Как проработать на предприятии почти полвека – и при этом не утратить
интереса к делу? На этот вопрос слесарь по сборке металлоконструкций Виктор Корнеев отвечает просто: «Работа у меня интересная – и для головы, и для рук!»
– Отметьте, пожалуйста, и ребят. Про любого из них можно написать! – заслужив за десятилетия немало наград, каждую из них слесарь по сборке металлоконструкций Лебединского ГОКа ставит в заслугу всему коллективу.
С чистого листа
В сборочном цехе светло и уютно. На полу ни соринки – словно в ангаре, где готовят к полёту космический челнок. Для Лебединского ГОКа цех нестандартных металлоконструкций управления по производству запасных частей – подразделение крайне важное, если не стратегическое. Здесь с чистого листа изготавливают элементы оборудования на замену вышедшим из строя.
– Вот обечайка, – Виктор Корнеев показывает на стальную трубу диаметром метра полтора и длиной в три. – Сюда вставят сепаратор с магнитами, на которые будет оседать рудный концентрат.
– А откуда название такое – обечайка?
– Слово старинное – ещё от дедов, – улыбается слесарь.
Сработали обечайку сами. Сначала из нескольких полос сварили прямоугольник. Потом свернули его в цилиндр и прокатали на вальцах до идеальной окружности. Наконец, приварили с двух сторон по фланцу (тоже собственного изготовления). Кажется, в этом цехе могут сделать всё: кузова на карьерные самосвалы, хребтовые балки для грузовых вагонов-думпкаров, элементы трубопроводов и конвейеров – и даже фонари уличного освещения. Подразделение, где трудятся два десятка человек, обслуживает весь комбинат. Особенно его значение выросло на фоне экономических санкций: те конструкции, которые невозможно купить заграницей, теперь изготавливают прямо на месте.
Инструмент для президента
– Работа у меня очень интересная – и для головы, и для рук! – признаётся обладатель звания «Ветеран труда».
Виктор Корнеев пришёл на комбинат в далёком 1977 году – и до сих пор интереса к делу не утратил. И это понятно: монотонности в его работе нет никакой, техзадания иногда приходится выполнять самые неожиданные. Например – изготовить кресты для губкинского Спасо-Преображенского собора. В творческом портфеле Корнеева и его товарищей – целая серия губкинских фонтанов, стела на въезде в Губкин, металлическая инсталляция у городского отделения Социального фонда. А совершенно невероятный проект «настиг» бригаду Виктора Корнеева в апреле 1996 года. Связан он был с визитом в Белгородскую область Бориса Ельцина. Одной из точек маршрута президента стал Губкин и строившийся в то время Спасо-Преображенский собор.
– Ельцин должен был заложить именной кирпич в стену храма, – вспоминает ветеран. – Для этого требовался особенный мастерок, достойный президента. Заказали его нам. Как сейчас помню, сделали мы его из нержавеющей стали. Конечно, технической сложности в этом не было никакой. Но к делу подошли с волнением: всё-таки не каждый день делаешь инструмент для главы государства!
Штучная профессия
В инструментальном ящике Корнеева чего только нет: кронциркуль, рулетки, отвёртки, монтировки, молотки, гаечные ключи… А рядом – шкаф с инструментами, которыми впору орудовать великану: богатырские кувалды, массивные угольники, зажимы разных конфигураций, но неизменно впечатляющего размера. Большой металл требует больших инструментов.
– Сможете на глаз точно найти середину шестиметровой трубы?
– Смогу! – улыбается слесарь.
Хотя, конечно, на глаз ничего делать не приходится: значительную часть каждой смены Корнеев проводит с рулеткой. Она у него двадцатиметровая, как раз для «длинных» замеров. Периодически пользуется складным стальным метром – он с ним больше двадцати лет.
А первый шаг в работе с каждой конструкцией – это чертёж. Десятки параметров и элементов нужно в точности повторить в металле, ничего нельзя упустить. Но для Корнеева это дело привычное. Хотя, признаётся слесарь, был один чертёж, над которым пришлось поломать голову: все обозначения там были на испанском языке!
– Каждая новая конструкция – это как испытание, – говорит он. – И каждый новый чертёж для меня как кроссворд: справиться с ним всегда интересно!
Знающий сборщик металлоконструкций в этом цехе – один из главных людей. Мало вникнуть в чертёж, обрезать по размерам и состыковать части будущей конструкции. Слесарь должен просчитывать последовательность сборки, понимать свойства металла и особенности его поведения при сварке, организовать работу так, чтобы сварщику было удобно. По словам Виктора Корнеева, минимум пять-семь лет требуется, чтобы человек мог не только металл рубить и кувалду подносить. А учиться тонкостям дела нужно всю жизнь.
Везде польза
Виктору Корнееву всё удаётся не только на работе. Вместе с женой, которая, кстати, тоже долгое время работала на ЛГОКе, дал дорогу в жизнь двум дочерям, радуется трём внукам. В своё время купил небольшой дом и своими руками превратил его в добротный двухэтажный особняк. Имеет в домашнем арсенале все инструменты – от бензопилы до электролобзика. В сезон любит покопаться на огороде, вырастил яблони и смородину, пробует силы в виноградарстве.
Здоровье и бодрость Корнеев уже много лет поддерживает с помощью настольного тенниса. А настоящая страсть ветерана – зимняя рыбалка. Когда водоёмы схватывает лёд, он пропадает на пруду.
– Самый большой трофей у меня был – карп на четыре восемьсот! Но рыбалка всё-таки больше для души, а не ради улова. Жена вообще радуется, когда ничего не поймаю: чистить рыбу не надо! – смеётся Корнеев.
Чего он точно не любит, так это лежать на диване. От него, говорит, все болезни – и душевные, и телесные.
Евгений Зюков, начальник цеха нестандартных металлоконструкций УПЗЧ Лебединского ГОКа:
– Виктор Корнеев на комбинате уже 47 лет – это больше, чем возраст большинства наших работников. Он у нас действительно старейшина – не только по годам, но и по знаниям, опыту, авторитету. Любому поможет и подскажет. Лучшего профессионала я не встречал.