Традиционные ценности становятся в центре развивающего потенциала молодого поколения. 9 ноября 2022 г. Президент РФ подписал Указ от № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей»[1]. Выделены традиционные ценности, их всего 17: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Дается определение традиционным ценностям – «это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России». Угрозы традиционным ценностям исходят от экстремистских и террористических организаций, отдельных средств массовой информации, действий США и других недружественных иностранных государств, отдельных транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций, а также деятельность некоторых организаций и лиц в РФ[2].
Одним из приоритетов является становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда[3].
Потенциальные возможности, которые находятся в государственной молодежной политике находятся в увеличении возможностей получения поддержки инициатив, через работу некоммерческих организаций, так как они непосредственно могут и формально обеспечить функционирование проектов и акций и неформально координировать работу многих волонтеров, добровольцев, социальны и гражданских активистов, что в целом усиливает их мобилизационный потенциал[4].
В настоящее время создается множество новых проектов и программ для более активного вовлечения молодежи России в политическую жизнь общества, проводится большое количество как региональных, так и федеральных образовательных форумов, предоставляющих широкие возможности молодым гражданам Российской Федерации[5].
Владимиром Путиным обозначены контуры российской ГМП в ближайшей и стратегической перспективах. Вероятно, при этом особо значимым для её совершенствования следует считать предложение о том, чтобы к 2024 году региональная сеть самостоятельных органов исполнительной власти, координирующих ГМП, охватила все 89 субъектов Российской Федерации.
Кроме того, было обращено внимание на необходимость продолжения внедрения программы «Регион для молодых», действия всемерной системы поддержки молодёжи по всей стране, а также на важность участия молодёжи в добровольческих проектах и создания новых социальных лифтов, развития проектов патриотической и просветительской направленности, проведения конкурсов, открывающих возможности для реализации профессионального потенциала молодых людей.
Стоит отметить следующие конкретные предложения, озвученные руководителем комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Молодёжная политика»:
– разработать стратегию молодёжной политики на период до 2030 года;
– создать отдельный национальный проект, который объединил бы в себе все направления по работе с молодёжью и меры её поддержки;
– создать экспертный центр по вопросам ГМП, в рамках которого на системной основе будет проводиться её научно-аналитическое сопровождение;
– расширить полномочия Росмолодежи в части возложения на него полноты решения вопросов нормативного правового регулирования ГМП;
– создать центр подготовки кадров для большой команды лидеров, организаторов и активистов движения РДДМ «Движение первых»;
– разработать комплексную программу по противодействию негативным социальным явлениям в молодёжной среде.
На заседании ГосСовета РФ были также:
– подняты вопросы повышения привлекательности государственной и муниципальной службы для молодёжи, развития молодёжного самоуправления, совершенствования системы стажировок студентов вузов в органах государственной власти и органах местного самоуправления, внедрения системы наставничества;
– внесены предложения об изменениях и дополнениях в Долгосрочную программу содействия занятости молодежи на период до 2030 года и НПА по вопросам трудоустройства несовершеннолетних и молодых специалистов, а также о развитии сети молодёжных центров, содействии развитию предпринимательской инициативы молодёжи, запуске специальной молодёжной ипотечной программы, организации познавательных путешествий для детей и молодёжи, введении для студентов академического курса, посвящённого основам российской государственности, совершенствовании проведения молодёжных форумов и Всероссийского конкурса молодёжных проектов;
– обозначены проблемные «точки» в области подготовки специалистов по работе с молодёжью и оплате их труда.
В этом ключе эффективным механизмом проектирования социокультурной субъектности молодежи становится государственная молодежная политика, в которой актуализирована тематика воспитания, ориентированная на поддержание преемственности поколений и развитие инноваций, сохраняющая связь с наследием прошлого и открывающая конструктивные пути реализации молодежного потенциала в стратегиях выстраивания будущего.
Смотри - Проблемы государственной молодежной политики в России
[1] Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/
[2] Блинникова, О.Н. Ценностная стратегия как инструмент молодежной политики / О.Н. Блинникова, Н.Н. Пачина, А. Р. Пачин // Человек. Общество. Наука. – 2023. – Т. 4, № 1. – С. 130-138.
[3] Батчаев, А. Д. Приоритетные направления государственной молодежной политики России / А. Д. Батчаев // Мировая наука. – 2023. – № 1(70). – С. 36-41.
[4] Аносов, С.С. Мобилизационная активность молодежи и государственная молодежная политика / С.С. Аносов // Социология. – 2023. – № 1. – С. 37-44.
[5] Буравов, Г. К. К вопросу о совершенствовании Закона "О молодежной политике в Российской Федерации" / Г. К. Буравов, Р. Р. Палеха // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 2(218). – С. 15-18.