Найти в Дзене
Музей Оранэлы

Нарвские ворота в открытках 20-го века

Музей Оранэлы занимается изучением истории Стрельнинской линии Петербургского трамвая – наследии «первой русской электрички». Она должна была связать Нарвские триумфальные ворота со Стрельной, Петергофом и Ораниенбаумом вдоль исторической Петергофской дороги. Нарвские ворота, как следствие, – это особая точка «мира Оранэлы», поэтому в коллекции музея собрана довольно обширная коллекция открыток с изображением ворот за весь 20-й век. Она открывает возможность проследить, как изменялась Нарвская застава и площадь Стачек за последние сто лет, наполненных бурными событиями истории города и страны. При этом сами ворота оставались, как говорят в математике, «инвариантом», некой точкой, которая не меняется при преобразованиях пространства. На своем месте они стоят почти 200 лет, со своей высоты наблюдая, как меняется Город. Нарвские триумфальные ворота появляются в 1834 году на современной площади Стачек у юго-западного въезда в Петербург в память о победоносном возвращении наших войск после

Музей Оранэлы занимается изучением истории Стрельнинской линии Петербургского трамвая – наследии «первой русской электрички». Она должна была связать Нарвские триумфальные ворота со Стрельной, Петергофом и Ораниенбаумом вдоль исторической Петергофской дороги.

Нарвские ворота, как следствие, – это особая точка «мира Оранэлы», поэтому в коллекции музея собрана довольно обширная коллекция открыток с изображением ворот за весь 20-й век. Она открывает возможность проследить, как изменялась Нарвская застава и площадь Стачек за последние сто лет, наполненных бурными событиями истории города и страны. При этом сами ворота оставались, как говорят в математике, «инвариантом», некой точкой, которая не меняется при преобразованиях пространства. На своем месте они стоят почти 200 лет, со своей высоты наблюдая, как меняется Город.

Нарвские триумфальные ворота появляются в 1834 году на современной площади Стачек у юго-западного въезда в Петербург в память о победоносном возвращении наших войск после победы над Наполеоном. Здесь же долгое время находилась городская застава, что отражено на одной из первых открыток с видом ворот, выпущенной к 200-летию Петербурга.

Нарвская площадь (ныне пл. Стачек) становится важным транспортным узлом. В начале 20-го века за воротами появляется трамвайное кольцо, а в сторону Путиловского завода уходит однопутная линия конки, которая проработает до 1916 года, пока не будет сменена первым отрезком той самой Оранэлы – пригородного трамвая. Вагон конки можно рассмотреть на открытке 1910-х гг.

-2

Важным событием в жизни Нарвской заставы становится Кровавое воскресенье – 9 января 1905 года, когда была расстреляна мирная демонстрация рабочих и членов их семей. В советское время на эту тему художниками будет написано несколько работ, часть которых станет предметом открыток. Одна из первых (Гознак, 1931) содержит сюжет М.И. Авилова.

-3

К слову, в более позднее время этот сюжет будет изменен на противоположный в работе Александра Дейнеки «Октябрьские лозунги мира» (Советский художник, 1960). На ней рабочие уже ничего не опасаясь, смело проходят через Нарвские ворота и заставких шлагбаум с развернутыми знаменами.

-4

Итак, площадь Стачек с 1916 по 1929 год становится местом окончания городской трамвайной системы и одновременно началом пригородной трамвайной линии – Оранэлы. Но открыток со свежими видами Нарвской заставы в это время не выходит. Для «восполнения» этого пробела Музеем Оранэлы в 2019 году была выпущена открытка на основе колоризированной фотографии 1925 года, которая показывает, как выглядели вагоны этой «полуэлектрички-полутрамвая».

-5

Уникальную транспортную ситуацию, когда рядом друг с другом существовали два кольца – одно трамвайное, одно – Оранэлы, можно разглядеть на открытке конца 1920-х годов. Выпущена открытка на основе снимка В.В. Преснякова. Известный мастер очень любил фотографировать с крыш, и эта фотография сделана с «дома Завадовского» (Тип. Ивана Федорова, ок. 1929)

-6

Фотография «дышит» стремительными переменами заставы: еще сохраняется закрытая Болдыревская церковь (справа), но к 1927 г. уже построены ДК им. А.М. Горького и Школа им. 10-летия Октября. Буквально через несколько лет Пресняков сделает еще одно фото с того же ракурса (Союзфото, начало 1930-х). Теперь вдобавок благоустроен сквер внутри трамвайно кольца, построена Фабрика-кухня («Кировский универмаг») и главное – соединены трамвайные системы города и Оранэлы.

-7

К сожалению, Владимир Владимирович Пресняков станет жертвой репрессий, но в конце 1930-х годов уже после его смерти выйдет еще и третья открытка с еще более поздним видом (ок. 1934-36 гг.). Фотограф на открытке, по понятным причинам, указан не будет.

-8

Со строительством Дворца культуры им. А.М. Горького появляется новая точка для съемки пл. Стачек и ее архитектурной доминанты – это опять же крыша, но уже дворца. Открытка со снимком Семена Григорьевича Бамунера передает нам благополучие и даже какую-то безмятежность жизни предвоенного Ленинграда (Союзфото, кон. 1930-х).

-9

Известный фотограф умрет в блокадном Ленинграде…

Несмотря ни на что в осажденном городе выпуск открыток продолжится. Около 300 открыток выйдет в общей серии «Ленинград в дни Отечественной войны». На одной из них (Искусство, 1943) – Нарвские ворота и танк. Это одна из акварелей, созданных в блокадном городе Валентином Александровичем Каменским. Будущий главный архитектор Ленинграда, несмотря на трудности продолжал преподавать в замерзших корпусах ЛИСИ.

-10

После Победы Ленинград быстро оправляется от ран войны. Уже в открытке по фотографии фронтовика Леонида Зиверта (1948) площадь Стачек снова многолюдна и наполнена жизнью.

-11

1950-е годы – время распространения цветной фотографии, а конкретно 1955 год для площади Стачек – это момент открытия станции метро «Нарвская». Ее наземный павильон, грамотно увязанный и зрительно, и стилистически с воротами теперь становится обязательным элементом вида пл. Стачек. Вот, к примеру, открытка (Изгогиз, 1959) со снимком еще одного фотографа-фронтовика – Ильи Голанда, мастера ранней цветной фотографии. В 1957 за его авторством вышел первый в СССР цветной фотоальбом – «Москва», а в 1964 – «Ленинград».

-12

Трамваи и сменившие их позже троллейбусы, метро и спешащие пешеходы на долгое время наполнят подобные открытки пульсом городской жизни.

В 1960-е годы появится набор из 12 стерооткрыток (анаглифов со стереоочками) «Ленинград» по фотографиям С. Гуревича (Советский художник, 1967). Одним из хрестоматийных видов города на Неве, как это часто бывает, выбирается пл. Стачек с их неизменным символом.

-13

Задолго до появления компьютерной 3D-графики уже была возможность разглядывать объемные изображения. Очки для этого чуда выглядели просто:

-14

В том же году и в том же издательстве появился и набор открыток с видами Ленинграда в формате «было-стало». После периода забевения дореволюционной фотолетописи, наступает эпоха историзма. И опять же среди отобранных видов города – пл. Стачек и Нарвские ворота. От «старого времени» взят снимок, растиражированный на ныне очень редкой старинной открытке: парочка явно позирует фотографу на Таракановском мосту.

-15

В это же время на пл. Стачек появляется еще одна «крыша» – это филиал Кировского универмага (пр. Стачек, 3), мимо которой трудно пройти мастеру. Снимок, сделанный фотографом В. Стукаловым, будет растиражирован несколькими видами открыток. Например, вот эта выпущена в 1971 г.

-16

На ней уже отсутствует трамвай, идущий по пр. Стачек, но сохраняются его «заасфальтированные следы». Пока еще не построен подземный переход (он появится в 1980-м году), поэтому пешеходы, не опасаясь редкого автомобильного транспорта, переходить прямо через площадь.

Словно охлаждающим душем выглядит открытка по картине Гуго Матвеевича Манизера «Нарвская застава» (Изобразительное искусство, 1978). Памятник архитектуры взят с противоположной стороны. В отсутствии транспорта и пешеходов пл. Стачек приобретает неожиданную статичность. Работа, кстати, представляет цикл «Страна моя родная», подаренный автором государству.

-17

Открытками советского периода история изображения знаменитого памятника, конечно, не заканчивается. Например, Музей городской скульптуры, чьим филиалом являются Нарвские триумфальные ворота, выпустила целый набор открыток, на котором можно разглядеть недоступные рядовому пешеходу детали ворот (фотография сделана с вышки во время реставрационных работ).

-18

Нарвские ворота продолжают изображаться художниками и тиражироваться в открытках, как, например, на этой работе Анны Бай (2021).

-19

Есть в нашей коллекции и такая «карточка радиообмена», выпущенная радиолюбителем с соответствующим позывным.

-20

Уверены, что к 200-летию легендарного символа юго-западных окраин Петербурга появится немало новых открыток, а какие-то из выпущенных ранее еще предстоит обнаружить и изучить.

Выставка "Нарвские ворота в открытках 20-го века" проходит в Музее Оранэлы до 1 марта в клубе "Энергия" (СПб, пр. Стачек, 91-А). Ее можно осмотреть во время экскурсий по Музею Оранэлы и по вторникам с 16 до 19 часов. Телефон для предварительной записи - (812)-313-2109.

Если Вам интересна необычная история Санкт-Петербурга и его Юго-западной окраины, подписывайтесь и читайте наши каналы, приходите на экскурсии.

🌐 Наш сайт: https://oranela.ru

🌐 Бесплатные маршруты-аудиогиды по Петербургу и "Миру Оранэлы": https://izi.travel/oranela

🌐 Группа ВКонтакте: https://vk.com/oranela

🌐 Яндекс.Дзен: https://dzen.ru/oranela