отвержение народу объявляется в качестве наказания: «Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих». Эти слова говорят о том, что у Израиля была не только особая группа мужчин, которые служили священниками, но что весь народ целиком выступал в роли «священника», другими словами играл посредническую роль в Божьем плане. Однако в наказание за грех народ утратит эту привилегию. Другая точка зрения состоит в том, что священники забыли закон Господа и перестали учить ему, и потому Господь отвергнет их как священников и забудет их детей.

Стихи 7, 8. Чем больше они — Израиль — умножаются, тем больше грешат против Бога. Число их выросло, и в дни служения Осии они преуспевали. Но чем больше они преуспевали, «тем больше грешили». В результате Бог славу их обратит в бесславие. (Следуя сирийской версии Библии и еврейской традиции, НРП переводит следующим образом: «А Мой народ променял свою Славу на ничтожных идолов» [см. Иер. 2:11]).

Почему Бог лишит их славы? Потому что «грехами... кормятся они». Есть мнение, что в строке «грехами народа Моего кормятся они» (и в последующей) местоимение «они» относится к священникам, которые получали выгоду от того, что Израиль грешил. Народу (и/или священникам) нравилось грешить, и единственной их целью было удовлетворение своих греховных желаний.

Стих 9. Вызывающее отвращение духовное состояние народа выражено фразой о том, что священники были такими же порочными, как и народ: что будет с народом, то и со священником, или, как переведено в Совр. пер., — «Священники не отличаются от других людей». Вместо того чтобы оказывать на народ доброе влияние, священники позволили народу их самих склонить ко злу. Праведный Бог воздаст ему по делам его.

Стих 10. Священники и народ испытают на себе последствия своих грехов. Будут есть — и не насытятся; будут блудить — и не размножатся. Словом «размножаться» переведен еврейский глагол парац, который буквально означает «выходить (из утробы)». Среди этих неминуемых последствий будут голод, несмотря на наличие еды, и неспособность возрастать количественно, несмотря на их интимные отношения с проститутками. Священники и народ будут страдать, ибо оставили служение Господу. Это то же самое, что сказать, что они отвергли богопознание.

ГРЕХИ ИЗРАИЛЯ: ИДОЛОПОКЛОНСТВО

«Блуд, вино и напитки завладели сердцем их. Народ Мой вопрошает своё дерево, и жезл его даёт ему ответ; ибо дух блуда ввёл их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение — под дубом и тополем, и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет» (Ос. 4:11–14).

Пророк продолжает предсказание, обличая Израиль в идолопоклонстве (см. 8:4–6; 10:1, 2). Израильтяне не только согрешили против своих ближних, они еще были виновны в грехе идолослужения. Этим они нарушили первые две из Десяти заповедей: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» и «Не делай себе кумира» (Исх. 20:3–5). Главным преступлением Израиля, грехом, который в конце концов привел это царство к гибели, было их поклонение другим богам.

Стих 11. «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их», — заявляет Осия. Когда народ Божий начинает служить идолам, он становится виновен в «блуде», духовном прелюбодеянии. Часто такие поклонения сопровождались оргиями, в ходе которых участники напивались и совершали половые акты с храмовыми проститутками. Такие грехи «завладели сердцем их». Они лишили участников того богопознания, которое еще оставалось у них.

Слова «вино» (яйин) и «напитки» (тирош), что, собственно, указывает на разные уровни в процессе ферментации, используются вместе в этом стихе для усиления поэтического эффекта. Книга притчей предупреждает, что злоупотребление вином приводит к жестокости, бедности, порочности и неразумности (Прит. 4:17; 20:1; 21:17; 23:20, 21, 30–35; 31:4).

Стих 12. «Народ Мой вопрошает своё дерево, и жезл его даёт ему ответ». Слово «дерево» (в НРП «деревянный идол») — это перевод еврейского слова (ец), которое обычно означает «древесина» или «дерево». Так как идолов на Ближнем Востоке в древности чаще всего вырезали из дерева, древесина в шумерской мифологии стала называться «плотью богов». Домашние идолы использовались для гадания (Иез. 21:21), что вполне вписывается в контекст данного стиха. Использование «жезла» (маккель) вероятно, указывает на жезлогадание, когда волю бога определяют по тому, как падает жезл.

Идолопоклонство Израиля было не чем иным, как духовной неверностью: дух блуда ввел их в заблуждение (см. 5:3, 4, 7; 6:10; 9:1). «Отступив от Бога своего», страна совершила духовное прелюбодеяние. Они не могли угодить Богу своим служением Ему, одновременно поклоняясь идолам.

Стих 13. Осия подробно описывает, как именно они блудили. Народ поклонялся лжебогам на высотах: «на вершинах гор они приносили жертвы и на холмах совершали каждение» (см. Втор. 12:2). Обычно на вершинах гор устанавливался жертвенник для принесения в жертву скота и иногда жертвенник поменьше для каждения. Стоячие камни использовались как символ мужского божества, а столбы ашеры символизировали соответствующее женское божество. Выбирались тенистые места. Упомянутые здесь деревья, «дуб и тополь, и теревинф», известны тем, что дают большую тень. Пышные деревья, которые росли на холмах, контрастировали с пустынями и долинами в южных областях Палестины, где деревья были редкостью.

Деревья на вершинах гор могли служить трем целям. Они создавали тень участникам поклонения, защищая их от солнца. Они символизировали плодородие, о котором просили идолопоклонники. Они могли также быть тайным убежищем для тех, кто занимался обрядовой проституцией.

Господь через пророка рассказывает, к чему приводит их идолопоклонство: «поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши». Поклоняясь иным богам, незамужние «дочери» блудили, а «невестки» «прелюбодействовали». Эти молодые женщины, вероятно, служили при храме проститутками, а возможно, что их вера в идолов привела к тому, что они забыли о нравственности. Так или иначе, идолопоклонство привело их к тому, что они с легкостью стали вступать в греховные сексуальные связи.

На протяжении всей книги Осия обличает Израиль в поклонении иным богам, называя это «блудом» народа. Бог вступил в брак с девой Израиль, заключив завет с народом; но израильтяне изменили Ему, как жена Осии Гомерь изменила Осии. Так как «дух блуда ввёл их в заблуждение» (4:12) и «дух блуда [был] внутри них», то и «Господа они не познали» (5:4).

Стих 14. Не только израильские женщины были виновны в идолопоклонстве и прелюбодеянии — израильские мужчины были в равной мере виновны. Они поклонялись лжебогам, уединяясь с блудницами и совершая половые акты с любодейцами. Поэтому Бог сказал, что не будет наказывать одних только женщин. А пострадает (погибнет) весь народ за грех как мужчин, так и женщин — грех, который опять приравнивается к невежеству.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИУДЕ

«Если ты, Израиль, блудодействуешь, то пусть не грешил бы Иуда; и не ходите в Галгал, и не восходите в Беф-Авен, и не клянитесь: "Жив Господь!" Ибо, как упрямая телица, упорен стал Израиль. Поэтому будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев, на пространном пастбище? Привязался к идолам Ефрем — оставь его! Отвратительно пьянство их, совершенно предались блудодеянию; князья их любят постыдное. Охватит их ветер своими крыльями, и устыдятся они жертв своих» (Ос. 4:15–19).

В этом, последнем, разделе книги пророка Осии Израиль представлен как яркий пример того, каким не должен быть народ — плохим примером для своей сестры Иуды. Сторонники либеральных взглядов отрицают, что Осия, будучи пророком северного царства, мог что-либо говорить о южном царстве. Поэтому они приписывают ссылки в книге на Иуду более позднему автору или редактору, который жил в Иуде. Основное допущение в такого рода рассуждениях должно быть отвергнуто. Тот факт, что в книге говорится об Иуде, свидетельствует о том, что Осия, глашатай Божий, знал об Иуде и беспокоился о южном царстве не меньше, чем о северном.

Стих 15. Осудив Израиль за идолопоклонство, Бог через Осию предостерегает Иуду от попыток пойти по стопам северного царства и начать грешить подобным образом. Он призывает население южного царства не ходить в центры идолопоклонства северного царства.

Название «Галгал», что значит «круг камней», носило не одно место в древнем Израиле. Некоторые полагают, что Галгал, упомянутый в этом стихе, был селением на границе между Манассией и Ефремом. Другие считают, что Галгал относится к известному месту, где Иисус Навин установил двенадцать камней в качестве памятника Господу, после того как Израиль перешел реку Иордан и вступил в Ханаан (Иис. Н. 4:20–24). Оба эти места находились на северной территории, в Израиле. Какое бы место ни имелось в виду, в этот период оно было центром идолопоклонства (9:15; 12:11; Ам. 4:4; 5:5).

Беф-Авен означает «дом беды», «дом идолопоклонства» или «дом тщеславия». Это уничижительное указание на Вефиль, означающий «дом Бога». Когда-то Вефиль был местом, где поклонялись Господу (Быт. 12:8; 28:18, 19; 31:13; 35:6, 7), но затем он превратился в место идолопоклонства, предназначенное для погибели. Иеровоам установил в Вефиле, на юге Израиля, одного из своих золотых тельцов; другой был установлен в Дане, на севере (3 Цар. 12:28–30). Вефиль («дом Бога») стал Беф-Авеном («домом идолопоклонства/беды/тщеславия»). Используя игру слов с участием «авен», Амос пророчествовал: «Бет-Эль бедой [авен] обернется» (Ам. 5:5; РБО). Из-за их беззаконий Вефиль и Галгал и в других местах Библии упоминаются вместе (Ам. 4:4; 5:5). Формула клятвы «Жив Господь!» в ветхозаветный период допускалась (Втор. 6:13; 10:20), если человек исполнял свой долг (Иер. 4:1, 2). Однако многие порочили имя Господа, нарушая свои клятвы (Иер. 5:2). В данном контексте израильтяне, очевидно, клялись именем Бога в тех нечестивых местах идолослужения.

Стих 16. Осия сравнивает Израиль с упрямой телицей, молодой телочкой, сопротивляющейся ярму, надетому на нее, не желающей выполнять волю своего хозяина. Эта «телица» могла хорошо послужить как тягловое животное, таща тележку или плуг, но она отказывалась это делать. Так и Израиль не желал подчиняться Божьим указаниям, отказываясь выполнять свое назначение.

Вопрос «Будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев, на пространном пастбище?» предполагает отрицательный ответ. Израильтяне были настолько непокорны, настолько упрямы, как та телица, что вряд ли могли ожидать, что о них будут заботиться, как о кротких агнцах (см. Пс. 22).

Стих 17. Делается еще одно предупреждение Иуде: «Привязался к идолам Ефрем — оставь его!» Ефрем — еще одно название Израиля. Так как Ефрем был самым большим и самым влиятельным коленом в северном царстве, то Израиль часто называли этим именем. Еврейский глагол, переведенный словом «привязался» (хабар), указывает на то, что Израиль был «очарован» или «заворожён» идолами. Они были заворожены поклонением тельцам и обрядами, посвященными плодородию в культе Ваала. Весть Бога Иуде состояла в том, чтобы не иметь ничего общего с этим народом. Он говорил: «Не дайте северному царству, Израилю, превратить вас в идолопоклонников».

Надеялся ли Осия, что это послание будет передано южному царству устно или письменно, или же обращение к Иуде следует рассматривать как литературный прием, направленный на то, чтобы путем сравнения их с Иудой не в их пользу заставить израильтян осознать свою греховность? Первое представляется более вероятным. На протяжении всей книги Осия демонстрирует небезразличное отношение к Иуде. На то, что слова Осии были, в конце концов, услышаны народом Иуды, указывает их наличие в Библии. Так как народ Израиля после своей депортации в Ассирию исчез как политическая единица, то священные писания были сохранены южным царством, Иудой.

Стихи 18, 19. Осия завершает этот раздел, снова связывая идолопоклонство Израиля с пьянством, возможно в связи с оргиями, которые были частью поклонения Ваалу (см. 4:11). Отвратительное пьянство их привело к тому, что они совершенно предались блудодеянию, постоянно поклоняясь идолам. Князья их — сказано — любят постыдное, или, как в НРП, «их правители любят постыдные пути». Израильтяне, ведомые своими правителями (возможно, особенно своими священниками), со страстью участвовали в идолопоклонстве иным богам.

Охватит их ветер своими крыльями, возможно, говорит о «духовном блуде» (4:12; 5:4), так как в еврейском языке (как и в греческом) слово, переведенное как «ветер» (руах) может также означать «дух». Поэтому данная фраза может означать, что дух блуда «полностью захватил и поработил» Израиль. Их склонность к идолопоклонству приведет к тому, что устыдятся они жертв своих, которые они приносили своим лжебогам (см. 4:13). Их поклонение постыдным вещам навлечет на них наказание от Бога.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻