Найти тему
Журнал МУЗилка

Поёт Михаил Боярский. 7 известных хитов в исполнении актера.

Оглавление

При словосочетании «поющий актер» вспоминается целая плеяда как советских, так и современных российских знаменитостей, органично сочетающих в своей творческой деятельности театральную сцену, кино и эстраду. Народный артист РСФСР Михаил Сергеевич Боярский является живым классиком в этой нише, воплощением амплуа «поющего актера». В одном из поздних интервью совместными усилиями репортера и Боярского актерское пение было определено как самостоятельный жанр, на формирование и восприятие которого Михаил Сергеевич оказал огромное влияние. По количеству узнаваемых хитов он превзошел многих своих коллег по актерскому цеху. Сегодня вспомним некоторые образцы исполнительского наследия Михаила Боярского.

Музыкальность и вокал Михаила Боярского

Писать о Боярском как об исполнителе песен непросто. На протяжении многих лет Боярскому задают вопрос – кто же он всё-таки, актер или певец. Сам он позиционирует себя прежде всего как драматического актера, который в том числе ещё и поёт. Рассказывая о «двух гранях» своей творческой деятельности ещё в далеких 80-х, Боярский говорил, что понимает пение как одну из обязательных актерских опций.

«Петь для актера это нормально». М. Боярский.

Актер, по его мнению, должен уметь многое, и вокал – один из самых очевидных навыков. Свой выход на эстраду он объяснял тем, что в рамках театральной сцены актерской душе рано или поздно становится тесно. Настоящий артист многогранен.

Когда актерская слава Боярского уже гремела на всю страну, к нему как к эстрадному артисту часть аудитории относилась скептически, нередко артисту задавали вопрос, а стоит ли ему вообще выступать как певцу. Одной из самых частых претензий были, конечно, вокальные данные. Проще говоря, многие считают, что голоса у Боярского нет.

В эфире программы «Музыкальный ринг» в 1987 году на вопрос одной из зрительниц, озвучивших эту позицию, Михаил Сергеевич ответил, что при желании может спеть по-разному, в том числе и в «чистой» классической манере, но ему интересны, как он выразился, «голоса с биографией», припомнив при этом Владимира Высоцкого.

Из этого эпизода можно предположить, что «хрипловатое», немного «натужное» актерское пение Боярского – это осознанно выбранная им манера исполнения. Кому-то она может не нравиться, но в то же время своеобразный узнаваемый тембр стал его «фишкой».

Биография и творческое кредо Боярского дают понять, что он не из тех знаменитостей, кто, играя в театре и кино, «вдруг» решил запеть. Музыка в его жизни была всегда. В одном интервью Боярский рассказывал, что ему прочили музыкальную карьеру, родители хотели видеть его пианистом. За плечами артиста – музыкальная школа при консерватории, достаточно серьёзное, основополагающее начальное музыкальное образование. В разные годы Михаил Сергеевич принимал участие в вокально-инструментальных ансамблях. Такие проекты как «Сильвер» и «Кочевники», к которым он был причастен, на некоторых ресурсах удостаиваются определения «рок-группа».

Наибольшую известность у аудитории получили эстрадные и кинохиты в исполнении Михаила Боярского. Их мы сегодня и вспомним.

Песня мушкетеров (из. х.ф. «Д Артаньян и Три Мушкетера» )

Муз. М. Дунаевский, ст. Ю. Ряшенцева

Михаилу Сергеевичу всегда было присуще чувство юмора. Вот и статью о нём я решил начать на шутливой ноте. Недавно я с удивлением узнал, что в нашей стране есть люди, которые искали на страницах легендарного романа «Три Мушкетера» женского персонажа со странным именем Икуку. Что за бред вообще? – спросит читатель, и как это связано с Боярским.

Причем тут Боярский – понятно. Ведь именно он сыграл главную роль в самой знаменитой отечественной экранизации «Трех мушкетеров», которую снял режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич в 1978 году. Можно с уверенностью сказать, что именно этот фильм стал одним из определяющих в звездной кинокарьере Боярского, у нескольких поколений актер ассоциируется с Д’Артаньяном.

Загадочная Икуку порождена особенностями слуха советских и российских зрителей, корни произрастают из песни, прозвучавшей в картине голосом Боярского и его партнеров по фильму. В общественном дискурсе нередко объектом шуток становятся так называемые «массовые ослышки», когда сразу большой части аудитории слышится не тот текст, который поётся на самом деле. Так случилось и с заглавным хитом из х.ф. «Д’Артаньян и три мушкетера».

Вместо «Красавице и кубку, счастливому клинку» некоторые услышали «Красавице Икуку».

Кто-то скептически пробурчит, что уши надо чистить, а кто-то просто позабавится над этой ситуаций.

В любом случае, в нашей стране мало людей, которые бы не знали «Песню мушкетеров», известную по строчкам «Пора- пора- порадуемся». Это одна из многих композиций, составивших, как бы сегодня сказали, «саунд-трек» к фильму. Композиция стала одной из «визитных карточек» актера.

Фильм, ныне ставший легендарным, а на момент своего выхода вызвавший неоднозначную реакцию у любителей творчества великого французского прозаика, ведет свою историю от музыкального спектакля 1974 года. К нему приложили руку режиссер-постановщик Сандро Товстоногов, автор сценария Марк Розовский и поэт Юрий Ряшенцев. Музыку к спектаклю пригласили писать Максима Дунаевского.

Когда Г. Юнгвальд-Хилькевич решился экранизировать «Мушкетеров» ему порекомендовали основываться на успешной постановке. Песни к нему создавал тот же тандем авторов – композитор Дунаевский и поэт Ряшенцев.

Максим Исаакович непосредственно способствовал «звездному часу» Михаила Боярского. Изначально Юнгвальд-Хилькевич планировал, что Д’Артаньяном будет Александр Абдулов, Дунаевский посоветовал ему обратить внимание на Боярского. Говорят, прозвучавший из уст композитора аргумент о том, что «Миша умеет петь», стал одним из решающих, и Михаил Сергеевич получил свою главную во многих смыслах этого слова роль.

«Всё пройдет» (Из х/ф «Куда он денется»)

Муз. М. Дунаевского, ст. Леонида Дербенева.

Если фильм «Д’Артаньян и три Мушкетера» навсегда вошел в Золотой фонд советского кинематографа, став классикой, то картина того же режиссера под названием «Куда он денется», вышедшая на экраны в 1981 году запомнилась аудитории куда меньше. Композитором был тот же Дунаевский, в одной из ролей снялся Михаил Боярский, который исполнил несколько композиций. Песни из этой киноленты стали узнаваемыми нетленными хитами.

«Всё пройдет - и печаль, и радость, всё пройдет - так устроен свет»,

- жизненные строки поэта Леонида Дербенева впервые прозвучали в исполнении Боярского именно в этом фильме.

В обзорах саунд-трека к данному кинофильму пишут, что сам Боярский эту песню не оценил, не увидел в ней хита. Исполненная им в этом же кино энергичная «Сивка-Бурка» казалась артисту куда более перспективной. Предугадать судьбу песенного произведения сложно, время всё расставляет на свои места. Меланхолическая, философская композиция запала в сердца слушателей.

Всё прошло, а песня осталась и неоднократно исполнялась разными музыкантами. Ряд слушателей высоко оценили звучание семейного дуэта матери и дочери – Марии и Натальи Пахоменко.

Обновленная, довольно оригинальная и противоречивая версия прозвучала в Новогоднем эфире телеканала НТВ 2004 – 2005. Представила её рок-певица Светлана Яковлевна Сурганова в сопровождении своего «Оркестра» и двух Дмитриев, Певцова и Харатьяна.

«Городские цветы» (Из х/ф «Куда он денется»)

Муз. М. Дунаевского, сл. Л. Дербенева.

Песня «Городские цветы», ставшая одним из самых узнаваемых хитов Михаила Боярского также родом из киноленты «Куда он денется», написана Дунаевским и Дербеневым. Эта композиция озаглавила первую сольную пластинку Боярского, которую он выпустил как исполнитель песен. При взгляде из современной эпохи, альбом «Городские цветы» 1983 года представляется насквозь хитовым. Название песни и строки из неё «ушли в народ», словосочетание «Городские цветы» используется как бренд торговыми точками соответствующего профиля.

Третьей яркой песней Боярского из того же кинофильма стала упомянутая уже «Сивка-Бурка». В отдельный параграф я решил её не выделять, однако совсем не вспомнить о ней было бы тоже не правильно.

«Голубка» или «Ланфрен-ланфра» (Из х/ф «Гардемарины, вперед!»)

В 1987 году на экраны выходит исторический приключенческий фильм «Гардемарины, вперед!». Одна из ролей в этой кинокартине досталась Михаилу Боярскому. Он сыграл роль дипломата де Брильи. Специально под этот образ композитором Виктором Лебедевым и поэтом Юрием Ряшенцевым была написана песня в стилистике романса. Официальное название композиции «Голубка», но публике она больше запомнилась по рефрену «Ланфрен-Ланфра». Инициатором создания песни был сам Боярский. Поэт-песенник Юрий Ряшенцев рассказывал, что через эту композицию артист хотел передать «последнюю любовь стареющего Д’Артаньяна».

Что такое «Ланфрен-Ланфра», - над этим вопросом с момента выхода фильма задумываются многие, предполагая что это французские слова. На самом деле, по словам Ряшенцева, никакой «смысловой нагрузки» они не несут, это «непереводимая» тарабарщина, своеобразный аналог русского-народного «ой-люли-люди», но на французский манер. Имеется информация, что загадочное «Ланфрен-Ландфра» - это не плод фантазии советского поэта, а аутентичный рефрен, который встречается в старинных французских песнях.

В общественном сознании композиция ассоциируется исключительно с Боярским и редко звучит в другом исполнении. В проекте «Один в один» актер и певец Виталий Гогунский представил образ Боярского именно с этой песней.

В 2009 году с разрешения авторов «Голубку» спел белорусский музыкант Максим Сапатьков, известный как Макс Лоуренс. Его версия была представлена в рамках конкурса "Новая волна" и не снискала большой популярности у аудитории.

«Зеленоглазое такси»

Муз. О. Кваша, ст. В. Панфилов.

В 1987 году композитор и певец Олег Кваша на стихи Валерия Панфилова написал песню «Зеленоглазое такси» и сам же её и исполнял.

Уже на следующий год на «Мелодии» издавалась пластинка, на которой песни Кваши и Панфилова должны были звучать в исполнении разных музыкантов. По регламенту каждому артисту предназначалось не более 2-х песен. Песня «Зеленоглазое такси» досталась Михаилу Боярскому и впоследствии прочно закрепилась в его репертуаре.

Говорят, на эту композицию «положила глаз» Примадонна и намеревалась исполнить, но не сложилась, так как Алла Борисовна записала другие песни для той же пластинки.

Как бы сложилась судьба песни, спой её Пугачева – можно только гадать. В авторском исполнении это произведение известно лишь определенной категории знатоков и меломанов, а широкой аудиторией разных поколений эта песня вот уже несколько десятилетий воспринимается как одна из «визитных карточек» Михаила Боярского. Хотя это исполнение можно справедливо считать «кавер-версией».

«Остров детства»

Муз. О. Фельцман, ст. М. Рябинин

Совсем недавно, в феврале этого года, стукнуло сто лет со дня рождения выдающегося советского композитора Оскара Фельцмана. По этому поводу на канале выходил большой материал, в который вошли лишь некоторые известные его песни. В творческом наследии Оскара Борисовича такое количество хитов, что всех их не уместишь даже в самой представительной подборке. Пользуясь случаем, хочу наверстать упущенное и вспомнить песню, которую «задолжал» читателям со времен той подборки. В 80-х – начале 90-х Фельцман активно сотрудничал с известным поэтом-песенником Михаилом Рябининым. По словам композитора, они работали в тесном тандеме, большинство мелодий было сочинено в присутствии поэта. Их совместная песня «Остров детства» получила широкую популярность в исполнении Михаила Сергеевича Боярского. Точных данных о времени создания песни мне найти не удалось. Боярский спел её на советском телевидении в 1985 году. На записи композиция объявлена как новая.

«Спасибо, родная»

Муз. и сл. В. Резников

Пожалуй, самая трогательная и пронзительная песня в репертуаре Боярского, которая вряд ли может оставить равнодушным. Сам артист признавался, что ему тяжело исполнять это произведение. Автор песни – человек с трагической судьбой, замечательный музыкант, поэт и композитор Виктор Резников - был личным другом Михаила Сергеевича Боярского. В обширном репертуаре поющего актера всегда находилось место произведениям Резникова. Свои первые песни он показал и предложил для исполнения Боярскому ещё в 1979 году.

Резников, Виктор Михайлович, автор песни "Спасибо, родная".
Резников, Виктор Михайлович, автор песни "Спасибо, родная".

Творения этого автора без высшего музыкального образования, получившего специальность учителя физической культуры, звучали из уст многих популярных советских и российских артистов. «Льдинка, льдинка скоро май», -пела Лариса Долина, а «Улетай туча» - Алла Пугачева. Жизнь музыканта оборвалась в 39 лет в результате автоаварии.

«Родная» стала одной из последних песен Резникова, он планировал петь её сам. Это очень личное по содержанию, эмоциональное произведение он написал в 1991 году. Перед смертью Резников попросил Боярского исполнять его песни. Михаил Сергеевич «принял» «Родную» в наследство от автора и стал петь в память о нём.

Песня, посвященная семейной теме, обращенная к любимой женщине, подошла Боярскому, главе знаменитой актерской семьи.

Семья М. Боярского. Супруга - народная артистка РФ Лариса Луппиан, сын - Сергей Михайлович - музыкант и политик, дочь Елизавета Михайловна, актриса театра, кино и сериалов.
Семья М. Боярского. Супруга - народная артистка РФ Лариса Луппиан, сын - Сергей Михайлович - музыкант и политик, дочь Елизавета Михайловна, актриса театра, кино и сериалов.

Именно композиция «Спасибо, родная» была признана лучшим произведением Виктора Резникова по версии проекта «Достояние Республики». На передаче она прозвучала в классическом исполнении, голосом Боярского, артист не смог никому другому доверить эту вещь.

Можно вспомнить ещё немало произведений. Чтобы не заканчивать статью на грустной ноте, в качестве бонуса вспомним еще одну композицию, которую на стихи Игоря Шаферана написали Маликов и Пресняков. Конечно же, речь идет об «отцах» - Юрии Федоровиче и Владимире Петровиче. Песня, исполненная от лица дрессировщика тигров, стала «гимном» для представителей этой профессии, её хит-фраза используется в заголовках многих материалов. В официальных источниках композиция фигурирует под коротким названием «Ап».

В подборку я не стал включать песни композитора Вячеслава Добрынина «Рыжий Конь» и «Большая Медведица». У меня они ассоциируются не только и с Боярским, но и с исполнением автором и другими артистами. Возможно о Боярском и Добрынине в дальнейшем будет отдельный материал.

Материал написан в развлекательных целях, основывается на данных из открытых источников, не претендует на истину последней инстанции.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.