Найти в Дзене
Литерамания

Самые смешные и едкие эпиграммы Валентина Гафта на советских звезд

Оглавление

Валентин Гафт в представлении не нуждается. А вот его эпиграммы сегодня менее известны, чем роли артиста в кино. Произведения автора выделяются остроумием, точностью и глубокой иронией, нередко граничащей с сарказмом. Он умел облечь в короткую и запоминающуюся форму меткие наблюдения о людях, их характере и поступках. Его эпиграммы часто служили зеркалом, в котором ярко отражались достоинства и недостатки тех, о ком он писал. Гафт не боялся быть резким, но за его словами всегда чувствовался интеллект и особый артистизм, благодаря чему даже колкие строки вызывали не обиду, а восхищение мастерством автора (только если эпиграмма адресована не вам). Вспомним самые колкие эпиграммы Гафта и тех, кому они посвящены.

Михаилу Жванецкому

Спросил однажды вождь страны советской:
«Где Гоголи и Салтыковы-Щедрины?»
И появились Вы на свет, Жванецкий.
И тут, конечно, часть моей вины.

Отношения Валентина Гафта и Михаила Жванецкого были глубокими и многогранными, основанными на взаимном уважении и творческом восхищении. Гафт часто посвящал Жванецкому свои эпиграммы, отмечая его остроумие и талант, а Жванецкий в ответ ценил харизматичность и поэтический дар Гафта. Их дружба была пропитана юмором, который оба мастера слова понимали и ценили. Несмотря на редкие творческие пикировки, их связывали искренние чувства и общий взгляд на жизнь, искусство и человеческие слабости.

Людмиле Гурченко

Ей повезло всё знать, всё мочь,
Хоть водку глушит из стакана.
А карнавальная та ночь
Звездой мигает нам с экрана.
Но всех пока одно тревожит:
Без мата Гурченко не может.

Отношения Валентина Гафта и Людмилы Гурченко были сложными, но в них всегда присутствовала сильная эмоциональная связь. Они работали вместе и восхищались талантом друг друга, однако их разные характеры и взгляды на жизнь порой приводили к напряжению. Гафт посвятил Гурченко множество стихов и эпиграмм, где сочетались острота и признание её гениальности. Их общение нельзя назвать безоблачным, ведь на съемочной площадке бывало всякое. Людмила Гурченко прославилась своими резкими высказываниями и скандальными выходками за кулисами. Гафт, напротив, не одобрял "зарвавшихся" артистов и высоко ценил скромность.

Лии Ахеджаковой

Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова.
Великолепно! В самом деле
Всегда играет на пределе.

Несмотря на разницу в темпераментах, Лия Ахеджакова и Валентин Гафт находили общий язык и часто сотрудничали на сцене и в кино. Гафт ценил уникальный талант Ахеджаковой и её искренность, а она восхищалась его мастерством и остроумием. Их дружба оставалась крепкой даже в периоды творческих разногласий, что говорит о глубоком взаимопонимании и человеческой близости. Теплоту можно заметить даже в этой своеобразной эпиграмме: Гафт не мог обойти талант артистки, пусть и несколько однообразный в силу амплуа.

Армену Джигарханяну

Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

У Армена Джигарханяна было более 280 ролей - и это только в кино! Вполне понятно, что коллеги над его плодовитостью подшучивали. При этом артист играл не только хрестоматийных армян, но и англичан, французов, испанцев, итальянцев, евреев. В его репертуаре есть и злодеи, и праведники и даже (неожиданно!) митрополит киевский.

-2

Олегу Табакову

Чеканна поступь. Речь тверда
У Лелика, у Табакова.
Горит, горит его звезда
На пиджаке у Михалкова.

Эта эпиграмма посвящена больше Михалкову, чем Табакову. Шутка состоит в том, что Табакова часто обходили по части наград и званий, он и не стремился за ними. А вот Никита Михалков всегда держался близко к власти, поэтому преуспевал и получал награды, посты, возможности, которых не было у других артистов. При этом его политические воззрения менялись синхронно с господствующей силой.

Василию Лановому

Не может ведь ни «бе» ни «ме»,
Хотя читаешь Мериме.
Зато в кино на «Офицеры»
Народ валит, как на премьеру.
А что творится, боже мой!
В кино играет Лановой -
Он голубой герой-любовник,
То лейтенант, майор, полковник.
Минут десяток поиграл
И вот он полный генерал.

Гафт иронизирует над излюбленным амплуа актера: он прославился в ролях "человека в погонах". Легендарный фильм "Офицеры" смотрится до сих пор, хотя картине уже больше полувека. При этом есть мнения, что вживую Лановой играет хуже, чем на экране, и немного "застрял" в образе героя-любовника на службе. Судить не берусь, у каждого своя оценка.

Булату Окуджаве

Ну надо же так умудриться,
Как был продуманно зачат,
Что в день такой сумел родиться
Не кто-нибудь, а ты, Булат.
И тут не просто совпаденье,
Здесь тайный знак судьбы самой.
Победы День и день рожденья, —
«Бери шинель, пошли домой!».

Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года. Но тогда этот день еще не был всесоюзным праздником "со слезами на глазах". Правда, уже в те времена Окуджаве пришлось принять участие в другой войне, пусть и менее известной. Его родители, революционные деятели и пламенные партийцы, стали жертвами сталинского террора и были репрессированы. Их сын вырос сиротой под другой фамилией - лишь бы не было ассоциации с "врагами народа". Но трагическая судьба родителей не отразилась на его патриотической позиции: в годы ВОВ он служил в действующей армии. Финальная строка стихотворения принадлежит Окуджаве.

Эльдару Рязанову

Переосмысливая заново
Картины Элика Рязанова,
Скажу: талант его растет,
Как и живот, им нет предела,
Но вырывается вперед
Его талантливое тело!

Все знают фильмы Рязанова - они идут по телевидению круглый год и смотрятся с удовольствием, в отличие от многих современных картин. Но в богемных кругах Рязанова знали не только в роли режиссера. Он был другом, гостем, приятелем. И в этой среде над его фигурой подтрунивали, впрочем, беззлобно. Даже эта эпиграмма не обидела, а насмешила Рязанова.

Любови Полищук

Она красива и комична —
Редчайшее из сочетаний.
Прилично или неприлично,
Шарм — основное содержание.
Она, возникшая из сора,
Из первозданной простоты, —
Так иногда из-под забора,
Торчат красивые цветы.

Гафт намекает на трудную биографию артистки: она родилась в семье простого рабочего, который к тому же имел предрассудки против актерской профессии. Он хотел, чтобы его дочь "получила понятную профессию" и жила с семьей в Омске. Но Любовь после десятого класса собрала вещи и поехала покорять Москву. Не поступила. Вернулась. Но мечту не бросила и выступала в Омске. Даже когда она потеряла голос, сцену не бросила и стала артисткой разговорного жанра. Любовь была уже замужней женщиной и матерью сына, когда наконец-то исполнила давнюю мечту - переехала в Москву и получила роль на эстраде.

Михаилу Боярскому

Зачем ты, Миша, так орешь,
Давно ограбленный еврей?
Ты Д'Артаньяна не тревожь,
Он дворянин, а ты — плебей.

Довольно жесткая эпиграмма была ответом Гафта на политическую деятельность Михаила Боярского. Мушкетер выступал за воскрешение советской цензуры, поддерживал спорные решения правительства, словом, приспособился к идеологической повестке на всех фронтах.

Леониду Ярмольнику

Чего не сделаешь за стольник,
Чтоб овладеть теплом сердец?
Был даже чайником Ярмольник,
Но унитаз – его венец…

Известно, что Леонид Ярмольник, мастер пантомимы, на творческих вечерах часто изображал предметы быта, например, чайник и унитаз. Конечно, такие таланты не могли пройти мимо острого на язык Гафта. Но причина неприязни заключается не только в этом: в богемных кругах Ярмольника недолюбливают за угодливость по отношению к власти.

А какие эпиграммы Гафта нравятся вам? Делитесь мнениями и подписывайтесь, чтобы каждый день радовать себя литературными изысками.