Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

К 80-летию Максима Дунаевского. 8 хитов потомственного композитора.

Оглавление

15 января исполнилось 80 лет прославленному советскому и российскому композитору, младшему представителю композиторской династии Дунаевских – Максиму Исааковичу. Сказать, что на его песнях выросло несколько поколений жителей нашей страны – точно, не будет преувеличением. Композитор проявил себя в разных жанрах и ипостасях, он много писал для кино и мультфильмов, а потому песни Максима Дунаевского с нами с самого детства. О многих из них на канале уже рассказывалась в разных ракурсах. Юбилей – повод в очередной раз вспомнить некоторые, самые известные его работы.

Вехи биографии и факты о композиторе.

Творчество композиторов Дунаевских пронизывает нашу музыкальную культуру и кино практически на протяжении всего ХХ века. И до сих пор, произнося эту фамилию, зачастую приходится уточнять, о ком из них, старшем или младшем, идет речь.

В 30-50-х годах хитами становились песни, написанные отцом нашего сегодняшнего героя, Исааком Осиповичем, который в определенный период слыл «советским композитором № 1».

«Марш веселых ребят» или «Легко на сердце от песни веселой», «Песенка о капитане», «А ну-ка песню нам пропой веселый ветер», «Журчат ручьи» - эти и другие песни Дунаевского - старшего, звучавшие в фильмах первой половины века, спустя многие годы остаются на слуху. А в фильмах конца 70-х – 80-х, тоже уже ставших нетленной классикой, звучали песни его сына Максима.

При рождении наследник именитого композитора вовсе не был Дунаевским. Исаак Осипович не состоял в официальном браке с его матерью, актрисой и балериной Зоей Пашковой и при рождении мальчика записали на материнскую фамилию. Отцовство официально признали уже после ухода из жизни Исаака Осиповича. Жизненный путь прославленного композитора оборвался рано, его сыну Максиму тогда было всего десять лет. Фамилию Дунаевский он стал носить с 16-ти.

Композитор Исаак Осипович Дунаевский с маленьким сыном.
Композитор Исаак Осипович Дунаевский с маленьким сыном.

Детство Максима прошло в окружении нянек и гувернанток, с родителями, занятыми творческой карьерой, он виделся редко. При жизни Исаак Осипович всячески пытался привить сыну любовь к своей профессии, но «не хотел заставлять».

Мечты о профессиональном будущем маленького Максима не сразу были обращены в сторону музыки, отец всячески прививал сыну любовь к виду искусства, которому он посвятил жизнь, но у мальчика были и другие увлечения, в частности, спорт.

«Отличился я в беге на короткие дистанции, в прыжках в высоту и в баскетболе. Кроме того, как и все мальчишки, играл в футбол, хоккей. Позже увлекся теннисом»,

- так о роли спорта в его жизни рассказывал Максим Исаакович.

Пристрастие к музыке, по признанию самого композитора, проснулось в нём примерно в 10-летнем возрасте. Когда отца не стало, мальчик решил, что пойдет по его стопам.

Он готовился стать академическим композитором, получать профессиональное образование пошел в училище при Московской консерватории, которое успешно закончил в 1965 году и продолжил обучение уже в самой консерватории имени Чайковского на теоретико-композиторском отделении. Среди его наставников были такие мэтры советской музыки той эпохи, как Андрей Эшпай, Альфред Шнитке и председатель союза композиторов страны Тихон Хренников.

Сын Исаака Дунаевского в молодости также сочинял академические и камерные произведения. Творческую траекторию скорректировало соприкосновение с театрально-музыкальной средой. Ещё в студенчестве, в 1964-м году начинающий композитор стал работать с театральной студией МГУ «Наш дом». Именно с музыкальным театром во многом будет связано его композиторское становление. Для театра МГУ он пишет мюзикл «Сказания царя Максимилиана».

В начале карьеры Максим Исаакович сотрудничал со многими именитыми московскими театрами. В 1969 «Современником» был поставлен спектакль «Вкус черешни» с музыкой Дунаевского. Первоисточником послужила одноименная пьеса Агнешки Осецкой, к созданию русского либретто руку приложил прославленный поэт и бард Булат Окуджава. Спектакль имел оглушительный успех в столице.

В тот же период выпускник консерватории Дунаевский устраивается дирижером в Московский театр имени Вахтангова, где он проработал около 5 лет. В 1974-1975 был музыкальным руководителем Московского мюзикл-холла.

В 70-х Дунаевский начинает сочинять музыку для кинофильмов и эстрадные песни, сотрудничает с ведущими советскими поэтами-песенниками. В 1977 году на базе работавшего в Полтаве ансамбля «Краяны» Дунаевский, совместно с его вокалистом Марком Айзенковичем создает группу «Фестиваль» и становится его художественным руководителем. Коллектив, просуществовавший до 1990 года, играл музыку на стыке рока и эстрады. В составе «Фестиваля» работали такие разные по своей творческой траектории известные музыканты, как рок-певец и актер Павел Смеян, автор хитов «Воскресения» рок-музыкант Константин Никольский и эстрадная звезда 90-х Вадим Казаченко.

«Фестиваль» запомнился участием в записи саундтреков к популярным советским фильмам, композитором которых выступал Максим Исаакович.

Сочинять для кино вчерашний выпускник консерватории стал ещё в первой половине 70-х. Дебютная работа в композиторской фильмографии Дунаевского датирована 1972 годом. Именно в этой ипостаси композитор получил наибольшую популярность, песни, звучавшие под его мелодии из уст любимых поколениями героев кино и мультфильмов, вошли в золотой фонд советских кинохитов.

«Песня мушкетеров»

Ст. Ю. Ряшенцев, исп. М. Боярский и ВИА «Коробейники»

К 1979 году, когда режиссером Юнгвальд-Хилькевичем снималась трех-серийная экранизация романа Александра Дюма «Три мушкетера» в послужном списке Дунаевского уже было несколько фильмов, но именно с этой картиной связывают прорыв его композиторской карьеры и обретение широкой популярности во всесоюзном масштабе.

Сценаристом картины выступил Марк Розовский, с которым Максим Дунаевский ранее работал в Московском ТЮЗе над постановкой по мотивам того же романа. Некоторые мелодии и песни на стихи поэта Юрия Ряшенцева написаны были как раз к спектаклю, ещё в 1974-м году. Взявшись за экранизацию, Юнгвальд-Хилькевич пригласил в картину то же творческое трио – Розовский, Дунаевский, Ряшенцев.

Максим Дунаевский с Марком Розовским (слева) и Юрием Ряшенцевым (справа)
Максим Дунаевский с Марком Розовским (слева) и Юрием Ряшенцевым (справа)

Запись инструментальной музыки производилась на родине ВИА «Фестиваль» в Полтаве музыкантами этого коллектива.

Картину украсили более двух десятков песен. Главным считается хит, впечатавшийся в память поколений задорным перепевом «Пора-пора-порадуемся».

Эта песня создавалась специально для фильма, по просьбе его режиссера.

«Когда мы приступали к работе над фильмом «Д’Артаньян и три мушкетера», там была хорошая музыка, и было несколько претендующих на популярность песен. Но режиссер сказал: «Нам нужен суперхит. Без него картина не поедет»,

– рассказывал Дунаевский в интервью 2019 года.

В качестве ориентира Юнгвальд-Хилькевич предложил взять песню 30-х годов из американской экранизации того же романа, в которой использовался схожий приём с перепевом и игрой слов. Там была строчка «вари-вари-вари», под пером Юрия Ряшенцева в русскоязычном варианте родилось «Пора-пора-порадуемся».

Слова он писал уже на готовую мелодию, которая по признанию Дунаевского родилась на творческом подъеме, буквально за четверть часа.

К истории этой песни оказался причастен и сценарист картины Марк Розовский. Написание стихов предвосхитило его пари с автором текста песни Юрием Ряшенцевым, сможет ли он написать такой хит, который будут «петь в кабаках».

«Эта песенка была создана на пари с Марком Розовским, когда мы были с ним в Коктебеле. Он меня всё время подначивал: «Замечательные ты песни написал, но ведь это всё для интеллигенции, а ты ведь не можешь написать такую вещь, чтобы её в кабаке пели и играли». Мы шутили с ним на эту тему. И я, действительно, сидя и покачиваясь в кресле, довольно быстро придумал слова, которые являются шлягвордом этой песни»

, - делился воспоминаниями поэт. Прозвучав с экрана, песня «ушла в народ».

Для исполнения в фильме вокальных партий пригласили солистов ансамбля «Коробейники», записавших её совместно с главным актером картины – «Д’Артаньяном советского кино» - Михаилом Боярским.

Поющий актер сам исполнял все песни от лица своего героя. Пишут, что прозвучавший из уст композитора Дунаевского аргумент «Миша умеет петь», стала одной из причин того, что на эту роль утвердили именно Боярского. Первоначально Юнгвальд-Хилькевич видел Д’Артаньяном Александра Абдулова. В результате доставшаяся Боярскому роль стала для него звездной, а «Песня мушкетеров» - одной из визитных карточек в репертуаре поющего актера.

«Баллада Атоса» («Есть в графском парке…)

Муз. Ю. Ряшенцев, исп. В. Назаров

Из огромной россыпи песен, звучавших в картине «Д’Артаньян и три мушкетера», странно было бы ограничиться только одной заглавной песней. Многие песни из этого фильма стали равнозначными хитами, выделить что-то можно только с определенной долей условности. Я решил остановиться на одном из памятных музыкальных номеров, прозвучавшем из уст героя Вениамина Смехова Атоса, распевавшего:

«Есть в графском парке черный пруд, там лилии цветут».

Актер Вениамин Смехов в последующие годы неоднократно рассказывал в интервью о том, что после фильма его осыпали комплементами за прекрасно сыгранную роль Атоса и спетую песню про «черный пруд». Однако, вокал в «Балладе Атоса» принадлежит не артисту. Смехов, хоть и не обладал сильными вокальными данными и опытом, сам спеть мог. Изначально так и предполагалось. Артист репетировал эту песню вместе с композитором Дунаевским, и получалось, по воспоминаниям обоих, вполне прилично. В репетиторы Смехову даже хотели нанять Александра Градского.

Однако времени для тренировок было мало, а песня всё-таки вокально сложная. Смехов пробовал её записать. В воспоминаниях актер с иронией передавал слова композитора о том, что на записи он сфальшивил «всего три раза». В итоге актерскому пению предпочли профессионала. В фильме «Баллада Атоса» звучит голосом Вячеслава Назарова.

Слева: исполнитель песни Вячеслав Назаров (1952-1996), справа - Вениамин Смехов в роли Атоса.
Слева: исполнитель песни Вячеслав Назаров (1952-1996), справа - Вениамин Смехов в роли Атоса.

Для джазового музыканта, певца и композитора, в 1990-х эмигрировавшего в США, где и завершился его жизненный путь, эта песня, стала, пожалуй, самой яркой вокальной работой. «Исполнитель баллады Атоса» - стандартное уточнение, фигурирующее во всех материалах о певце и сопровождающее упоминания о нём.

«Песня водяного»

Ст. Ю. Энтин, исп. А. Папанов, позже С. Гармаш

Вслед за «Тремя мушкетерами» ярчайшей работой композитора Дунаевского стали музыка и песни к мультфильму режиссера Гарри Бардина «Летучий корабль», который вышел в конце 1979 года.

Наверное, среди представителей разных поколений в нашей стране мало людей, в чьей памяти не запечатлились бы яркие образы и мелодии из этого мультфильма. Чего стоит только колоритный Водяной, которому «летать охота». Озвучил этого персонажа Анатолий Папанов, актер, также известный как «голос Волка» в «Ну, погоди». За своих героев в обоих мультфильмах Папанов пел сам. Его голос звучит и в единственном оригинальном хите мультсериала про волка и зайца «Расскажи, Снегурочка» с музыкой Геннадия Гладкова и в «Песне водяного» композитора Максима Дунаевского из «Летучего корабля».

Слова обеих песен – творения одного автора, Юрия Энтина, сочинившего множество хитов для детей.

С Максимом Дунаевским они были дружны и составили успешный тандем, выдавший целую вереницу хитов. Их «Песню водяного» Юрий Сергеевич в интервью 2009 года выделил как любимую в собственном огромном творческом наследии.

При написании этой песни перед поэтом была поставлена сложная творческая задача. В сценарии характер и биография персонажа прописаны не были, поэту предстояло их придумать. По воспоминаниям Энтина на вопрос: «О чем бы ты хотел, чтобы пел водяной», Гарри Бардин ответил: «Ты же у нас поэт».

В другом интервью Юрий Сергеевич так передал слова режиссера:

«Войди по Станиславскому в образ, придумай его, перевоплотись…»

Чтобы представить себя водяным и «придумать» образ героя поэт залез в ванну с карандашом в руках, закрылся, и буквально за 10 минут текст был готов.

«Придумывая ему биографию, я думал не о детях, а о своём друге Максиме Дунаевском. Потому что, если напишу что-то хорошее, он наложит стихи на музыку, режиссёр Гарри Бардин снимет мультфильм. Результат в итоге получался очень семейным, и эти песни до сих пор живут»,

- так в интервью 2015 года Юрий Энтин рассказывал о работе над мультфильмом «Летучий корабль».

В 2024 сюжет мультика 45-летней давности обрел новое воплощение. На экраны вышел одноименный полнометражный фильм. Актеры изменились, а песни остались. Роль водяного, а соответственно, и песня, в которой персонаж жалуется, что «живет, как поганка» досталась известному актеру с колоритной внешностью и голосом – Сергею Гармашу.

Говоря о старом мультфильме, нельзя не вспомнить и частушки Бабок Ежек:

«Растяни меха гармошка, эх играй-наяривай».

Прозвучав голосами солисток московского камерного хора, они ушли в народ, стали частым номером на мероприятиях разного уровня. На ТВ их однажды пел Шура, перевоплотившийся в героиню мультика.

В недавнем фильме голосом бабок Ежек стал Данила Козловский.

«Песня Забавы»

Ст. Ю. Энтин, исп. Т. Шабельникова, А. Пересльд

«А я не хочу, не хочу по расчету, а я по любви, по любви хочу»,

- эти всем известные строки, прозвучав из уст главной героини «Летучего корабля», также ушли в народ. В мультфильме 1979 года голос принцессе подарила актриса Татьяна Шабельникова. Она же исполняла «Песню Забавы» и другие вокальные партии от лица своей героини.

В новой экранизации 2024 года актриса Ксения Трейслер, игравшая Забаву, поёт не сама. Вокал персонажа принадлежит Анне Пересильд, чья мама, известная актриса, по долгу актерской профессии недавно летала в космос.

Пересильд-младшей довелось петь в дуэте с Федором Инсаровым, рэп-исполнителем с псевдонимом Feduk, известным по хиту про розовое вино. Он исполнял песни мужского персонажа – Ивана. А в оригинальном мультфильме песню Ивана и Забавы дуэтом с Шабельниковой пел Михаил Боярский. Он озвучивал персонажа и сам спел за него все песни.

«Городские цветы»

Ст. Л. Дербенев, исп. М. Боярский

Для Боярского-певца Дунаевский стал «хитовым» автором. В 1981 году их пути вновь пересеклись на съемках фильмах режиссера Юнгвальд-Хилькевича. Картина «Куда он денется» не так широко популярна в массах как «Мушкетеры» и большинство других фильмов, но совместное наследие композитора Дунаевского и исполнителя Боярского изрядно пополнилось хитами. Это, пожалуй, один из тех случаев, когда песни становятся популярней фильма. Соавтором Дунаевского на этот раз выступил поэт Леонид Дербенев.

В картине «Куда он денется» Боярский играл певца Геннадия Мелентьева, из его уст прозвучало сразу три популярных песни, закрепившиеся в репертуаре поющего актера. В заголовок параграфа я выбрал песню, по которой был назван альбом Михаила Боярского, включавший песни из этого кинофильма – «Городские цветы». Пластинка вышла на «Мелодии» в 1983 году.

Не менее знаковой в наследии тандема Дунаевский-Дербенев и в репертуаре Боярского стал хит «Всё пройдет», также впервые прозвучавший в фильме «Куда он денется».

Меланхоличная баллада с философским текстом не показалась Михаилу Сергеевичу хитовой, ставок он на неё не делал, однако песня полюбилась слушателям.

Самом же Боярскому гораздо больше приглянулась энергичная «Сивка-Бурка» - третий заметный хит его репертуара, обретенный в этой картине.

Режиссер Юнгвальд-Хилькевич часто приглашал Дунаевского композитором в свои картины.

Максим Дунаевский и режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич
Максим Дунаевский и режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич

Не охваченным в логике повествования остался фильм «Ах, водевиль, водевиль» с хитом «Гадалка» на стихи Дербенева. Об истории этой композиции у меня выходил отдельный материал.

Здесь ограничусь лишь упоминания. «Ежедневно меняется мода, но покуда стоит белый свет», - эта песня в разные годы кем только не исполнялась, звучала в сборных концертах, вошла в репертуар популярных в 21 веке исполнителей, например, группы «Фабрика» и кавер-проекта «Приключения Электроников», перепевшего её в панк-рок стиле. В фильме она звучит в исполнении артисток варьете, за которых поют две певицы – Жанна Рождественская и Людмила Ларина.

«Позвони мне, позвони»

Ст. Р. Рождественский, исп. Ж. Рождественская, И. Муравьева

Голосом Жанны Рождественской, получившей наибольшую известность как закадровая исполнительница песен из кинофильмов, поёт и героиня фильма Татьяны Лиозновой «Карнавал» 1982 года.

Для этой картины Жанна Германовна записала песни на стихи своего именитого однофамильца – Роберта Ивановича Рождественского. Режиссер имела успешный опыт работы с ним в легендарном сериале «17 мгновений весны» и пригласила прославленного поэта в «Карнавал», соавторствовать с Дунаевским.

Огромным хитом стала песня «Позвони мне, позвони». Слова и мелодия визуализируются в памяти часто воспроизводящимся в культуре эпизодом с актрисой Ириной Муравьевой в кадре.

Сыгравшая главную роль Муравьева – актриса поющая, она сама могла и хотела спеть песни за свою героиню.

Однако решающее слово было за режиссером. Известно, что Татьяна Лиознова очень скрупулезно относилась к музыкальному материалу своих картин, тщательно подбирала песни, композиторов исполнителей. Спеть Муравьевой она не разрешила, по видению режиссера здесь нужен был профессиональный мощный вокал, и она пригласила Рождественскую.

Для вокалистки песня «Позвони мне, позвони» стала тем самым «роковым хитом», визитной карточной, потеснившей всё остальное. В интервью Жанна Германовна неоднократно сетовала на то, что её ассоциируют в первую очередь с «Позвони мне, позвони», хотя её голосом прозвучало огромное количество кинохитов, многие из них не менее популярны. "Позвони мне позвони" Жанна Рождественская в последующие годы часто исполняла уже от своего лица.

Актриса Муравьёва, как поговаривают, даже немного обиделась на режиссера за то, что та не дала ей спеть. После фильма она всё же записала её под ту же самую фонограмму ВИА «Фестиваль». Версия Муравьевой вышла на миньоне 1982 года. В дальнейшем поющая актриса неоднократно выступала с ней в концертах.

«Леди совершенство»

Ст. Н. Олев, исп. Н. Воронина

Разговор о композиторском наследии Максима Дунаевского и его кинохитах был бы нелеп без рассказа о «Мэри Поппинс». Киномюзикл по мотивам произведений англичанки Памэлы Треверс снимал режиссер Леонид Квинихизде. Двухсерийный телефильм «Мэри Поппинс, до свидания» вышел в 1983 году.

Главная роль в этой картине стала визитной карточкой актрисы Натальи Андрейченко, с которой Максим Дунаевский на тот момент состоял в браке. За свою жизнь композитор успел жениться аж 8 раз. Андрейченко была его четвертой супругой и подарила наследника – сына Дмитрия, старшего из двух детей Дунаевского.

Наталья Андрейченко и Максим Дунаевский с сыном
Наталья Андрейченко и Максим Дунаевский с сыном

Для роли Мэри Поппинс располневшей после родов актрисе пришлось сильно похудеть – такого было условия режиссера. Леонид Квинхилидзе не сразу согласился взять Андрейченко в фильм. В роли Мэри Поппис он Анастасию Вертинскую, писанную красавицу, идеально подходившую под образ "Леди совершенство". Пишут, что актриса уже даже начала сниматься, но образ предложенной героини ей не понравился.

Предложение взять в фильм именно Наталью Андрейченко поступило, естественно, от Дунаевского. Высказал он эту идею во время репетиции с режиссером у них дома, когда супруга начала подпевать песню.

Роль «Леди совершенства» Андрейченко получила, но вот пела в картине как раз не она. Песню Мэри Поппинс, совпадающую по названию с первой серией фильма, записала Татьяна Воронина. Слова этой и всех других песен в картине написал частый соавтор Дунаевского поэт Наум Олев.

«Ветер перемен»

Ст. Н. Олев, исп. П. Смеян и Т. Воронина

«Завтра ветер переменится, завтра прошлому взамен он придет, он будет добрый, ласковый, ветер перемен», - эта философская жизнеутверждающая песня по содержанию отлично подходит для финала и часто используется в массовой культуре в этом качестве. Я решил последовать тенденции, завершив ей сегодняшнюю подборку.

«Ветер перемен», без преувеличения, одна из главных песен не только в наследии Дунаевского, но и в целом в советской песенной культуре. В картине «Мэри Попинс, до свидания» она исполняется дуэтом главной героини и Мистера Эй. Эту роль сыграл эстонец Лембит Ульфсак, нуждавшийся в дубляже. Для озвучки героя пригласили Павла Смеяна. Крепкий вокалист, актер Ленкома, рок-певец не только говорил, но и пел за своего персонажа и вошел в историю как первый исполнитель хита «Ветер перемен» совместно с Татьяной Ворониной, которая пела за Мэри Поппинс.

Для Павла Смеяна участие в этом фильме стало одним из знаковых эпизодов карьеры. В кадре Мистер Эй его голосом спел про «33 коровы» и про то, что «Полгода плохая погода».

Эти песни, по эстетике совсем не подходящие к визуальному образу исполнявшего их за кадром «патлатого рокера» стали, пожалуй, самыми узнаваемыми в массах образцами песенного наследия Павла Смеяна.

Исполнять песни авторского тандема Дунаевского и Олева за прибалтийского актера Смеяну довелось и в фильме «Трест, который лопнул». Исполнив песни за персонажа Регимантаса Адомайтиса, он поёт дуэтом с Николаем Караченцовым.

Эпилог

Композитор во втором поколении, в 2006 году удостоенный звания Народного артиста Российской Федерации, в свои 80 лет остается в творческом строю. С 2015 года он возглавляет художественный совет московской областной филармонии, а в начале 2020-х встал у руля фестиваля и национальной премии «Музыкальное сердце театра».

В статусе признанного мэтра советской музыки, живого воплощения советских традиций в эстрадной песне Максим Исаакович в последние годы периодически появляется на телевидении в качестве гостя, эксперта, члена жюри различных телепроектов. В частности, он возглавляет судейскую коллегию конкурса «Новая звезда», представляющего собой нечто вроде «внутрироссийского Евровидения», где каждый участник представляет свой регион России.

Происхождение, факты биографии, бурной личной жизни и богатейшее песенное наследие – уместить все грани портрета композитора Дунаевского в формате статьи, невозможно. Как ни возьмись – получится поверхностно. Таков Дунаевский, хиты для кинофильмов он выдавал «пачками», а фильмы с его музыкой вошли в золотой фонд советского кино и не теряют популярности. Остается только пожелать автору любимых песен крепкого здоровья и долгих лет.

Материал создан в развлекательных целях на базе информации из открытых источников.

В конце традиционно прилагаю ссылки на материалы, в которых фигурируют упомянутые здесь и другие песни Максима Дунаевского:

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни, и помните, что разговоры о музыке, как и о кино, всегда субъективны.