-Кто это? Я же сказал Винтеру... Ах, это ты, старый друг...
Штайниц. --Опять та же бесконечная партия. И не надоело, господин Тайный советник?
Маттиас. --Ты прав, надоело. Но ты видишь, я ее закончил...
Штайниц. --Закончил, но не совсем корректно. Решил начать новую?
Маттиас. --Да, решил начать все сначала. И не только партию, всю жизнь.
Штайниц. --Ты хочешь перечеркнуть все прошлое, свою славную биографию, сделать из своей жизни чистую доску? Как говорили древние - табула раса?^^^
Маттиас. -- Да, хотя и боюсь. Начинать всегда страшно. Но одно я знаю точно, с этой партией я покончил навсегда. Для этого есть серьезная причина.
Штайниц. -- Я бы сказал - очаровательная причина. Я ее видел и
разговаривал с ней. Она хочет поздравить тебя с юбилеем.
Маттиас. -- Уже поздравила... И спасибо, лишний раз напомнил, что мне сегодня - семьдесят. Старик...
Штайниц. -- Ну, ну, дружище. Человеку столько лет, каким он себя считает. Брось ты эту арифметику, скучно.
Маттиас. -- Ты прав. А вот я сейчас покажу всем, сколько мне лет. Кроме того, я вообще кое-что намерен показать моей семье.
Герхардт ГАУПТМАН. Перед заходом солнца*
.....И все-таки я жду... Что там? Обрывок газеты?
Непослушными руками я осторожно, затаив дыхание открываю деревянную дверку.. Письмо?.. Наверно, опять кому-то нужен я?
Обратный адрес сливается в синюю полоску.. Внезапно буквы становятся резкими и болезненно синими.. Письмо оттуда, откуда вот уже месяцев я больше ничего не жду..Не ждал..Но оно пришло..
..Я - бывший медалист из десятого Б, бывший курсант Школы Милиции, бывший Следователь Прокуратуры СССР по Особо важным делам, бывший муж, объевшийся груш..... Но пока еще отец и дед. Хотя, скоро признаю и в этом себя бывшим.. Единственная дочь, выйдя замуж за неплохого парня и родив внука, кочует сейчас по странам Ближнего Востока, неся нелегкую долю жены блестящего Второго Секретаря Посольства СССР в жаркой и далекой стране... А я? Я адвокат. За долгие годы я распутал немало жизненных узлов. И, клянусь, всегда искал только справедливости. Но стоило простой житейской истории коснуться меня самого — да что там коснуться, прокатиться по мне, я один из ее участников, — и я беспомощен.
Перечитываю это письмо и не знаю — что ответить? Надо ли отвечать? Что двигало мною с самого начала? Боязнь одиночества?.. Поздняя любовь?.. Остаток любви, так и не израсходованный за всю мою жизнь?.. Или вечное стремление к юности, даже ценой того, что готов продать свою душу дьяволу?.. Свою душу?.. Если бы только свою… Все было слишком стремительно и безрассудно, несмотря на возраст, опыт и успокоенность....
Говорят, что стареющие мужчины под воздействием гормонального всплеска могут начинать войны или создавать шедевры.. Но мы-то другие.. Мы мудры и рассудочны..Мы смеемся над соблазнами жизни..Мы их испытали и пресытились..Нет, не пресытились, а помудрели.. Как там у поэта?
Если бы Юность умела,
Если бы Старость могла...**
...А начиналось все очень хорошо..
... Весной прошлого года, отпраздновав свое заслуженное шестидесятилетие, приняв все положенные поздравления, пожелания и презенты я решил взять отпуск, благо текущие дела были закончены, апелляций*** не предвиделось, к тому же, неделю моего отсутствия в Москве новые клиенты могли и подождать. Решение махнуть в Мисхор**** было принято еще зимой, в один из морозных и ветреных дней февраля, когда хочется ласкового солнца и соляного вкуса сирокко*****, сладковатого запаха пальм от подгнивающих плодов******, тихих неспешных брождений среди горной зелени или по набережной Ялты темными безоблачными вечерами.
Давно я не ездил в Крым. Вот и решил себя побаловать. И хорошо, что сезон еще не наступил. Зато и не было в это время шума от детей и женщин, рвущихся получить все прелести Юга - морское купание до посинения и солнечный загар до снимающейся чулком обгоревшей кожи..
... Обычно я брал билет на поезд до Симферополя, а затем выйдя из мягкого вагона садился в троллейбус*******, чтобы не спеша полюбоваться горными пейзажами, обдуваемый свежим ветерком.
Но не в этот раз..
Видимо, чем-то я приглянулся Лахесис, потому что она незаметно убрала из рук Атропос ножницы и позволила сделать Клото лишний стежок********. Как бы то ни было, но я, оставив чемодан в камере хранения, отправился погулять по городу, к которому издавна отношусь с симпатией. Многое изменилось. Появился, например, памятник Пушкину. Не знаю почему, но этот памятник, может, именно своей сдержанностью — Пушкин попросту сидит в кресле, опустив левую руку и оперев правую на ногу, — сразу пришелся мне по душе, и я сел неподалеку.
Все же интересное дело! Проходят столетия, а то, что создано им, не стареет. Наоборот, звучит все современней и актуальней.. А главное- становится НУЖНЫМ! И это сейчас, когда все хотят всему найти материальный эквивалент...
..Думы текли неспешно и приносили успокоение. Внезапно рядом раздался знакомый, чуть насмешливый, голос:
- Какие люди и без охраны! Мэтр, не верю своим глазам! Вы ли это? Каким ветром? Попутным или внезапным?
Я поднял глаза на остановившегося рядом со скамьей моложавого мужчину, лет сорока, с породистым красивым лицом и густыми волнистыми волосами темно-русого цвета. Обаятельная улыбка лучилась неподдельной радостью и удивлением.
- Вот те раз, - вырвалось у меня. - Гора с горой, а Вы, Виктор, какими судьбами? Отпуск?
Это был мой старый московский знакомый, которого все уважительно зовут Виктор Сергеевич, и только мне позволено обращаться без отчества. Виктор обаятельный малый, гроза всех молодых и не очень женщин Советского Союза, но хотя и значительно моложе меня, адвокат он опытный и удачливый. Есть у него одна забавная черта. Он коллекционирует людей. Причем, всех записывает в толстенькую телефонную книжицу в натуральной кожаной обложке. Ему кто-то из клиентов подарил. И записывает не по имени или фамилии, а по названию профессии или города. Причем, абсолютно всех, кто ему был интересен. Для нужных людей у него простая записная книжка...
-Увы, увы... - грустно сказал Виктор. -"Покой нам только снится сквозь кровь и пыль.. Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль.. "********* Разрешите присесть рядом?
Я кивнул, и он почтительно примостился рядом со мной.
-Хотите верьте, хотите нет, но меня привели в этот тихий и уютный городок шекспировские страсти. Завтра вынесение судьей приговора, и у меня уже взят обратный билет на самолет до Ленинграда. Там тоже рассматривается дело другого моего подопечного. А Вы, Олег Владимирович, надолго сюда приехали?
..Простите, что забыл представиться в начале нашего знакомства, внимательный читатель. Меня зовут Олег Владимирович. Коренной москвич...
- Нет,-ответил я,- Но в отличии от Вас, молодых да стремительных, я отпускную неделю проведу в Ялте, где буду пить молодое вино и вкушать нежный шашлык. А что за дело? Не секретное?
- Гадостное и нехорошее. За такие дела по физиономии, обычно, бьют, но тут вот какая история.
Жила в Москве обычная семья. Он мастер на "Серпе и молоте", она библиотекарь в Иностранке. ********** Вырос у них сын. Закончил МИИТ. Женился на сокурснице из Алупки, и поехала молодая семья на родину супруги. А через год, прям накануне этого Нового года пришла телеграмма от сватьи. Срочная..
Юрий умер. Немедленно приезжайте в Алупку на похороны сына 31 декабря. Галина.
Куда звонить? Домашнего телефона у Юрия не было. Звонил он сам из переговорного пункта. Не часто. Срочно выехали. Как доставали билеты в предновогодней суете, отдельный приключенческий роман. Поездом до Симферополя, потом такси до Алупки, благо конверт от письма последнего был с обратным адресом. В Алупке оказались вечером второго дня, как пришла страшная телеграмма. Немного поплутали, и вот она, нужная им пятиэтажка.
Отец с тяжелой сумкой, мать в черной повязке и наворачивающими слезами, вошли во двор. И ..... остолбенели. Мать вскрикнула и схватилась за сердце…
Из первого подъезда вышел Юрий с огромной радиолой в руках. Живой и здоровый. Только полностью ошеломленный при виде всех своих родителей в трауре, которые должны находиться за тысячи километров…
Анастасии Романовне пришлось вызывать скорую помощь. Своего «воскресшего» сына, над которым плакала два дня и готовилась хоронить, она держала за руку и не отпускала ни на секунду.
Оказалось, что Юрий Симонов не умирал и даже не жаловался на здоровье. А вот в его семейной жизни, кажется, наступил вечный покой. Несколько дней назад мужчина подал заявление о разводе. Причиной указал тяжелый и неуживчивый характер супруги, а также ее полное подчинение своей матери.
Теща-пенсионерка хотя и жила отдельно, но квартиру зятя и дочери покидала только на ночь. Вмешивалась во все семейные передряги, изводила Юрия советами. А когда доведенный мужчина повышал голос, на защиту матери вступала его супруга.
О разводе муж сообщил сразу обеим, и жене, и теще. Жить решил пока будет в заводском общежитии. В тот день, когда приехали его родители, он как раз забирал личные вещи из бывшего семейного гнездышка.
Месть придумала теща, а дочь её не останавливала. В милиции, куда обратились родители "умершего", заявление не приняли. Нет такой статьи, чтобы судить подлецов. Вот если бы инфаркт был у матери, тогда да… А так только в гражданский суд для возмещения материального ущерба. А на допросе в суде теща ничего и не скрывала. И не раскаивалась. Завтра вынесение приговора... ***********
- Да, - сказал я, закуривая - Не скоро еще коммунизм будет построен.. Самое сложное, это воспитать ЧЕЛОВЕКА, а не наполнить магазины товарами..
- Воспитывать мать и дочь, безнадежное дело. - заметил Виктор.
- Это вы по молодости — о безнадежности. -задумчиво проговорил я.
- Клейма на обеих негде ставить. - доставая трубку и набивая ее душистым табаком Капитанский, упорствовал мой собеседник.
- Ну, клеймо поставить дело нехитрое. Вот смыть…
- А вам удается?- заинтересованно насторожился Виктор.
- Иногда.
- Вы мэтр. Адвокат с именем. На вас работает репутация.
- Сначала мы работаем на репутацию. Потом она на нас. Но, по совести, безнадежные люди мне почти не встречались.
- Это вы судье и прокурору расскажите.
- Я Вам рассказываю..
- Что же, в принципе, я понимаю. Иначе как же строить защиту? Но…
- Вот «но» тут лишнее.
Виктор, наконец, раскурил трубку, обдав меня клубом ароматнейшего дыма, и невесело улыбнувшись, добавил: - Вы известный идеалист, Олег Владимирович. Может поэтому и выигрываете процессы. А мы грешные… Нам изворачиваться порой на изнанку приходится..
- Ну, грешные мы все,-улыбнулся и я. И, показав на отдыхающего поэта, добавил: - Даже он грешен, однако, прикоснувшись к нему, мы почему-то узнаем, что мы не только грешные, но даже, чем черт не шутит, великодушные, смелые, честные и, где-то, мудрые....
- И Вы, значит, пришли сюда, так сказать, припасть к роднику?
- Я даже и скрывать не стану, несмотря на риск выглядеть в ваших глазах смешным — именно.
- Простите, мэтр, я не буду Вам мешать...прикасаться.. -он внезапно замолчал, уставившись за мою спину. Взгляд его стал мечтательным. Впечатление было, что он вдруг увидел что-то неземное, мечту всей своей жизни, которой быть не может, но , вопреки всему, вот она...
Я оглянулся... Сердце улетело в область солнечного сплетения, а дыхание перехватило, как - будто легким не откуда стало брать кислород...
К памятнику приближалась группка экскурсантов с мадонной впереди. Юной ещё, наполненной внутренним светом в легком летнем костюме, пиджак, блузка и юбка. На ногах светлые сабо************. Это была даже не мадонна, а женщина Серебряковой.. ************* Лет тридцати, скорее всего, ниже меня на голову. Гибкая изящная фигура, узкие длинные бедра, скрытые свободной юбкой, точеные аристократические черты лица, большие и чуть раскосые глаза лисенка, густые каштановые волосы, ниже плеч, стянутые в конский хвост какой - то светлой лентой... И чистый московский выговор.. Точно не местная...
Она подводила группу из десятка разнополых и разновозрастных отдыхающих к памятнику поэта, видимо, заканчивая какой-то монолог.
- Как известно, Пушкин был выслан из Петербурга в двадцатом году. Как раз перед этим он закончил поэму «Руслан и Людмила», которую начали печатать уже без него. Кстати, пролог «У лукоморья дуб зеленый» был приписан позднее, ко второму изданию поэмы в двадцать восьмом году. Пробыв в Крыму всего три недели, Пушкин проследовал к главному месту своей ссылки — Кишиневу. Но как ни кратко было пребывание поэта здесь и хотя проезжал он через Бахчисарай совсем больным, а все же написал потом о Крыме: «Растолкуй мне теперь, почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание посетить эти места, оставленные с таким равнодушием? Или воспоминание — самая сильная способность души нашей и им очаровано все, что подвластно ему?» А теперь перерыв десять минут, чтобы вы могли сделать снимки. И отправимся дальше..
Эта фраза сразу же запала мне в душу, возможно, совпав с настроенностью предыдущего разговора с Виктором : " Или воспоминание — самая сильная способность души нашей?.."
А она, обойдя памятник, остановилась у нашей скамьи и негромко спросила
- Извините, я не помешаю?
- Нет, конечно, присаживайтесь,- эту фразу мы произнесли хором, не сговариваясь.
______________________________________________________________________________
Примечания:
^^^ Tabula rasa (с лат. — «чистая доска») — латинское крылатое выражение, которое используют для обозначения тезиса о том, что отдельный человеческий индивид рождается без врождённого или встроенного умственного содержания, то есть чистым, его ресурс знаний полностью строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира. Впервые это выражение употребил Аристотель в трактате «О душе». Он считал, что при рождении сознание человека пусто, оно — чистый лист. Лишь через познание окружающего мира, через опыт на этом листе появляются отпечатки, то есть появляются знания.
*Краткое содержание пьесы «Перед заходом солнца» Герхарта Гауптмана:
70-летний тайный коммерции советник Маттиас вознамеривается жениться на 18-летней сироте Инкен. Но большая семья советника и его дети от недавно умершей «старой» жены резко против мезальянса. Противостояние отца, детей и тех лиц, кого отпрыски привлекли на свою сторону, ширится и доходит до того, что старик с возлюбленной пускаются в бега, а потом он кончает с собой.
**Если бы юность умела,
Если бы старость могла -
Не было б счастью предела,
Не было б вечного зла....
В.Гусев.
*** "Под апелляцией разумеется пересмотр высшей инстанцией обжалованного неокончательного приговора низшего суда в его основаниях как фактических, так и юридических, но в пределах принесенной жалобы." И.Я. Фойницкий.
**** Мисхор — живописная курортная местность на Южном берегу Крыма, входит в состав Большой Ялты. Представляет собой береговую полосу, которая протянулась на 10 км между курортными посёлками Гаспра и Кореиз. Курортный сезон в регионе длится с середины мая по октябрь.
***** Ветер "сирокко" - от итальянского слова, которое в переводе с обозначает восток. Этот ветер появляется в пустынях на севере Африки. Затем движется над Средиземным морем, где насыщается влагой. В Крым приходит теплым и приносит осадки.
****** Запах пальм может зависеть от условий, в которых они растут. Если пальма находится рядом с морем или океаном, она может иметь лёгкий солоноватый аромат от брызг солёной воды. Если на пальме растут плоды, например, кокосы, будет слабенький сладковатый аромат, особенно когда плоды созреют и начнут гнить. Листья, если их растереть, могут отдавать лёгкой терпкостью.
******* Крымский междугородный троллейбус – это уникальная транспортная система. Именно она связывает Симферополь с курортами Южного берега Крыма. Протяженность маршрута от ж/д вокзала Симферополя до Ялты составляет 85 километров. Открытие троллейбусной линии Симферополь-Алушта состоялось в ноябре 1959 года, а Симферополь-Ялта в июне 1961 года. Маршрут с первых дней пользовался бешеной популярностью. Троллейбусы выезжали из Симферополя с интервалом от 2 до 5 минут и за день совершали до 500 рейсов. Эффективность маршрута превзошла все ожидаемые прогнозы. Если раньше автомобилем из Симферополя в Ялту добирались за 4 часа, то на троллейбусе вся дорога занимала 2,5 часа. Продолжительность поездки до Алушты составляла - 1 час 50 мин. И всё по живописным природным ландшафтам!
******** Богини судьбы - три сестры Мойры. Согласно Гомеру, мойрами, прядущими нить человеческой судьбы, были три сестры - Лахесис — «дающая жребий» ещё до рождения человека, Клото — «прядущая» нить человеческой жизни и Атропос — «неотвратимая», неуклонно приближающая будущее. Клото, Лахесис и Атропос. Слово «мойра» в переводе с греческого языка означает «доля», «участь», которую получает каждый человек при рождении. Роль мойр заключалась в том, чтобы гарантировать, что каждое существо, смертное и божественное, выполнит свою судьбу так, как она была назначена им законами вселенной. Для смертных эта судьба охватывала всю их жизнь и была представлена в виде нити, спущенной с веретена.
********* И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
А. Блок. На поле Куликовом
********** Иностранка - Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино (ВГБИЛ, «Иностранка») — федеральная библиотека, специализирующаяся на иностранной литературе. Основана в 1921 году как библиотека Неофилологического института. Получила своё название в 1990 году в честь основателя и первого директора Маргариты Ивановны Рудомино, работавшей в библиотеке с момента её открытия по апрель 1973 года.
*********** Это реальная история, произошедшая в СССР в 1975 году. Только родители жили в одном из дальних сел Чувашской АССР, и поехали они в в белорусский город Мозырь (Гомельская область). В дальнейшем приговор по делу вынес Мозырский городской суд.
************ Сабо — это вид открытой обуви (шлепанцы или босоножки) с низким задником или без него, с утолщенной деревянной подошвой-платформой. Изначально этот вид обуви представлял собой выдолбленные из цельного куска дерева башмаки.
************* Зинаида Евгеньевна Серебрякова-в девичестве Лансере- (28 ноября (10 декабря) 1884, с. Нескучное, Российская империя — 19 сентября 1967, Париж, Франция) — русская и французская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.
О.К. Продолжение следует.......
Начало здесь