Найти в Дзене
Есть мнение

Каким было бы общество без религии. Или о "заслугах" религии перед наукой

Есть мнение, что тезис "религия родила науку" не выдерживает никакой критики. Мы просто обязаны признать, что это утверждение ничего не говорит о заслугах религии в поиске истины. Религия - это одурманивающий элемент, который подавляет в человеке разум, подменяя его суррогатом из догм, первобытных предрассудков, мировоззренческих стереотипов и откровенного мракобесия. Религия основана на вере, которая представляет собой специфическое отношение к действительности, когда достоверность воображаемых объектов принимаются без доказательств. Вера не позволяет человеку критически оценивать действительность. Только полностью отключив критическое мышление можно уверовать в то, что сверху сидит добрый дедушка, который сотворил весь этот мир. Только слепо веруя, без какого либо сомнения, можно представить злого сатану, которого однажды добрый дед покарает, поверить в гомеопатические свойства крещенской воды и в жизнь после окончания жизни. Религия не даёт разуму мыслить шире, а ограничивает пр

Есть мнение, что тезис "религия родила науку" не выдерживает никакой критики. Мы просто обязаны признать, что это утверждение ничего не говорит о заслугах религии в поиске истины. Религия - это одурманивающий элемент, который подавляет в человеке разум, подменяя его суррогатом из догм, первобытных предрассудков, мировоззренческих стереотипов и откровенного мракобесия. Религия основана на вере, которая представляет собой специфическое отношение к действительности, когда достоверность воображаемых объектов принимаются без доказательств. Вера не позволяет человеку критически оценивать действительность. Только полностью отключив критическое мышление можно уверовать в то, что сверху сидит добрый дедушка, который сотворил весь этот мир. Только слепо веруя, без какого либо сомнения, можно представить злого сатану, которого однажды добрый дед покарает, поверить в гомеопатические свойства крещенской воды и в жизнь после окончания жизни. Религия не даёт разуму мыслить шире, а ограничивает простор для пытливого ума, заставляя рассуждать только в том узком направлении, дозволенном учением.

Кажется, если бы религии в мировой истории не существовало, общество было бы совершенно иным. Мир был бы более рациональным и логичным. Модели реальности исходили бы из принципа натурализма и не включали в себя что-либо сверхъестественное. Человеку пришлось бы полагаться на разум и науку. И мировоззрение человека отражало бы действительность совершенно свободную от богов.

Только в мире без религии не было бы науки.

Именно религии, начиная со времён первобытно-общинного строя и вплоть до XVI века, выполняли функции изучения и познания окружающего мира и действующих в нём законов. Они помогали упорядочить взгляды на мир и закрепить в последующих поколениях накопленные знания и опыт. Религии претендовали на роль единственной формы объяснения мира в условиях отсутствия научных знаний. Они давали ответы на основополагающие вопросы мироздания, в том числе на вопрос о первопричине всего сущего во вселенной. Нуждаясь в объяснении природных и социальных явлений и не имея достаточного уровня знаний для научного обоснования наблюдаемого, человек создавал кажущееся ему правдоподобным фантастическое толкование мира.

-2

Человек рассматривал явления окружающей среды, объясняя их по аналогии с собственными действиями, как сознательное и умышленное действие какой-нибудь личности, похожей в своих общих чертах на самого человека. Все силы природы облекались в человекоподобные образы, во многом подобные людям, но неизмеримо превосходящие их. Эти образы обладали сверхъестественными качествами - мощной разрушительной или созидательной силой. Благодаря примитивной потребности человека объяснить все явления и отыскать начала всех вещей возникала иллюзия того, что сущность мироздания вполне постижима и даже известна. Потребность поиска причин всего становилась и источником заблуждений. Поскольку человечество стремилось приобрести знание о сущности мира, которое пока было недоступно.


За верой в сверхъестественное стояло незнание причин природных явлений. Незнание - это естественное исходное состояние сознания любого субъекта, входящего в жизнь. Поэтому теологический способ мышления был неизбежен в качестве исходной точки познавательного процесса. Религиозное восприятие действительности позволило человеческому уму выйти из животного оцепенения. Оно позволило собирать факты для дальнейшей эволюции познания. Для последующего развития человеческому уму нужно было руководствоваться хоть какими-нибудь предварительными установками.

Взамен теологического объяснения приходит метафизическое , где на смену антропоморфных сущностей приходят абстрактные. Человек начинает объяснять себе каждое явление безличной абстрактной концепцией, которой, несмотря на её безличность, приписываются разные стремления, симпатии и антипатии. Люди на этом этапе интеллектуального развития не верят в конкретного Бога, а верят, что некая абстрактная сила направляет и определяет события в мире. Они прибегают к безличным абстрактным концепциям, используя такие понятия, как причина, субстанция, сущность и другие спекулятивные рассуждения об устройстве мироздания. Неполные олицетворения отвлечённых понятий - это, в сущности, те же самые боги, несущие в себе знание умозрительного характера, которое не подтверждается и не может быть подтверждено экспериментальными данными. Метафизическая стадия носит переходный характер: её назначение - постепенное разрушение теологического мышления и подготовка почвы для будущего триумфа науки.

-3

Переходя из абстрактной фазы в научную, человек начинает понимать, что он забавлял себя игрою слов, которая, мешая во многих случаях ясной и правильной постановке вопросов, заставляла его тратить время и силы на бесплодные действия. Человек признаёт ту истину, что он не должен задаваться вопросом, почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит.

...К такому выводу пришёл Огюст Конт, который считал, что интеллектуальное развитие человечества проходит последовательно через три различные теоретические стадии: теологическую, метафизическую и научную (позитивную).

-4

Первая, наименее развитая стадия, - теологическая, когда в сознании превалирует вера, - вера во всемогущее существо, Бога. Господство религии - это младенчество и детство человечества. Саму теологическую стадию, охватывающую древнюю историю и раннее средневековье, Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. Вторая, переходная стадия, - метафизическая, которая может рассматриваться как характеристика этапа юности. Под понятие метафизики, по мнению Конта, подпадает вся философия до эпохи Просвещения. Просвещение впервые заявило о начале нового, наиболее зрелого этапа - позитивного. В эпоху Просвещения, с развитием научного метода, наука начала вытеснять метафизику как основное средство познания мира. Многим философам и ученым того времени казалось, что метафизические вопросы являются бесплодными и не приводят к практическим результатам, в отличие от науки, которая давала ощутимые результаты в виде новых технологий и открытия законов природы. Однако становление научного знания происходило в ожесточенной борьбе с не желающей сдавать свои позиции метафизикой и завершилось только в XIX в. Сам мыслитель верил, что в ближайшем будущем позитивное знание восторжествует окончательно, и это откроет перед человечеством блестящие перспективы.

Автор: Ольга

О футуристических прогнозах О. Конта и торжестве мракобесия
Рационализм16 января
Почему Бога не выдумали люди. Или в чëм не правы атеисты
Рационализм26 января

Ольга | Есть мнение | Дзен