Давно мы с вами не обсуждали российских императоров. Видится нам, это нужно исправлять. Сегодняшний пост посвящён Александру II, а если точнее – процессу принятия важнейшей реформы его правления – Крестьянской.
С точностью определить дату, когда Александр II окончательно решил, что в России необходимо отменить крепостное право, скорее всего, невозможно. Процесс принятия Александром II этой необходимости был постепенным. На самого императора влияли немногие, но услышанные им реформаторы, унизительные итоги Крымской войны, провал в которой был следствием, в том числе, отсталой социально-экономической системы Российской империи, а также архивы и воспоминания окружения бывших императоров – Александра I и Николая I.
Толчком к проведению реформы можно считать разговор Александра II с генерал-губернатором Москвы А.А. Закревским, произошедший в 1856 году. Во время разговора император высказался, что проблема крепостного права будет решена, просто не сразу. Речь императора быстро распространилась по всей стране и вызвала недовольство у дворян. Поэтому Александру II пришлось идти по старому, уже знакомому его предшественникам пути – создавать Секретный комитет (1857). Однако в него вошли старые люди николаевской эпохи, которые ничего менять не хотели.
Вот что о работе комитета пишет историк Л. Ляшенко:
Секретный комитет, созданный для разработки проекта отмены крепостного права, не оправдал надежд монарха. Вошедшие в него члены старой николаевской «гвардии», по сути, саботировали задание Александра II, имитируя при этом бурную законотворческую деятельность. Подобная тактика была для них привычной. Ведь в 1820–1840-х годах таким же образом работали все секретные комитеты Николая I, так ничего и не сумевшие сделать для крепостных крестьян. Однако теперь Зимний дворец не собирался потакать хитростям николаевских служак. Времена действительно изменились, да и император был настроен весьма решительно
Ситуация изменилась после того, как в состав Секретного комитета вошёл брат императора, князь Константин Николаевич. Он стал решительнее требовать от комитета действий. Константин Николаевич был настолько неуступчив, что члены комитета неоднократно жаловались на него императору.
После появления первых проектов была создана Редакционная комиссия, возглавляемая до 1860 года Я.И. Ростовцевым. После смерти Я.И. Ростовцева император назначил председателем Редакционной комиссии бывшего министра юстиции Николая I В.П. Панина. Это решение вызвало разочарование у многих реформаторов, понимавших, что Панин может затормозить процесс разработки реформы. Александр II же видел в Панине верного исполнителя, который был готов отказаться даже от своих взглядов ради императора.
Осенью 1860 года реформа вступила в решающую стадию. В октябре свою работу прекратила Редакционная комиссия, проект был поставлен на голосование в Секретном комитете, но там провалился. В этой ситуации Александр II приказал решить вопрос крепостного права до февраля 1861 года. Это удалось сделать, однако на последних этапах принятия реформы дворяне смогли продвинуть свои поправки, из-за которых наделы крестьян уменьшались, а стоимость выкупа становилась больше.
Л. Ляшенко отмечает:
[…] крепостникам удалось значительно «откорректировать» проект в своих интересах: 20% надельного земельного фонда, предназначавшегося крестьянам, осталось во владении помещиков, увеличены повинности крестьян в пользу прежних хозяев, выросла стоимость выкупа земли
Примечательно, что в ситуации с принятием аграрной реформы, как и всех других преобразований, Александр II занимал позицию арбитра, которую он считал наиболее выгодной. После принятия реформ многие реформаторы теряли свои должности (Милютин, Д.Н. Замятнин). Это было, в целом, характерно для правления Александра II. Часто он доверял разработку реформ либералам, а исполнение – консерваторам. Таким образом, как он считал, сохранялась стабильность, что было очень важно для императора.