Анна. Известно. А я хочу добра своей дочери. Мне плевать на других,
лишь бы моя дочь была счастлива.
Инкен. Мама, что с тобой? О чем это ты?
Анна. Да все о том же, о твоих отношениях с господином Клаузеном.
Хорошо, ты была у его сиделкой, помогала ему, когда он болел.. Конечно, он
благодарен тебе, я бы тоже на его месте была благодарна за такую сиделку...
Но ты-то, ты! Я тебя действительно не понимаю. Столько замечательных молодых
людей делали тебе предложение. Не станешь же ты всерьез утверждать, что всем
им ты предпочитаешь, извини меня, старика.
Инкен. Вот именно, предпочитаю и, если он не станет моим мужем, я
застрелюсь.
Анна. Ради Бога, Инкен, избавь меня от твоих шуточек.
Инкен. Это не шуточки.
Анна. Это болезненные фантазии, с которыми надо бороться. Неужели ты
всерьез думаешь, что господин Клаузен сделает тебе предложение? Скорее он
женится на английской королеве. А ты не королева, ты - обыкновенная училка.
Инкен. А может он увлекается именно училками?
Анна. Да, увлекается, но не до венца, а до постели. Такая красотка, как
ты, самого Мафусаила введет в грех.
Инкен Мама, поговорим серьезно. Ты меня не знаешь. А главное, не знаешь
Маттиаса. Господи, что я до сих пор знала? Встреча с ним переродила меня.
Всю жизнь, сколько не проживу, я буду помнить, ничего не растрачу из того,
что он мне дал.
Анна. Что же такое особенное он тебе дал?
Инкен. Этого не положишь на стол, как пищу, не сосчитаешь, как
деньги....
Герхардт ГАУПТМАН. Перед заходом солнца*
- Вы москвичка?- спросил ее я.
- С чего Вы взяли?- одна из ее тонких темных бровей чуть вопросительно изогнулась. - Всю жизнь в Симферополе.
-Откуда же безупречная московская речь?
Она негромко рассмеялась, и лицо ее снова осветилось каким-то неземным внутренним светом:
- Так бывает.. Совершенствуюсь. Я окончила театральное училище. Несколько лет была актрисой. В местном театре. Очень помогает сейчас в проведении экскурсий.
- А почему бросили?- вмешался в разговор Вадим, - С Вашей внешностью и вообще… прочими данными… Как это они Вас отпустили?
- Разные причины. Такое бывает, - она улыбнулась чуть печально.
- А вот хотите, я Вас мигом устрою обратно? У меня кое-кто из самого большого начальства… - продолжал настойчиво Виктор.
- Спасибо, не надо. Вы, я чувствую, из Москвы, не так ли?
- Да. А как Вы узнали? -ошарашено проговорил Виктор.
Она рассмеялась теперь открыто, а я иронично сказал:
- Тоже, очевидно, по говору. Памятник Пушкину, наверное, недавно поставлен?
- Не очень В 1967 году.
- То-то я его не помню. Кстати, если разрешите, один маленький вопрос. Вы когда говорили о стихах «У лукоморья дуб зеленый», то где, простите, предполагали находится цепь, по которой ходит кот?
- У подножия дуба, конечно. А кот ходит по ней, как собака. Так я видела на иллюстрациях. - ответила она немного неуверенно.
- Боюсь Вас огорчить, - развел я руками,- но, насколько мне известно, в те времена цепь клали на ветви дуба. А кот гулял по ней, ибо не мог перелетать с ветки на ветку, как белка. Художник, видимо, этого не знал. А Вы знайте.
- Поразительно! Нет, это Вам точно известно? Мне бы для моего начальства документик!
- Увы. Документа нет. А Вам не нужен документ, что кот «идет направо — песнь заводит, налево — сказку говорит»?
Она рассмеялась снова. Смех у нее был по детски доверчив и чист, никакого притворства или жеманства.. Так смеются дети, радуясь новому дню, теплым солнечным лучам и щекотным прикосновениям ползущей по ладошке божьей коровки..
- Спасибо. Вы меня вооружили.- отсмеявшись, добавила она. - Я обязательно буду рассказывать это следующим группам. Еще раз спасибо. Но мне пора. Всего доброго.
Она встала и позвала группу:
- Товарищи, товарищи, отправляемся дальше.
Мы оба задумчиво молчали, глядя ей вслед, пока группа , ведомая ее не скрылась среди фланирующих по аллеям людей..
- Я ей не глянулся..- грустно заметил Виктор.
- Боюсь, что да,- подтвердил я его разочарование.
- Зато Вы, мэтр, произвели на нее впечатление. Она глаз с Вас не сводила...
- Бросьте говорить пошлости,-оборвал я его.- Но мне уже пора. До встречи в Москве.
Мы раскланялись, и каждый отправился по своему пути.....
Потом я уехал в Мисхор. Но, чего греха таить, эта женщина запала мне в душу. Во всяком случае, я нет-нет, да и вспоминал ее. Вот уж не думал, что сердце бывалого адвоката, который пережил два своих развода и множество чужих, вдруг вздрогнет и окажется способным… Короче, когда, вернувшись в Москву, я встретил Виктора, то сразу спросил:
- Как Ваши дела в Симферополе?
- Дело мы выиграли. Моим подопечным возместят все материальные затраты. А моральные?..... Ладно, зато их сыну будет хороший урок на всю жизнь..
- А как поживает наша общая знакомая?
- Какая?- лицо Виктора сделалось ненатурально удивленным. - Не помню, Олег Владимирович, я у нас с Вами в Симферополе общих знакомых..
- Не помните,- улыбнулся я саркастически. - А экскурсовод. Гид. Неужели не помните?
- Ах, эта… Смотри-ка, седина в бороду… Ничего не вышло…- чуть покраснев начал Виктор. - Времени было в обрез. Адрес, имя, отчество, фамилию — это я узнал мигом. У меня даже где-то на бумажке записано. Но — ни минуты свободной. То есть, я ей позвонил в это их турбюро. Мне ее позвали. Говорю: «Я тот самый, который на скамейке у Пушкина» и так далее. Говорю: «Не кажется ли Вам, мадам, что нам следует повидаться?» А она, представляете, весьма холодно: «Нет, мсье, не кажется». И положила трубку, Я же Вам говорил: она с приветом. Не люблю таких. Но Вам, как я вижу, она…
- Дайте-ка мне Вашу бумажку с адресом,- твердо потребовал я.
- Сейчас поищу, если не выбросил, - он открыл свой портфель и стал перебирать его содержимое, не доставая бумаг. - А вот и выбросил, простите, мэтр. Тут у меня такая ма-а-хонькая бумажка лежала…
- Не врите, Виктор. Вы никогда на бумажках не записываете. Всегда в книжку!
- Смотрите, все заметили. Да вот беда, забыл ее фамилию. Где искать-то? Не перерывать же всю книжку...
- А вы ищите на «Т». Турбюро. У Вас же все люди расписаны не по фамилии, а по делам!
- И это он знает! А что делать, Олег Владимирович? В прагматическое время живем. Да, Вы правы: на «Т». Только записано почему-то неразборчиво...
Я взял у него из рук записную книжку и вырвал из нее листок. Он смотрел на меня неверяще и ошарашено.
- Дома разберу,-пояснил я.
- Вот так номер! А как же я?- он не мог поверить в происходящее.
- А Вам ни к чему!
- Ай, да Олег Владимирович! Ай да мэтр! Только имейте в виду, я слышал, она — семейная дама. Муж, ребенок. Хлопот…
- Тем более Вам, Виктор, ни к чему. Вы ведь вроде человек связанный. Или как там у вас сейчас? А я одинок. Всего наилучшего.
И я оставил его осмысливать произошедшее в одиночестве...
В тот же вечер я написал ей письмо. Теперь я знал, как её зову. Катя.. Екатерина Сергеевна.. Напомнил, как ей выразили свое восхищение два москвича. Написал, что, на мой взгляд, она напрасно оставила сцену. Что, как мне кажется, она может подойти для кинокартины, которую собираются снимать мои знакомые на «Мосфильме». И, если она согласна, могу дать ее адрес этим людям. В конце же прибавил: «Засим остаюсь с почтением», — нарочито несколько старомодно, дабы напомнить ей, кто именно из нас ее корреспондент. В это время на меня навалились дела, и я не то чтобы забыл о ней, но как-то так получилось, что, отправив письмо, словно выкинул ее из головы. Поэтому, когда пришел ответ через полторы недели, и я увидал на конверте ее имя, то даже не сразу сообразил — кто такая?
(Эти несколько писем, судя по большим промежуткам в датах, были выборочно вложены в разные места отдельными листами в тетрадке.)
Простите, уважаемый О.В., что ограничиваюсь инициалами.
Но в своем письме вы нигде имени-отчества не упомянули. Значит, «Мосфильм» ждет меня?! Устарелый приемчик. И все же — о господи! — хоть и понимаю, что липа, но… Что же, если поступит официальный запрос — документик! — я вышлю фото. Только предупредите их там, что я уже четыре года как ушла со сцены. Отсюда следует, что режиссер, который надумает со мной работать, хлебнет горя. Вот такая я для них находка. Рада буду видеть вас в числе своих экскурсантов. Привет.
Е.С.
Её ответ меня порадовал. Нормальная реакция здравомыслящей женщины... Но… когда я стал читать ее письмо, то совершенно отчетливо услышал ее интонации. И, смешно сказать, взволновался... Ответ я переписывал несколько раз. Рвал готовое письмо и начинал писать снова. Мне хотелось, чтобы я не выглядел в ее глазах стареющим ловеласом** или каким -то бездельником, одаряющим своим вниманием провинциалок от скуки..
..Я писал, переписывал, и все время представлял, как она засмеётся колокольчиками над моей неуклюжестью... Потом плюнул, и отправил последний вариант, не задумываясь уже о её реакции...
Здравствуйте, уважаемая Екатерина Сергеевна.
Скажу прямо, что выйдет из этой затеи, предсказать не берусь. К кино я имею весьма отдаленное отношение, только как зритель. А по тем знакомым, которые в этом котле варятся, вижу, что их дело особое и, как все связанное с искусством, алогичное. У меня другая профессия. Я адвокат. Довольно опытный. И если в своей области могу оказаться Вам полезным — ради бога. Так что, если надумаете совершить что-либо противозаконное, то стоит предварительно со мной посоветоваться.
А зовут меня Олег Владимирович.
.....Ответ я ждал....
Возвращаясь к себе в квартиру, я уже со следующего дня заглядывал в почтовый ящик. Я точно знал, что ответ, если он будет, то будет не ранее, чем через неделю, но неведомая сила заставляла с надеждой открывать дверцу. И тем сильнее было разочарование при виде свернутых газет, среди которых в очередной раз я не обнаруживал заветного конверта... И вот..
Слушайте, Олег Владимирович, а вы, оказывается, деловой человек!?
Ваши друзья действительно прислали мне запрос, и я отправила им свои три фото. Правда, легкая хитрость — это мои фото двухлетней давности. С тех пор я, естественно, постарела и подурнела. И хоть я знаю, что все это Вами подстроено и не вызвано никакой необходимостью киношников, — все равно приятно. Приятно обманывать себя. А иначе — скука, скука, скука.
Спасибо вам.
Е. С.
Здравствуйте.
Как видите, Екатерина Сергеевна, я не болтун. Но, может, в награду вы будете так любезны и расскажете немного о себе? Хотелось бы знать кое-что о будущей кинозвезде.
С уважением О.В.
Привет.
Так и быть, поведаю свои несекретные секреты. Мои дела не то чтобы очень поганы, но и не хороши. Надюша — моя дочь четырех лет — часто болеет. Муж, Николай, — художник. После периода влюбленности, когда он писал только меня, слава богу, взялся за ум: оформляет спектакли, делает макеты книг, афиши к выставкам. Да вот беда — заказов маловато. Я сама, как вы изволили заметить, гид неплохой. И моя седовласая начальница понимает это. Но характер у меня, бесспорно, паршивый. Так что — конфликтую. Нет, придушить начальницу я еще не созрела. Так что Вам в клиентки пока не гожусь. Но хлопать дверью и уйти в любой момент готова. А куда? При моем характере, как говорит свекровь, с которой я имею наслаждение жить, нигде тихой пристани не найти.
С уважением Е. С.
Здравствуйте, Е.С.
Честно говоря, ждал от Вас открытого письма, но..
Неконкретно, милая Екатерина Сергеевна. Извините, что употребляю более интимную форму обращения, но надеюсь, что вполне уравновешиваю ее, называя Вас по имени-отчеству. Хотя разница в возрасте дает мне право обращаться к Вам даже по имени. Итак, неконкретно вы о своем характере. Что значит «паршивый»? А может — строптивый? Или капризный? Или, наоборот, у вашей начальницы вздорный? Вы мне — дайте пример. Приведите случай. А дверью хлопать ни к чему. Дверь никогда не виновата...
Ваш О.В.
Привет, мудрый О.В.
Вы - педант? Хотите случай? Извольте. Ну, скажем, из семейной жизни. Задумал тут мой муж, видите ли, делать карьеру. А для этого необходимо принять «нужных людей» на дому. Я, конечно, на дыбы. «Зачем нам, спрашиваю, люди, которые в состоянии оценить твои способности только под водку?» Но муж отвечает: «Ты не современная женщина. Сейчас главное — личные контакты». И уже два «приема» совершилось. Господи! Зачем им хозяйка? Тут нужны водка да коньяк. А от хозяйки только улыбка. У меня даже лицо одеревенело. Нет, как хотите, а вались вся его карьера! Признаться, тут есть еще одна деталь. Дело в том, что я хозяйка липовая. И эти «приемы» мне — нож острый. Значит, споры, скандалы… Вот вам и случай. Мелкий, да? А у меня глобальных проблем нет. Так что же делать?
Ваша неконкретная Е. С.
Здравствуйте, милая Е.С.
Ждете моего совета? Он житейский. Уступить. Нет, не потому, что Вы не правы — скорее всего, правы, а потому, что дело уже Вами проиграно с самого начала. Зачем спорили? Да и на мой взгляд это вообще неверно, что в споре рождается истина. В споре истина только тонет, а отношения ухудшаются. Умный человек не спорит — он обсуждает. Ищет для своего собеседника аргументы «за» и «против». А вот умение найти аргументы — это действительно важно. В данном же случае поставьте крест. Но в следующий раз будьте начеку и, прежде чем начнете говорить, ищите весомые аргументы. То, что Вы липовая хозяйка, — не аргумент. Это лишь Ваше слабое место. И еще помните: важна интонация. Люди забывают слова. Но интонацию помнят. Вот, например, я отчетливо ее слышу, читая Ваше письмо. Это, признаться, доставляет мне удовольствие. Я даже не только слышу Вас, но вижу, как Вы…
Ваш О.В.
ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ!
Внимание! Счастье! Я была в Москве! Меня вызывали на пробу! Я вырвалась в выходной. Снималась. И сразу же на вокзал. Хотела было заскочить к Вам, да не решилась. Без предупреждения. Удобно ли?
Так что у меня Вам два «спасибо» сразу. И за совет, и за «Мосфильм». Теперь буду ждать результата. Хотя заранее готова вытянуть пустой номер. А совет Ваш учла. Замолчала. Чем вызвала растерянность. Но муж доволен, и в семье мир. Надолго ли? А как Ваши дела? Что это я все о себе?!
Да! Чуть не забыла. Что это значит: «весомые аргументы»? Поясните.
Ваша К.
К.- это Катя... И меня словно окатило холодной водой. Да что это со мной, в конце концов? Сижу строчу, строчу!.. И долго это будет продолжаться? Что за игра в вопросы и ответы??! Кто я ей? Лезу в ее дела, будто я ей… Кто? Кто? Кто, я спрашиваю? Никто. Слава бегу, добрался наконец до истины. И все. Точка.....
.... Но через неделю пришло письмо, которое не было ответным на моё..
Привет, милый О.В.
Это как понять — Ваше молчание, товарищ адвокат? Заняты? Я Вас отвлекаю от Важных дел? Жаль, конечно, что Вы адвокат, а не сыщик. Обожаю детективные романы. Была бы счастлива познакомиться с отечественном Мегрэ. Так что же все-таки «весомые аргументы»? Это слезы, истерика, что ли? Тогда я — пас.
Ваша К.
Здравствуйте, Катя.
Хорошо, если Вы настаиваете, то поясню.
Весомые аргументы — это те, которые производят впечатление на собеседника. К примеру, найдите такой аргумент, который показал бы человеку, что Вы заметили его достоинства. Они есть у каждого, хоть какие-то. Это важно знать вообще, а в семейной жизни в частности. Уж поверьте моему опыту, приобретенному ценой двух разводов. А о моих делах — в другой раз. Хорошо?
Ваш О.В.
____________________________________________________________________________________
Примечания:
*Краткое содержание пьесы «Перед заходом солнца» Герхарта Гауптмана:
70-летний тайный коммерции советник Маттиас вознамеривается жениться на 18-летней сироте Инкен. Но большая семья советника и его дети от недавно умершей «старой» жены резко против мезальянса. Противостояние отца, детей и тех лиц, кого отпрыски привлекли на свою сторону, ширится и доходит до того, что старик с возлюбленной пускаются в бега, а потом он кончает с собой.
** Ловелас -
1. Любитель ухаживать за женщинами; волокита. "Он настоящая женская чума: та исхудала, другая зачахла, та с ума сошла, эта на стену лезет! Такой ловелас, что не приведи господи!" – М. Н. Загоскин, «Искуситель»
Синонимы: бабник, волокита, повеса, казанова
2. Распутник
О.К. Продолжение следует.......
Начало здесь