Найти в Дзене
Методист на связи

Конспект познавательного занятия «Время года — зима» для детей старшей группы

Участники Воспитатель, дети. Цель Сформировать у дошкольников представление о смене времен года. Задачи Рассказать об особенностях зимы, чем она отличается от других времен года; расширить словарный запас: «экватор», «земная ось», «полюс», «монолог». Материалы Кукла Стужонок; картинки с изображением сказочных персонажей — Стужонка, Снежного облака; глобус. Примерное время 20—25 минут. Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы. 5—10 минут Воспитатель Здравствуйте, ребята! Мы находимся с вами в теплом зале (группе). А что там за окном? Тепло или холодно? Какое сейчас время года? Дети смотрят в окно и отвечают. Дети Сейчас зима. Холодно. На улице метель, идет снег. Воспитатель Да, это зима, и к нам в гости сегодня пришли маленькие стужата, чтобы поговорить о самом холодном времени года. А кто такие стужата? Дети отвечают, что не знают. Воспитатель Тогда давайте познакомимся с ними! Воспитатель читает стихотворение «Стужата»
Оглавление

Участники

Воспитатель, дети.

Цель

Сформировать у дошкольников представление о смене времен года.

Задачи

Рассказать об особенностях зимы, чем она отличается от других времен года; расширить словарный запас: «экватор», «земная ось», «полюс», «монолог».

Материалы

Кукла Стужонок; картинки с изображением сказочных персонажей — Стужонка, Снежного облака; глобус.

Примерное время

20—25 минут.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Вступительная часть

5—10 минут

Воспитатель

Здравствуйте, ребята! Мы находимся с вами в теплом зале (группе). А что там за окном? Тепло или холодно? Какое сейчас время года?

Дети смотрят в окно и отвечают.

Дети

Сейчас зима. Холодно. На улице метель, идет снег.

Воспитатель

Да, это зима, и к нам в гости сегодня пришли маленькие стужата, чтобы поговорить о самом холодном времени года. А кто такие стужата?

Дети отвечают, что не знают.

Воспитатель

Тогда давайте познакомимся с ними!

Воспитатель читает стихотворение «Стужата» и задает детям вопросы по тексту.

Воспитатель

Зимний праздник на носу,
Льдом река зажата.
А в завьюженном лесу
Водятся стужата.
Вы не слышали пока
О лесном стужонке?
Он похож на колобка
В снежной распашонке.
Вы не видели стужат
На лесной тропинке?
По бокам у них торчат
Мерзлые хвоинки.
Трудно выманить мышат
Из глубоких норок.
Но стужатки не дрожат,
Если минус сорок.
Белка сжалась в рыжий ком,
Простудила ушки.
А стужата босиком
Скачут по опушке.
Мишка в шубке смотрит сны,
Зайка греет лапки.
Лишь стужаткам не нужны
Ни меха, ни шапки.
От мороза дятел сник,
Клювом ствол не лупит.
Даже дяденька-лесник
Ежится в тулупе.
Елку, зимнюю красу,
Снег закутал в вату.
И шуршат-шуршат в лесу
Шарики-стужата.

Воспитатель задает детям вопросы для обсуждения.

Воспитатель

О каком празднике говорится в самом начале стихотворения?

Кто такие стужата?

Дети отвечают.

Основная часть

15 минут

Воспитатель берет куклу Стужонка или картинку с его изображением и выступает от его имени. Стужонок рассказывает о полюсах Земли и показывает их на глобусе.

Воспитатель в роли Стужонка

Здравствуйте, ребята! Я и мой брат — маленькие стужата. Когда вы выходите на улицу зимой, мы всегда рядом с вами. Только вы нас не замечаете. А знаете, почему зимой морозно и холодно?

Дети отвечают.

Воспитатель в роли Стужонка

Зимой холодно потому что солнечные лучи по-разному падают на экватор и полюса. Посмотрите на глобус: полюса у него там, где проходит земная ось, а экватор находится ровно между полюсами. Земная ось наклонена, и солнце так освещает Землю, что самые прямые и горячие лучи попадают на экватор, а полюсам достается меньше тепла. Там и рождается холод. И оттуда, особенно зимой, он с ветрами и облаками добирается до нас, приносит снег и метели.

Воспитатель читает стихотворение «Монолог Снежного облака».

Воспитатель

Послушайте монолог Снежного облака.

Я лечу-лечу-лечу
С Северного полюса.
Я метелями хочу
Закружиться по лесу.
Хлопочу и тороплюсь,
Мягкое и снежное.
Подо мной мелькает Русь,
Красота безбрежная.
Я спешу-спешу-спешу,
Всем на радость послано.
Стану горкой малышу
И лыжней для взрослого.
Я несусь четыре дня,
Легкое, косматое.
Ждут березоньки меня,
Ветерком помятые.
Ждут тропинки у пруда
С кустиками голыми.
Ждут деревни, города
И дворы за школами.
Вот когда я к ним домчусь
Небесами-тропами,
То вальяжно развалюсь
Белыми сугробами.

Воспитатель

Вы прослушали стихотворение. Как оно называется?

Дети отвечают.

Воспитатель

А что значит «монолог»?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель

Монолог — это развернутое высказывание одного лица: то есть один персонаж говорит либо сам с собой, либо он говорит, а остальные слушают его.

Дети несколько раз проговаривают слово «монолог».

Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения.

Воспитатель

Откуда летит Снежное облако?

Куда оно торопится?

Сколько дней путешествовало Снежное облако?

Дети отвечают.

Материал из Справочной системы «Методист детского сада»

Чтобы не пропустить важное, подпишитесь на канал по ссылке.