Найти в Дзене

Эмоциональный портрет ребенка раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Авторы: Н. В. Александрова — кандидат психол. наук, доцент кафедры начального, дошкольного образования и социального управления НовГУ, г. Великий Новгород, Ю. С. Леонтьева — воспитатель МАДОУ № 81 «Солнышко», г. Великий Новгород Проблема адаптации детей раннего возраста к детскому саду не нова, но не теряет своей значимости. Эта проблема возникла с появлением первых детских садов и до сих пор остается актуальной. Поступление в детский сад — это трудная ситуация и для ребенка, и для его семьи, и для педагогов. Полноценные жизнедеятельность и развитие ребенка возможны только в том случае, если ему комфортно в той среде, в которой он находится. Важно заботиться об эмоциональном благополучии каждого воспитанника. В этой статье мы хотели бы рассмотреть некоторые аспекты проблемы эмоциональных переживаний ребенка раннего возраста в период адаптации к детскому саду. Прежде всего мы хотели бы обратить внимание читателей на то, что вопрос эмоциональных переживаний ребенка раннего возраста в пер

Авторы: Н. В. Александрова — кандидат психол. наук, доцент кафедры начального, дошкольного образования и социального управления НовГУ, г. Великий Новгород, Ю. С. Леонтьева — воспитатель МАДОУ № 81 «Солнышко», г. Великий Новгород

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Проблема адаптации детей раннего возраста к детскому саду не нова, но не теряет своей значимости. Эта проблема возникла с появлением первых детских садов и до сих пор остается актуальной.

Поступление в детский сад — это трудная ситуация и для ребенка, и для его семьи, и для педагогов. Полноценные жизнедеятельность и развитие ребенка возможны только в том случае, если ему комфортно в той среде, в которой он находится. Важно заботиться об эмоциональном благополучии каждого воспитанника.

В этой статье мы хотели бы рассмотреть некоторые аспекты проблемы эмоциональных переживаний ребенка раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Прежде всего мы хотели бы обратить внимание читателей на то, что вопрос эмоциональных переживаний ребенка раннего возраста в период адаптации к детскому саду непрост и многоаспектен, и в статье представлена только одна из небольших его составляющих. Мы хотели бы предостеречь читателей от упрощенного понимания данной проблемы: она включает и такие вопросы, как возрастные особенности детей раннего возраста, где также важное значение имеют особенности общения ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие его деятельности (предметно-орудийной, игровой, продуктивной), развитие его познавательной сферы и личностной. Важна и осведомленность в вопросе психологии эмоций (понятие эмоций и чувств, их виды, особенности, функции, выражение и др.).

Вопрос эмоциональных переживаний ребенка раннего возраста в период адаптации к детскому саду — это часть чрезвычайно важной проблемы психологического здоровья и эмоционального благополучия детей. Эмоциональное благополучие это важнейший субъективный показатель психологического здоровья ребенка, важнейшее условие его полноценного функционирования, развития.

Также очевидно, что эмоции ребенка в период адаптации к детскому саду связаны не только с тем, что непосредственно происходит в детском саду, но и с его жизнью за пределами детского сада, его взаимоотношениями с близкими, индивидуально-личностными особенностями и мн. др. Отдельного внимания здесь заслуживала бы проблема общения и отношений детей со взрослыми (родителями и педагогами), вопросы общения взрослых с детьми на основе чувствительности, отзывчивости, разумного соотношения самостоятельности и контроля и т. п.

Данный вопрос связан и с отношением и самих взрослых (родителей и педагогов) к процессу адаптации, с их собственными трудностями и переживаниями.

Таким образом, особенности эмоциональных переживаний ребенка во время адаптации будут обусловлены различными факторами, и мы еще раз обращаем внимание, что в статье эти многочисленные вопросы не рассматриваются, и мы ориентируем читателей, немного перефразируя авторов (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев), на сложность и многогранность процесса психического развития детей, принципиальную незавершенность его познания и на самостоятельное его изучение.

Чем обусловлена тема статьи? Остановимся немного на данном аспекте, поскольку это чрезвычайно важно. Следует подчеркнуть, что вопрос эмоций в жизни ребенка, эмоционального развития детей заслуживает отдельного и особого внимания!

Эмоции — это отражение в форме переживаний значимости действующих на человека предметов, явлений, ситуаций.

Эмоции выполняют много важных функций в жизни человека. Это, прежде всего, отражательная функция (сигнальная, оценочная). Эмоции выступают важным мотивирующим фактором, выполняя побудительную функцию или тормозящую, регулирующую, переключательную, коммуникативную. Это функция следообразования — подкрепления (вспомните: обжегшись на молоке, дуют и на воду) и др.

Эмоции всегда субъективны. Это субъективное, пристрастное отражение человеком окружающей действительности. Любая эмоция имеет место и может быть понята (понятна). Если человеку страшно в этой ситуации, значит ему страшно, если человеку грустно, значит ему грустно. Он так чувствует. Даже если мы считаем, что в данной ситуации этих эмоций и не должно (и не может) быть. Мы говорим: «Не бойся, не грусти, не переживай, не беспокойся, не волнуйся, не стесняйся...». По сути: «Не чувствуй это!». А как же не боятся, если страшно? Как не расстраиваться, если я расстроен? Еще раз хотим сказать, что эмоции — это субъективное отражение того, что происходит вовне и внутри человека. Эмоции — это, своего рода, маркер, который выделяет все то, что затронуло нас, а значит важно нам.

Эмоциональная культура, умение понимать свои эмоции и эмоции других, выражать их — важнейшая часть психологической культуры и психологического здоровья личности. Недаром в последнее время огромную популярность приобрела проблема эмоционального интеллекта.

Эмоции находят свое выражение в мимике, пантомимике, речи. Вопрос понимания эмоций требует большого внимания к детям, к каждому ребенку в отдельности. Детям в силу возраста присуща непосредственность, которая проявляется и в выражении эмоций, но есть и индивидуальные особенности. Выражение эмоции ребенком может быть неправильно проинтерпретировано взрослым. Так, например, за активностью ребенка (вроде бы ребенок занят, играет, бегает и т. п., все в порядке) могут скрываться беспокойство, тревога, волнение. Чаще всего взрослых привлекают яркие выражения эмоций у детей, а их «тихое» проживание (грусти, тревоги) может остаться без внимания.

В раннем возрасте эмоциональная сфера занимает центральное место в системе психики и личности ребенка. О состоянии ребенка, о его отношении к чему-либо, кому-либо мы можем узнать, прежде всего, через его эмоциональные проявления, ведь ребенок не всегда может сформулировать это в речи. У ребенка эмоции в значительной степени несут побуждающую и регулирующую функции, так как его поведение, деятельность во многом определяется именно эмоциями.

Эмоции неустойчивы, быстро сменяют друг друга, но в этом и есть их адаптивная функция. Как пишет В. Г. Каменская, возможно, подвижность эмоциональных реакций служит целям социальной адаптации по типу проб и ошибок.

Содержание эмоциональных переживаний в раннем возрасте обогащается, в связи, прежде всего, с расширением границ окружающего мира, круга общения, появлением новых видов деятельности.

Какие эмоции может переживать ребенок в период адаптации к детскому саду?

Одной из важнейших и присущих детям эмоций является эмоция интереса. К. Э. Изард начинает описание базовых эмоций человека именно с этой эмоции. Под интересом понимается потребность узнать что-то новое об объекте интереса. Интерес имеет огромное значение в развитии детей (человека вообще), так как вся деятельность ребенка во многом строится именно на этой эмоции, побуждается и регулируется ее.

Как пишет К. Э. Изард, дети имеют очень низкий порог возникновения эмоции интереса. Одним из факторов интереса выступает новизна. Попадая в новую предметную обстановку, в новое социальное окружение взрослых и сверстников, дети проявляют интерес. Под влиянием этой эмоции многие дети, начиная посещать детский сад, первое время активно изучают среду, играют, принимают активное участие во всем происходящем, не обращая внимания на родителей в случае их присутствия в группе или на участке, или не проявляя беспокойства при их уходе (любопытство побеждает тревогу, страх). После знакомства с новым окружением внимание детей может вновь переключиться на ситуацию расставания с родителями и соответствующие переживания.

Обращаем внимание, как отмечает К. Э. Изард, что наряду с активацией интереса новизна может выступать и источником страха (в плане необычности, неизведанности). Новое зачастую нас тревожит, страшит именно в аспекте неизведанности. Довольно часто в детских садах практикуются группы кратковременного пребывания детей для ознакомления с режимом дня, взрослыми и сверстниками, помещением и пр.

Переживание интереса связано с чувствами удовольствия, уверенности в себе, радости. Создавая условия активации интереса, мы помогаем ребенку адаптироваться в новых условиях. Традиционно педагоги узнают интересы малышей посредством анкетирования родителей или лиц, их заменяющих, а также через наблюдение.

По определению К. Э. Изарда, радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно, позитивное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. При радостном переживании душа и тело пребывают в состоянии релаксации или игры. Ребенок не испытывает ни психологического, ни физического стресса, он беззаботен, он чувствует себя легко и свободно, переживает удовлетворение от самого себя и окружающего мира.

Также К. Э. Изард отмечает, что радость сама по себе не является целью деятельности. Это, скорее, побочный продукт деятельности, направленной на достижение эмоционально значимой цели. Взрослые могут забавлять детей, придумывать для них разные интересные игры и занятия, способствующие проявлению радости, разделять с детьми свою радость, радуясь разным людям, событиям, явлениям. Сами дети имеют поразительную способность находить игры, занятия, доставляющие им радость. Также, по мнению К. Э. Изарда, социальные взаимодействия и социальные отношения являются наиболее надежным источником радостных переживаний.

Такие эмоции как печаль, гнев, страх и т. п. традиционно относят к отрицательным, негативным. Очень важно отметить, что ни одна эмоция не является исключительно позитивной или негативной, хорошей или плохой, полезной или вредной. Так называемые положительные эмоции несут положительную оценку объекта, явления, ситуации и, тем самым, побуждают к сохранению существующего положения, к действию в том же направлении, продолжению деятельности. Так называемые отрицательные эмоции несут отрицательную оценку объекта, явления и, тем самым, побуждают к изменению ситуации. Все эмоции имеют естественные причины, их вызывающие. И так называемые отрицательные эмоции в определенных ситуациях выступают как единственно адекватные реакции. И в этом заключается адаптивная функция эмоций.

Задача взрослых — понимать эмоции детей, помогать детям понимать свои эмоции, проживать, выражать, управлять ими. Взрослые зачастую испытывают трудности в ситуациях проявления таких эмоций, как гнев, страх, печаль, грусть, у детей (и вообще у других людей). Мы уже писали ранее про типичные ответные реакции в таких случаях: «Не расстраивайся, не бойся, не грусти, не волнуйся» и т. п.

Печаль — это эмоциональное состояние, которое переживается как потеря, огорчение, грусть, уныние. Сопровождается снижением интереса к внешнему миру.

Одним из основных факторов печали является разлука с близкими людьми, отделение. Важно, что печаль связана не только с физическим отделением, но и психологическим. Формы психологической изоляции различны: неспособность к общению, к выражению своих чувств и т. п.

Эмоция печали выполняет коммуникативную функцию. Ребенок таким образом сообщает, что ему плохо и нужна помощь.

Внешне печаль может быть заметной, например, когда ребенок плачет, но печаль может проявляться и в сниженной активности ребенка. Такую печаль взрослые могут пропустить, не заметить.

К. Э. Изард пишет о двух способах социализации печали — наказание и поощрение — и их смешанных вариантах. Взрослые могут ругать, осуждать, наказывать ребенка за проявление печали, за то, что он плачет. Это может усиливать печаль и порождать страх. Если взрослые только лишь сочувствуют ребенку, утешают его, это может создать предпосылки для развития инфантилизма у ребенка. Наиболее эффективным вариантом является понимание печали ребенка, выражение ему сочувствия, поддержки и принятие действий, усилий (совместных) для устранения причин печали. В таком случае, чувствуя понимание и доверие к взрослому, ребенок учится переживать печаль, знает, что она есть и может быть (в отличие от «Не печалься, не переживай»), но и то, что она пройдет, и как можно преодолеть печаль (преодолеть в смысле совладать).

Способы взаимодействия с ребенком в ситуации печали могут быть различны, зависят от конкретной ситуации, особенностей ребенка, его конкретной ситуации.

Гнев — это сильное, интенсивное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на препятствие в удовлетворении потребностей. Гнев может возникать по разным причинам: ограничение свободы (в действиях, поступках, запреты и правила), препятствия в достижении цели и т. п. Гнев мобилизует, дает уверенность, повышает способность к самозащите — создает готовность к действию.

По мнению В. Г. Каменской, эмоция злости и гнев как более сильный ее вариант выделяются из эмоций общего неудовольствия именно в раннем возрасте.

Гнев характеризуется внезапностью, отсутствием контроля, имеет непродолжительный характер.

Страх переживается как беспокойство или тревожное предчувствие. Это естественная реакция на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. Страх имеет защитную функцию и может возникнуть у ребенка при расставании с мамой, попадании в новую для него обстановку. В такой ситуации важно почувствовать комфорт и безопасность, сочувствие.

Это не весь перечень эмоций, которые дети могут переживать, мы рассмотрели только отдельные из возможных. В статье мы хотели бы обратить внимание на эмоции маленьких детей в период адаптации к детскому саду, сориентировать взрослых на внимательное отношение ко всем детям, понимание всех эмоций, разных эмоций, переживаемых каждым конкретным ребенком и помощь ребенку в их проживании.

Источники

  1. Белькович В. Юи др. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика» [Электронный ресурс]: (для младшего, раннего, среднего, старшего возрастов и подготовительной группы); Тюменский обл. гос. ин-т развития регионального образования. — Тюмень: ТОГИРРО, 2012.
  2. Изард К. Э. Психология эмоций / Пер. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999.
  3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Форум. 2011.
  4. Урунтаева Г. А. Детская психология: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.