Статья построена на комментариях Ольги и Наташи (выделены жирным). Со многими согласна и дополняю те моменты, которые мне кажутся важными.
В «Служебном романе» герой того же Басилашвили (вот верю ему во всех ролях!) сумел же обуздать притязания на внимание со стороны Рыжовой. А тут (в «Осеннем марафоне» Бузыкин) потек навстречу.
Большая ошибка призывать кого – то сделать так, как делает другой человек: «Вот твой приятель Вася может сразу всех расставить по местам! Учись! А ты почему так не поступаешь?» Потому что Вася – это Вася, а его приятель – это другой человек.
Изменить свое поведение человек может только осознанным решением, но копировать кого – то при этом – путь тупиковый. Один раз он, может быть, и поступит как Вася, но скопировать чужую жизнь, поступать как Вася всегда, не сможет, да и смысла в этом нет – если нравится как себя ведет Вася, то и выходить замуж нужно было за него, не пытаясь сделать Васей своего мужчину.
Бузыкин. Вроде как боящийся всем отказать, обидеть, задеть. Но в то же время получающий своеобразные бонусы от всех. Ему не надо беспокоиться о быте, налаженном и ведомом твердой рукой жены. Можно бесконечно долго плавно выскальзывать из ловушки восхищенных взглядов и комплиментов пассии, не замечая ее гримас. Можно мнить себя незаменимым, в очередной раз выполняя работу коллеги.
Не «вроде как боящийся», а именно боящийся, искренне
«Выяснение отношений забирает очень много сил и энергии. По большому счету каждый человек остаётся при своём мнении, переубедить другого нереально. Вот и уходит главный герой в свой мир, где всё понятно и уютно».
Бузыкин не хочет тратить свое время на выяснение реальных отношений, как Творец он лучше посвятит это время творчеству.
Он действительно дорожит налаженным руками жены бытом, потому что это удобно опять же с точки зрения экономии времени.
Восхищенные взгляды ему, как и любому Творцу, необходимы как воздух – именно этим Алла и удерживает его рядом с собой – она им восхищается. Рядом с ней он чувствует себя талантливым, хоть и скромничает. Но Творцу необходимо признание!
Работу коллеги он выполняет не для того, чтобы почувствовать себя незаменимым. Он просто больше всего и всех на свете любит творить, а «работа» коллеги – дополнительная возможность это сделать.
Смотрите все! - именно с ним, а не с кем-то еще бегает по утрам не просто так, а целый датчанин. А также пьет сосед, привечает сосед любовницы и т. д. Он не может сказать им всем «нет». Или не хочет? Иначе об кого он тогда будет чесать свое эго, этот с виду нерешительный, но успевающий везде и со всеми человек.
Андрей не кичится этими пробежками – в 80х годах в Союзе пробежки еще не стали модными. На него смотрят как на человека, потакающего тому, у кого бегать принято (датчанину Биллу Хансену (Норберт Кухинке)). Бузыкин скромно одет – как обычный советский человек - в синий спортивный костюм производства швейной фабрики «Работница», или вообще не переодевается и даже кепку не снимает.
Он вряд ли гордится собой, гордиться здесь нечем - слишком явный контраст поджарого датчанина в красивом белом спортивном костюме и совершенно неспортивного рохли Бузыкина, страдающего одышкой, которого постоянно приходится подгонять: «Андрей, темп, темп!» Бежать рядом с «целым датчанином» Бузыкин не может – спортивной подготовки не хватает. Он за датчанином тащится просто за компанию, потому что не смог отказать.
Сосед Харитонов (Е. Леонов) в его квартире пьет потому, что интеллигентный Бузыкин не может его выставить в подъезд при иностранном госте.
Сосед любовницы дядя Коля (Н. Крючков) привечает только один раз, потом Алла рассказывает ему, что Бузыкин – «человек семейный» и он разговаривает с ним, как с врагом.
Ответ на последний вопрос – конечно не хочет, но вовсе не для того, чтобы «почесать об них» свое эго. Показать свое эго важно для Правителя, которого Вы отличите от Творца с первого взгляда. Правитель очень тщательно подбирает гардероб, не покупает дешевых вещей, только дорогие и статусные. Андрей позволяет Алле оторвать пуговицу от его куртки, он даже не замечает, нитками какого цвета жена ее туда пришила. Похоже на статусность?
Он действительно нерешительный, постоянно спешащий и бегущий, но не всегда успевающий человек
«Вы верите, что Бузыкин именно по доброте душевной со всеми контактирует с позиции согласного?»
Доброта к согласию со всеми не имеет никакого отношения. Вспомните вечного Грибоедова:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека...
Это философия жизни и жить так удобно
«Взрослый состоявшийся мужчина, не маменькин сынок, получивший хорошее образование, занявший определенное положение в обществе? Мне думается, порядочный человек уже на первом этапе Аллочке даст понять, что женат и ни-ни. Или, если уж готов налево, тогда даст знать жене, что он виноват, гад-подлец, и все такое, ухожу!»
Совершенно верно, порядочный человек именно так и поступит. Но это другой человек. Мудрость женщины в том, чтобы человека увидеть, разглядеть и решить – подходит он или нет.
«Невозможно в жизни для всех быть хорошим, всегда присутствует конфликт интересов. А он избегает конфликтов, как и ситуаций, когда придется взять ответственность на себя. И радуется, как мне кажется, в конце фильма не свободе, а тому, что в очередной раз не пришлось самому ничего решать.
То есть, пока воин и хранительница тянут канат, простодушный болтает на скамейке ножками, моментально натягивая улыбку, как только на него посмотрят ( в фильме он в одиночестве часто смурной, но сразу начинает улыбаться, увидев рядом других). Пожалуйста, погладьте меня по головке, я же сейчас хороший!»
Андрей Павлович не простодушный, он Творец, это мы выяснили в прошлой статье
Окружающие Творцами всегда недовольны и всегда их осуждают, но в реакции окружающих на свое поведение Бузыкин совершенно не нуждается. Если бы Великие Творцы прислушивались к оценкам окружающих и действовали так, как от них требуют – они бы не были Творцами и их гениальных творений человечество никогда бы не увидело.
Бузыкин идет «по серому» между ин и янь – он не занимает ни ту, ни другую сторону. Один раз в конце фильма он пытается встать на какую – то сторону и действовать более решительно:
- уйти из дома к другу,
- не подать руки коллеге,
- осаживает Варвару,
- не ставит несданный зачет плохо успевающему студенту,
- смущает соседа Харитонова…
Но это не надолго – на завтра он уже прежний Бузыкин, он привык жить так, как живет и другим быть он не может.
Смысл изучения архетипов в том, чтобы легко определить архетип нового знакомого и точно предсказать его поведение в определенной ситуации. Знание архетипов избавляет от традиционного женского риторического вопроса: «как он мог со мной так поступить», давая ответ на другой вопрос: «почему он так поступил». Знание архетипов – способ не дать разбить свое сердце.
Остались вопросы по архетипу Творец и его представителю – А.П. Бузыкину? Напишите комментарий!