Найти в Дзене

История одного ремонта

Кроме общепринятых видов ремонта моторов, и машин в целом, мы довольно часто выполняли частичный ремонт. В городе было довольно широко известно, что мы хорошо владели технологиями обработки, имели свою станочную базу и хороших специалистов, а также имели хорошие связи с проверенными предприятиями, владевшими уникальными технологиями. Короче говоря, годами отлаженное партнерство. Посему к нам часто обращались частные лица и авторемонтные предприятия с просьбами на выполнение каких-либо работ. Чаще всего такими работами являлись: - ремонт головок блока (замена направляющих, обработка седел, притирка клапанов, гидроопрессовка, шлифовка плоскости, удаление заломанных свечей и шпилек); - ремонт блоков цилиндров (гильзовка, растачивание, восстановление проломов и трещин, исправление провернутых постелей, шлифовка плоскостей); - ремонт шатунов (исправление постелей, замена ВГШ); Ну и еще очень много другого в таком же духе. Когда мы выполняли работы по гильзовке или растачиванию блоков, мы

Кроме общепринятых видов ремонта моторов, и машин в целом, мы довольно часто выполняли частичный ремонт. В городе было довольно широко известно, что мы хорошо владели технологиями обработки, имели свою станочную базу и хороших специалистов, а также имели хорошие связи с проверенными предприятиями, владевшими уникальными технологиями. Короче говоря, годами отлаженное партнерство. Посему к нам часто обращались частные лица и авторемонтные предприятия с просьбами на выполнение каких-либо работ. Чаще всего такими работами являлись:

- ремонт головок блока (замена направляющих, обработка седел, притирка клапанов, гидроопрессовка, шлифовка плоскости, удаление заломанных свечей и шпилек);

- ремонт блоков цилиндров (гильзовка, растачивание, восстановление проломов и трещин, исправление провернутых постелей, шлифовка плоскостей);

- ремонт шатунов (исправление постелей, замена ВГШ);

Ну и еще очень много другого в таком же духе.

Когда мы выполняли работы по гильзовке или растачиванию блоков, мы всегда предлагали подсобрать блок (уложить поршни и коленвал), поскольку работа эта должна выполняться чисто и грамотно, а масса «мастеров» и любителей просто не способны на это. Поскольку свою работу мы выполняли всегда очень тщательно, то никаких проблем до сих пор у нас не было. Единственное, о чем мы всегда предупреждали заказчиков, это наше условие: или запускать мотор после сборки в нашем присутствии (за доп. оплату, естественно), или никакой нашей ответственности.

А теперь непосредственно история.

В начале декабря 1998 года (год могу уже путать) к нам обратилась довольно известная в городе фирма – один из центров по продаже обслуживанию и ремонту автомобилей Мерседес. Необходимо было выполнить ряд ремонтных операций мотору ОМ 606. Для полной картины надо сказать, что машина эта принадлежала одному из питерских магнатов. Заказ был следующий – расточить блок с укладкой вала и поршневой, заменить направляющие втулки клапанов со всеми сопутствующими операциями, удалить две заломанные свечи. Была составлена калькуляция на работу и детали. Собственно говоря, нами приобретенными деталями являлись только направляющие втулки клапанов, все остальные детали поставил заказчик. Сумма составила 29000 рублей с копейками (не маленькая, но довольно обычная для того времени).

Всю работу мы выполнили быстро, предъявили заказчику. Все на виду – коленвал с поршнями вращается ухватом руки за носок. Все клапаны головки держат керосин. Нет проблем. Заказчик давний, друг друга хорошо знаем и доверяем.

Через три дна звонок – нет давления масла. Понимая, что наших проблем нет и быть не может, предлагаю им подать масло в систему от принудительного источника при снятом поддоне. Такой способ позволяет либо мгновенно обнаружить дефект сборки, либо заполнить маслом систему, если сборщик не смазал консистентной смазкой шестерни маслонасоса. Мерседесы довольно часто грешат плохим засасыванием масла в систему после ремонта.

Особое примечание. При сборке моторов, все вкладыши, шестерни и вообще все трущиеся узлы мы смазываем смазкой №158 (синяя смазка), так мы обеспечиваем отсутствие проблем при запуске. Так что от работы мотора в течении пары минут без масла никаких проблем не возникнет.

Тем не менее, через три дня машину привозят на эвакуаторе, дескать, разбирайтесь с вашими проблемами. Это как-то сразу меня не насторожило, ну мало ли ….. не справились люди. Решили проблему за полдня. Сняли поддон, подвели масло от сосуда под давлением в магистраль через отверстие датчика и сразу же увидели толстенную струю из-под переднего короба мотора (там, где цепь проживает). Сняли переднюю крышку и увидели отсутствующую пробку масляной магистрали. Видимо заводской брак. Пробка, похоже, болталась в своем месте. Даже набила вмятину на страховочном упоре крышки. Позвонили заказчику, рассказали причину, предложили приехать посмотреть, те не возжелали. Сфотографировали, сделали пробку, собрали. Проверили пару шатунных и коренных вкладышей – все ОК, смазка присутствует, царапин нет. Закачали масло, запустили мотор. Все ОК. Забирайте машину, везите деньги.

Машину забрали и ….. пропали на два месяца. Собственно говоря, я решил их потревожить сразу перед Новым годом, однако мне сказали, что машина еще не сдана и посему денег пока нет. В конце января звоню, интересуюсь (меня ситуация уже смущать начала) и выясняю, что по этому телефону и адресу фирма больше не проживает. Ну, Питер город маленький, узнать куда они переехали и их новые телефоны потребовалось не более часа. Звоню на новый адрес и слышу, что машину они до сих пор еще не сдали!!!

Становится интересно. Начинаю задавать вопросы. Да вот, отвечают, то масло течет, то мотор трясет. Сомнения начинают разбирать в полный рост, однако если разобраться, …. кто сейчас станет за 30 тысяч копья ломать, это же не 90 год. Им крайне невыгодно показывать нас как контрагентов. Как потом выяснилось, они с хозяина сняли за ремонт 6 с лишним тысяч евро. В конце февраля думаю – съезжу-ка я к ним на собеседование, ну а не пробужу совесть……да и наказать людей все же можно. Антирекламу создать в наших силах. Есть у нас некоторое влияние в городе. Приезжаю на их место нового базирования и, представляете, не могу их разыскать. Дом есть, въездов тьма, охраны и шлагбаумов тьма, однако никто не слышал про такую фирму. Вот дела-то! Время позднее, уезжаю, однако по дороге все же звоню их командиру, что не нашел их в новом адресе (я-то мечтал к ним внезапно приехать). Тот мне разъяснил мне в какой части здания они находятся, но повторять заход я не стал. Оставил затею на несколько дней.

Проходит около недели, я планирую поехать к ним и вдруг звонок – Александр Юрьевич приезжайте, посмотрите на свою работу. Приезжаю, вижу следующее: машина на подъемнике, голова снята, три поршня вытащены, вокруг машины нарезает круги нукер хозяина и обещает всем помидоры отрезать.

Что видно невооруженным глазом:

- два отрубленных носика форсунок масляного охлаждения поршней засосало в маслоприемник, а один носик отвалился при выемке поршней;

- в двух цилиндрах задиры, но интересные. В шестом цилиндре (там был отломан носик форсунки охлаждения) царапины (не сильные, с такими можно ездить) в средней части цилиндра в плоскости качания шатуна. На самом поршне задир только на юбке и кольца и перемычки между ними не затронуты. В третьем цилиндре очень легкие (еле заметные) царапины расположены в плоскости коленвала!!!

- шатун третьего цилиндра согнут;

- в поршне (кажись второго) цилиндра стоит палец без облегчающей фаски;

На лицо некая проблема и по внешним признакам в виновные намечены мы. Представитель хозяина выглядит просто бешеным, владельцы автосервиса молчат, но смотрят быками и явно готовятся все стрелки перевести в нашу сторону. В такой ситуации крайне важно ничего не утверждать и не оспаривать, а предложить некое конструктивное решение, попутно расслабив ситуацию вопросами - отчего разобрали мотор и вообще какова его история.

И вот тут кое-что начинает выплывать.

1 - Машина куплена новой пять лет назад у официального дилера в Питере.

2 - Машина обслуживалась только на VEHO (официальный представитель Мерседес)

3 – Год назад мотор начало потряхивать несколько секунд при холодном запуске. На VEHO предложили снять ТНВД (для проверки и настройки в Финляндии) и заменить форсунки. Вот в этот момент между владельцем машины и VEHO кошка пробежала и они стали обслуживаться в другом сервисе, который, кстати, отпочковался от VEHO!!!

4 - Около года хозяин то ли мирился с проблемой, то ли сервис пытался найти проблему – не ясно. Однако в конце ноября прошлого года, они высказали хозяину предположение о том, что это свечи неисправны и предложили их заменить. Вывинчивая свечи, они заломали три штуки, попытались их высверлить на месте, сделали еще хуже, поняли, что влипли и сняли голову, чтобы отдать нам на удаление заломышей. Попутно выяснили, что в одном цилиндре имеется задир. Вытащили поршень и обнаружили, что разрушена нирезистовая вставка верхнего кольца, а само кольцо отсутствует. Успокоенные, они пригласили владельца и развели его на капитальный ремонт. Кстати, пробег машины был меньше 200 тыс. км. С этого, собственно вся история и началась.

Я понимаю, что дело нечисто, однако мне требуется время, на то чтобы разобраться в ситуации. Посему сообщаю, что налицо трудная проблема. Сейчас ничего нельзя сказать уверенно. Да возможно и никогда не удастся выяснить что же произошло, и кто виноват, посему предлагаю машину погрузить на эвакуатор и доставить ко мне. Если конкретной вины не будет обнаружено, то восстанавливать мотор будем совместными усилиями и затратами. Если обнаружится отчетливая причина – извините, виновный отвечает карманом. В любом случае хозяин сейчас же должен получить обратно деньги, если он их платил. Нукер мгновенно успокоился. И тут уже выяснилось, какие деньги хапнули партнеры.

Машина поехала ко мне. Две недели у меня ушло на разбор полетов. Выяснилось, что поршни, совершенно очевидно, были левыми (возможно турецкий Колбеншмидт), геометрия поршней отличалась от штатной, поэтому поршни краем юбки слегка касались носиков форсунок и за 15000 км надломили их.

Здесь видно, что ширина нижнего края юбки различна у "родного" и у турецкого поршня
Здесь видно, что ширина нижнего края юбки различна у "родного" и у турецкого поршня

Юбки поршней выполнены кривыми, что вызвало задир в шестом цилиндре и начало задира на поршне еще одного цилиндра.

Натир на боковой поверхности юбки, демонстрирующий её кривизну турецкого поршня
Натир на боковой поверхности юбки, демонстрирующий её кривизну турецкого поршня

"Шишка" на поверхности юбки турецкого Kolbenschmidt
"Шишка" на поверхности юбки турецкого Kolbenschmidt

Шатун, как показали измерения, был согнут настолько, что если бы мотор после гидроудара работал хоть сколько-нибудь минут, то непременно поршень массированно задрал цилиндр. Однако в цилиндре были только риски. В последующих разборках я узнал, что в последний раз машина вернулась к ним из-за запаха солярки в салоне. Они увидев, что форсуночные каналы полны топлива выкрутили форсунки, чтобы подтянуть гайки форкамер (тоже надо было додуматься) при этом топливо из каналов отсасывали шприцом, а сжатым воздухом не выдували так как нукер рядом стоял и они не хотели его обрызгать!!!!! После этого сообщения (хорошо нукер всегда присутствовал при разговорах, а я еще и на диктофон все писал) они признали, что шатун согнули они и из-за этого бросились разбирать мотор. После этого выяснять, как оказался в одном поршне тяжелый палец я просто не стал. Отметил как факт и не более того.

После всех этих разборок я смог поднять вопрос о выплате нам денег за проделанную работу. И с этого момента начал обсуждаться вопрос – кто будет восстанавливать мотор. Изначально хозяин хотел, чтобы мы. Однако видимо, быстро сообразил, что в таком случае нам придется платить полной меркой, да еще и за экспертизу. Его нукер приехал ко мне и сообщил, что машину он забирает, и что восстанавливать ее будут те, кто сломал, однако хозяин расплачиваться с ними после ремонта не намерен. И чтобы я решал свои финансовые вопросы непосредственно с «партнерами». «Партнеры» клятвенно заверили, что как только разберутся с машиной деньги выплатят, однако иллюзий на этот счет я не питал. Кстати, владелец уволил своего нукера. Тоже интересный момент. Когда он забирая машину пожаловался мне на это, я сказал ему, что он должен, скорее всего, радоваться, чем грустить. Ведь его слово было не последним, когда сменили обслуживающий сервис.

Вот такая история, которая высосала у меня немало крови. Однако не без пользы, считаю. Эта история заставила меня с иными мерками подойти к отношениям с клиентами в случаях, когда машина ремонтируется не «под ключ».