Тест-драйв этого легендарного отечественного мотоцикла я проводил ещё работая в журнале Men’s Health (сейчас – Men Today), но статья по прошествии времени канула в лету. Напишу-ка я её ещё раз для вас, да с огоньком. Вкратце: этот мотоцикл невозможно забыть.
Война – это, конечно же, плохо. Но есть вещи… Нет, наверное, неправильно я говорю. В общем, иногда война (довольно часто) даёт нам новые изобретения, которые в мирной жизни верой и правдой служат многим поколениям. Среди них, например, интернет, микроволновка, изолента, суперклей, очки-авиаторы, и… мотоциклы «Урал». Здесь стоит сделать уточнение. В Германии, в конце 30-х годов, на вооружении Вермахта, для проведения разведывательных работ, существовали мотоциклы BMW R71 с оппозитным мотором, который приобрёл узнаваемые нами очертания, страшно подумать – ещё в 1925-м. В СССР чертежи этой машины попали в 1940-м и никто их не воровал – германцы сами передали нашим инженерам всю документацию, потому что были союзниками СССР в рамках пакта Молотова-Риббентропа, который сами потом и нарушили, но это уже совсем другая история. А чертежи мотоцикла вместе с несколькими единицами R71, закупленными в Швеции в качестве прототипов, оказались на территории нашей скрепной Родины. И из них родился первый в нашей стране тяжёлый мотоцикл М-72. Тогда ещё он был достаточно точной репликой BMW, и собирали его по всему Союзу – в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге, в Москве, в Киеве, в Харькове и в Ирбите. По документам он считался бронетехникой и был рассчитан на установку пулемёта Дегтярёва ДП-27, с которого можно было работать, представьте себе, даже на ходу!
Во время войны производство эвакуировали почти полностью на Урал, в город Ирбит, где эти мотоциклы и делают по сей день. Кстати, Ирбит с тех пор считается мотоциклетной столицей страны. Байк, о котором я хочу поговорить сегодня – уже совсем не копия BMW, потому что после войны изделия ИМЗ (Ирбитского Моторного Завода) «Урал» эволюционировали самостоятельно. Стали из нижнеклапанных – верхнеклапанными, обзавелись отечественными карбюраторами с расширенными диффузорами, поменялась рама, подвеска, зажигание – и так далее. В общем, Германия подарила нам только саму идею, форм-фактор, а всё остальное за многие годы эволюции доделали отечественные инженеры. Конечно, если говорить о том, во что сегодня превратился этот оппозит в самой Германии, например, на суперсовременных BMW R1200GS, и сравнить с нашими «Уралами», то получится, что мы не особо развивались))). Но, как говорится, что выросло – то выросло! Однажды мне на тест-драйв попался Урал ИМЗ-8.103-10 начала 90-х и я на нём как следует покатался. До него у меня никогда не было советских мотоциклов и я получил массу эмоций, которые до сих пор будоражат мне душу. Давайте предметно поговорим об этом удивительном и харизматичном творении СССР.
Урал ИМЗ-8.103-10
Какое же дурацкое, сложное, трудно запоминающееся название! Кто учил совковых мотостроителей маркетингу? Ну ладно, о названиях техники в России и в других странах мы ещё с вами поговорим, а сейчас давайте ближе к самому мотоциклу. Что же мы тут имеем? Или оно имеет нас?))). Модель ИМЗ-8.103-10 выпускалась с 1987 по 1994 годы, прямо как многие из нас с вами. В те времена особой фишкой нового мотоцикла были карбюраторы К-63У, с которыми завести мотоцикл на холодную без крепкого русского матерка, пожалуй, не получалось ещё ни у кого. Двигатель объёмом 649 см3 со степенью сжатия 7,0 выдаваёт 36 л.с. и 44 Нм крутящего момента на 5 с чем-то тысячах оборотов (если не боишься до этого докрутить). И это при 322 кг сухой (без бензина) массы. Но знаете что самое главное в этой модели? Задняя передача! За неё ему можно простить абсолютно всё остальное. Однажды я приехал на этом мотоцикле в модное московское мотокафе «Энтузиаст» и, после бутылочки лимонада, элегантно воткнув рычагом справа «заднюю», отъехал назад в узком дворике, где развернуться было физически невозможно. Это был такой понт, что владельцы «Триумфов» и «БМВ» буквально нервно курили в сторонке.
Приколы коляски
Во-первых, мотоцикл с коляской без задней передачи – это мучение. И имя этому мучению – Урал ИМЗ-8.103-30 (предыдущая модель). У меня мучений было чуть меньше, но не прямо вот чтобы я без них обошёлся. Во-вторых, при езде с коляской не рекомендуется резко поворачивать вправо, потому что мотоцикл имеет физическую способность через неё, через коляску, переворачиваться нафиг кубырем вправо. В-третьих, коляска естественным образом «загребает» в правую сторону, поэтому по прямой всегда приходится ехать слегка подруливая. Создаётся ощущение, что едешь на лодке, у которой всегда выставлено в сторону одно весло. Возможно, это как-то компенсируется развалом колёс или наклоном коляски, но в моём случае компенсация была, видимо, за свой счёт. Ну и, в четвёртых, мотоцикл с коляской «всегда стоит», что очень необычно для мотоциклиста, который привык держать свою технику ногами. Это больше напоминает квадроцикл или даже автомобиль. Кстати, в пробках такие габариты за автомобиль и считаются, так что никаких междурядий!
Реакция окружающих
Мужчины в возрасте смотрят с завистью, нежностью и ностальгией, женщины – с непониманием, молодёжь любого пола – в отвращением или вовсе индифферентны. В целом, мотоцикл редко не вызывает никаких эмоций. Даже полицейские тормозили меня не для того чтобы проверить документы, а чтобы поболтать об «Урале»! Ездить на нём в публичные места – одно удовольствие, потому что он привлекает даже больше внимания, чем Harley-Davidson. Однажды, когда я битый час пытался его завести с утра, ко мне подошёл дед и… заплакал. Позже он, конечно, рассказал, что «Урал» с коляской у него был, и он там катал свою жену. Кстати, о жене. Моя будущая тогда жена Юлия в коляске ездить напрочь отказалась, потому что это недостаточно стильно, круто и премиально. На харлее она каталась с удовольствием, а вот «Урал» вызывал у неё прямо отторжение. Типа, что я – бабка какая-то советская что-ли?
Эргономика, чтоб её
Москва – самый развитый город в мире, по её дорогам катаются такие крутые мотоциклы, что позавидуют самые продвинутые мегаполисы. Однажды я, везя друга в коляске, заглох на «Урале» в положении «в горку» на улице Охотный Ряд. В пробке. Сзади меня впритирку подпирала бампером отчасти родственница, новенькая BMW серии «M». И откатиться назад у меня права, как вы понимаете, не было. Но мотоцикл, вместе со мной, другом и полным баком бензина, весил полтонны, а единственный тормоз, которым его можно было удержать (задний, потому что правой рукой я крутил ручку газа) – работал, скажем так, не совсем эффективно. А теперь представьте себе самый развитый мегаполис мира, Охотный Ряд, близ Красной площади, и я на «Урале» 90-х годов – одной рукой кручу газ, другой выжимаю сцепление, правой ногой держу тормоз, а левой изо всех сил дрыгаю кик-стартером! Помню, как капля пота выкатилась из-под шлема и упала на бак с надписью «Тундра», друг всё смотрел на меня в недоумении, а в зеркале заднего вида угадывалось не совсем довольное выражение лица хозяина BMW. Спустя минут 10 он («Урал») завёлся и это было одним из самых больших облегчений в моей жизни. Ни один мотоцикл не даст столько острых ощущений!
P.S. На лапке переключения передачи «вверх» с завода находится острый кусок металла, который за неделю тест-драйва до дыр расцарапал мой левый Dr. Martens!
Общий вайб
Однажды у меня была возможность прокатиться на продукте эволюции этого самого оппозитного мотора, произошедшего от BMW R71, только в Германии. Как-то я тестировал в баварских Альпах тогда ещё новый BMW R nineT Scrambler. Это компактный дорожный мотоцикл с огромным мотором и торчащими по бокам «горшками», в котором угадывается двигатель «Урала». По факту, у обоих тот же предок. Ну так вот. BMW сделан настолько продумано, сбито, прилаженно и выверенно, что на нём… скучно. Да, он быстрый и стильный, и передачи там переключаются с идеальной точностью, и крутящий момент там передаётся максимально ровно, но мотоцикл этот во всей своей часовой механичности напоминает компьютерную программу. Он очень предсказуемый, он всегда заведётся, у него отличные тормоза, которые никогда не подведут – ну в общем, идеальная жена. И, что весьма парадоксально, именно от идеальных жён чаще всего и уходят. У «Урала» совсем другая история. Чтобы завести его, иногда требуется полчаса, иногда 10 секунд – по настроению, зато когда заведёшь – ну держись! Водить его – самое настоящее испытание, но если ты на нём куда-то приехал – значит, ты герой. Общаться с этим мотоциклом – настоящее искусство. Даже нет, это наука. Нечто среднее между психологией и ядерной физикой. Короче, у Урала точно есть душа. И я вам скажу, в наш век высоких технологий это особенно ценно. Не хотелось мне возвращать этого «колясыча» фирме MOTOURAL, которая любезно предоставила мотоцикл на тест-драйв. Влюбился я в него.
Права на опубликованный выше текст принадлежат автору. Копирование и публикация без согласования с источником регулируется законом об авторском праве.