Найти в Дзене
Natalie Efimova

О "внезапном" увольнении директора ГМИИ им. Пушкина Лихачевой

Для меня еще более "внезапным" было назначение этой удивительной персоны на пост, который был унижен и оскорблен тем, что Ирину Александровну Антонову сменила Марина Лошак, которая поставила главными своими задачами "адаптировать музей к современным реалиям и повысить самоокупаемость".

Как она адаптировала и повышала - отдельная история.

Для нас с дочкой музей долгие годы был домом родным. Я школьницей была много лет членом Клуба юных искусствоведов (абсолютно бесплатном), на все выставки, куда ломился народ, проходила с шестого подъезда (и тоже бесплатно).

Естественно, привела туда дочку, как только почувствовала - пора, уже можно и нужно.

У нас были потрясающие руководители кружков, с которыми мы занимались не только в стенах музея, но и ездили в Питер, побывали в Севастополе и еще до 2014 года "наши люди" там открыли детям двери запасников.

А потом наши дети и искусствоведы стали уходить из музея, потому что переносить то, что за детские абонементы стали выкатывать всё большие и большие деньги (надо же "самоокупать"), то, что к старым заслуженным работникам ГМИИ стали относиться, как к предметам мебели, не захотели и не смогли.

Но еще большая жуть - когда зрители уходили, в залах с ценными экспонатами стали устраивать "светские рауты" с распитием и закусками.

Если не верите - не сочтите за труд, пробегите по диагонали одну из моих публикаций времен, когда я исследовала феномен нашей оппозиции, и с изумлением обнаружила, что в нашем музее гуляют не по-детски ее представители. И ГМИИ им. Пушкина стал теперь "домом родным" для них.

Обратите внимание на пост одной гостьи - я скрин привожу. Он прямо так и начинается:

"Бухнуть в Итальянском дворике Пушкинского музея - уже ради этого стоило пойти на бенефис Сергея Мохова по случаю премии..."

Некая Катерина оттуда, из ГМИИ, это пишет.

Я привожу большие куски из монолога премированного.

Что он там несет, думаю, лежит в плоскости предметов для глубокого исследования добрых ангелов в белых халатах:

- Мы, сидя на съемной нашей квартире, 21-22 нам там было, думали – что бы нам такое, какой плакат сделать, чтобы выразить свое "я". Мы придумали: сделали растяжку "Экзистенциальная Россия", сделали майки "Боль и пустота", "Жизнь это боль"... И, я помню, мы с этим вышли где-то на Чистых Прудах, растянули все это еще и перед колоннами, нас все сфотографировали – мы неожиданно оказались в центре. И после этого к нам привлеклось много внимания. Постепенно идея ушла, но, мне кажется, это очень важный момент, потому что это породило целую волну увлечения вот этой вот русской хтонической (заплутал и остановился)... Обозначив эту оптику очень кратко, я хочу обратиться ко второму вопросу. Почему эта материальность и вопросы русской смерти задели не меня одного. Потому что вся эта часть, которую я рассказал могла стать болезненной рефлексией молодого человека.

Колониальность. Тот стыд, который я испытываю, имеет колониальные причины. Потом, когда я уже исследовал похоронную индустрию, был в Калужской области – я понял, что я себя вижу по отношению к тем объектам, которые наблюдаю, точно так же как я вел себя по отношению к семейному кладбищу в селе Ивановское. Мы приезжаем, и я презентирую себя как московский товарищ – для каких-то там региональных захоронений. Собственно, колониальность и критика остатков советского проекта и новой государственности (он постоянно смотрит в два ноутбука, но мысль все равно ускользает)...

Докладчик - слева. Идет за премией.
Докладчик - слева. Идет за премией.

Люди мне потом с изумлением писали:

👏👏👏Автор, я поражен Вашей выдержкой, столь скурпулезно препарировать это зоопарк, еле смог прочесть монологи препарируемого, чуть не стошнило. Какая там премия, какая диссертация? Жуть полная...

Кто хочет подробностей (особенно примечательна причина, по которой это человек попал в ГМИИ) - загляните.

Но предупреждаю - текст не для слабонервных:

Все это было и продолжалось годами.

И не похоже, что прекратилось с заменой Лошак на Лихачеву.

***

Forbes пишет, что их источник в Минкульте сообщил - Лихачева не справилась с управлением ГМИИ. "Мало занималась музеем, много поездок, провокационных выступлений по всем поводам. Ничего положительного в музее не произошло".

Выступления, о которых идет речь, со смаком цитируют СМИ-иноагенты, сразу хайли лайкли нашедшие "истинную причину":

"В середине ноября 2024 года Музей истории ГУЛАГа объявил о временном прекращении работы в связи с выявленными нарушениями пожарной безопасности. Согласно заключению специалистов Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве, нарушения "создают угрозу для безопасности и комфортного пребывания посетителей музея".

Лихачева сразу высказалась по этому поводу: приостановка случилась под "мягко говоря, странным предлогом", решение приняли люди, которые "не понимают, что они делают".

- В общем, я сделаю вывод, что это глупость. Говоря словами товарища Сталина, глупость, граничащая с преступлением".

*

Некоторые говорят, что, возможно, последней каплей стало то, что ГМИИ под руководством Лихачевой "НЕ УСПЕЛ оформить произведения для вывоза в Китай на большую сборную выставку из российских музеев, первую после отмены культурных обменов".

Мне, если честно, все равно, какая из причин какой каплей стала.

Главное - это, наконец, произошло.

***

Утром в ТГ-канале министра культуры Ольги Любимовой появилась фотография нового директора музея.

-2

И короткой характеристикой:

"Директором ГМИИ им. А. С. Пушкина назначена Ольга Галактионова

С 2021 года возглавляла РОСИЗО. Под ее руководством были созданы такие крупные выставочные проекты, как "Кукрыниксы. 100 лет", "Филонов. Художник мирового расцвета", "Бессмертие подвига", а также "ДК СССР" - лауреат первой Национальной премии в области музейного дела имени Д. С. Лихачева.

Кроме того, РОСИЗО проводил активную работу в новых регионах России: были открыты детские центры, Музей кино в городе Шахтерске Донецкой Народной Республики.

Желаю успехов на новом посту!"

***

Не верю своим глазам.

И думаю - неужели настанет день, когда нам с дочерью и нашим многочисленным друзьям по кружкам ГМИИ (а у нас сложилась там большая настоящая семья), захочется снова переступить порог любимого музея, который в буквальном смысле слова осквернили его последние руководители?

-3

На этом снимке Максима Кардопольцева, который, видимо, внимательно следил за "творчеством" теперь уже бывшего директора музея, я пыталась угадать, что нависает над ее головой.

Так и не угадала. Но знаю, что ничего подобного в храме искусства, много лет осенявшегося светлыми крыльями Ирины Антоновой, не должно было быть.

Никогда.

________________

Вот здесь мы с вами можем встречаться, если что - https://t.me/NataliaEfimovaZen

Чтоб не потеряться.