Диалоги — это двигатель сюжета, инструмент раскрытия персонажей и способ удержать внимание читателя. Но написать диалог, который звучит живо и органично, — задача не из лёгких. Часто в текстах можно встретить слишком прямолинейные, скучные или излишне "правильные" диалоги.
Есть один ключевой приём, который поможет сделать ваши диалоги более динамичными. Он называется — подтекст. В этом приёме заключена огромная энергия, которая превращает обычные диалоги в мощные и заряженные, а в отдельных случаях даже — "тарантиновские".
Давайте разбираться, как он работает.
Что такое подтекст?
Подтекст — это то, что стоит за словами. Когда люди разговаривают, они редко говорят всё прямо. Вместо этого они:
- намекают,
- уходят от ответа,
- используют сарказм, недомолвки или иронию,
- говорят одно, но подразумевают другое.
В жизни подтекст делает общение многослойным, а в литературе и кино — добавляет драматизм, конфликт и интригу.
Пример "плоского" диалога
— Ты не позвонил мне вчера.
— Забыл.
— Я волновалась.
— Ну, извини.
Такой диалог скучен. Он передаёт информацию, но не вызывает эмоций, не раскрывает героев и не двигает сюжет.
Тот же диалог с подтекстом
— Ты не позвонил мне вчера.
— Был занят.
— Сильно занят?
— Тебе виднее.
Теперь разговор звучит иначе. Подтекст создаёт напряжение: читатель понимает, что за словами скрывается недовольство, обида или скрытый конфликт.
Пример диалога из фильма Тарантино
Пример "иконического" диалога — в начале фильма "Бешеные псы". Герои разговаривают о песне Мадонны "Like a virgin". И, казалось бы, что в этом может быть интересного? Но энергия здесь возникает из того, что все участники спора пытаются стать лидерами собранной банды. Этот подтекст проникает в ткань диалога и делает его таким интересным.
Как добавить подтекст в диалоги?
- Дайте персонажам цель в разговоре.
У каждого героя должна быть своя мотивация: один хочет оправдаться, другой — вывести на чистую воду. Это автоматически сделает диалог интереснее. - Используйте действия и жесты.
Персонажи не просто говорят, они выражают свои эмоции невербально:
"Она скрестила руки на груди и откинулась на спинку стула."
"Он собирал и разбирал ручку, избегая смотреть ей в глаза." - Позвольте персонажам не отвечать прямо.
Вместо прямого ответа герой может сменить тему, задать встречный вопрос или выразить эмоцию. - Добавьте конфликт.
Даже в дружеском разговоре могут быть разногласия. Это делает диалог более напряжённым и живым. - Играйте с тоном.
Один и тот же текст можно произнести по-разному: иронично, саркастично, весело или холодно. Укажите на это в описаниях.
Пример превращения обычного диалога в динамичный
Возьмём простой информативный диалог:
— Ты получил моё письмо? — спросила она.
— Да, — подтвердил он.
— Почему не ответил?
— Был занят.
Такой обмен репликами передаёт информацию, но не даёт глубины персонажам и не вызывает эмоций у читателя.
Теперь добавим конфликт (она напряжена, он безразличен) и жесты:
— Ты получил моё письмо? — она скрестила руки на груди, словно готовясь к худшему.
— Получил, — он откинулся на спинку стула, глядя в окно.
— И?
— Был занят, — его пальцы постукивали по краю стола, как будто разговор его утомлял.
Диалог стал живее, и в голове стал рисоваться образ участников. А если ещё сюда и цель добавить. Например, она хочет вывести его на чистую воду, а он пытается этого избежать.
— Ты получил моё письмо? — она улыбнулась, но её голос звучал слишком мягко, чтобы быть искренним.
— Получил, но не успел прочитать ещё, — его взгляд скользнул к двери, словно он искал путь к бегству.
— Я знаю, ты читал его.
— Не полностью, — пожал он плечами. — У меня было много дел.
— Конечно, дела, — она подняла бровь. — А записку своему другу ты тогда отправил случайно? Не потому, что хотел синхронизировать ваши воспоминания о вчерашнем вечере?
— Откуда ты?.. — он прервался, глядя на исписанный его почерком листок в её руках.
Когда понимаешь цели героев в диалоге, и писать его становится проще.
---
Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.
❤️🔥 Понравилась статья? Лайк и подписка с вас!