Найти в Дзене

Загадка и ужас «Исцеления»: фильм, который остается за пределами жанров

Некоторые фильмы пугают скримерами и монстрами, а некоторые — абсолютной неопределенностью. «Исцеление» (1997) принадлежит ко второй категории. Этот фильм стал моментом триумфа для режиссера Куросавы Киёси, принесшим ему международное признание. Но что делает этот фильм таким незабываемым? Это не просто детектив, ужасы или психологический триллер — это уникальное произведение, которое пугает неочевидным. Его фирменные фишки — спокойная, будто отстраненная камера и медленный ритм — мелькали и в более ранних работах, но только в этом фильме его стиль раскрылся в полной мере. Куросава создал нечто новое в жанре ужасов: пугает не только то, что мы видим на экране, но и то, что остается за кадром. Детектив Такабэ (его играет Кодзи Якусё), который берется за серию странных убийств. У всех жертв на шее вырезана буква «X», а убийцы — каждый раз разные люди, словно загипнотизированные, не понимающие, зачем они это сделали. Загадка усложняется, когда Такабэ находит мужчину по имени Мамия (в испо
Оглавление

Некоторые фильмы пугают скримерами и монстрами, а некоторые — абсолютной неопределенностью. «Исцеление» (1997) принадлежит ко второй категории.

Этот фильм стал моментом триумфа для режиссера Куросавы Киёси, принесшим ему международное признание. Но что делает этот фильм таким незабываемым? Это не просто детектив, ужасы или психологический триллер — это уникальное произведение, которое пугает неочевидным.

Его фирменные фишки — спокойная, будто отстраненная камера и медленный ритм — мелькали и в более ранних работах, но только в этом фильме его стиль раскрылся в полной мере. Куросава создал нечто новое в жанре ужасов: пугает не только то, что мы видим на экране, но и то, что остается за кадром.

Кадр из фильма «Исцеление» (1997), режиссер Киёси Куросава
Кадр из фильма «Исцеление» (1997), режиссер Киёси Куросава

Сюжет: гипноз, убийства и туманная реальность

Детектив Такабэ (его играет Кодзи Якусё), который берется за серию странных убийств. У всех жертв на шее вырезана буква «X», а убийцы — каждый раз разные люди, словно загипнотизированные, не понимающие, зачем они это сделали. Загадка усложняется, когда Такабэ находит мужчину по имени Мамия (в исполнении Масато Хагивары), который вроде как связан со всеми преступлениями. Сам Мамия страдает амнезией и ничего не может объяснить, хотя явно разрушительно влияет на окружающих.

Кадр из фильма «Исцеление» (1997), режиссер Киёси Куросава
Кадр из фильма «Исцеление» (1997), режиссер Киёси Куросава

Загадка фильма усугубляется каждым новым открытием, оставляя зрителя в напряжении до самого конца. Какое зло скрывается за этими преступлениями? И где грань между реальностью и внушением?

Атмосфера: жуть вне кадра

Этот фильм — полная противоположность обычному детективу. Куросава показывает всё, что нужно, но делает это настолько ненавязчиво, что зритель может и не заметить ключевых деталей. В своём подходе он вдохновлялся работами Ясудзиро Одзу — строгими, минималистичными кадрами, которые, как ни странно, перекликаются с зловещими ракурсами Полански из «Ребёнка Розмари» или «Фотоувеличения» Микеланджело Антониони. У Куросавы всегда есть ощущение, что за пределами кадра скрывается что-то угрожающее, а солнечный свет, как бы это ни звучало, кажется тусклым и грязным, словно зараженным плесенью.

Кадр из фильма «Исцеление» (1997), режиссер Киёси Куросава
Кадр из фильма «Исцеление» (1997), режиссер Киёси Куросава

«Исцеление» трудно вписать в какой-то один жанр. Это и не совсем ужасы, и не классический триллер, и уж точно не полицейский процедурал. Куросава намеренно избегает простых ответов или очевидных моментов прозрения, оставляя зрителю только общее чувство тревоги и неправильности происходящего.

Некоторые сцены можно трактовать как социальные комментарии, например, когда мужчина средних лет разговаривает с работником сервиса или когда Такабэ общается с женой, у которой есть проблемы с психикой (ее играет Анна Накагава). Их семейная жизнь — это традиционные роли, но без взаимодействия и близости. Всё это усиливает ощущение, что в мире фильма что-то пошло не так.

Почему стоит посмотреть?

«Исцеление» — это погружение в атмосферу неправильности, которая заставляет задуматься о самых тёмных сторонах человеческой природы. Уверены, что не испугаетесь? Посмотрите «Исцеление» и не забудьте оставить свои впечатления в комментариях!

Кадр из фильма «Исцеление» (1997), режиссер Киёси Куросава
Кадр из фильма «Исцеление» (1997), режиссер Киёси Куросава

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Неуловимая реальность и свингующий Лондон: о фильме «Фотоувеличение» (1966)

Всему есть цена (2018): деньги захватили мир искусства?

Hello darkness, my old friend: о фильме “Выпускник” 1967 года

“Малхолланд Драйв”: реальность — настоящий кошмар

Что такое "тихая роскошь"?

Солтберн: как провокационный фильм возродил интерес к Бернару Палисси — французскому керамисту XVI века