Сравнение детей с другими это, наверное, самое жёсткое, что можно получать от родителей или передавать своим детям. Родители, скорей всего, делают это из идеи о благе для ребёнка, полагают, что таким образом они мотивируют их чадо к развитию. но всё далеко не так. Что же происходит, когда родители сравнивают ребёнка с тем, кто лучше его? Через сравнение родитель, не желая того, формирует в ребёнке ощущение своей неполноценности, ощущение себя «недо…»: недостаточно умный, недостаточно красивый, недостаточно спортивный, недостаточно послушный, недостаточно аккуратный и тд. Такое восприятие себя так глубоко прописывается в психике, что на протяжении всей жизни будет сопровождать и оказывать влияние. Попробуем чуть более подробно разобраться с возможными последствиями сравнения:
1) У ребёнка начинает формироваться понимание того, что он не достоин любви. Так как его постоянно сравнивают, возникает ощущение, что тот с кем сравнивают, достоин любви, а он не достоин. Возникает ощущение, что его бы любили бы, если бы… Взрастает понимание об условной любви, любви которую надо постоянно достигать, заслуживать, доказывать своё право на её получение.
2) Утрата своей идентичности. Один из векторов развития заключается в том, что ребёнок, а в последующем взрослый стремятся доказать всему миру, что он успешный, хороший, правильный, интересный и т.д.… В попытке доказать что-то у такого человека происходит разрыв со своими желаниями, потребностями, он перестаёт чувствовать себя. Его жизнь становится, подчинена этому доказательству, которого никогда не сможет произойти. И как следствие в такой жизни будет мало места для радости, удовлетворённости, счастья, любви к себе...
3) Сравнения себя во взрослой жизни.Человек начинает себя все время сравнивать с теми кто лучше - подкрепляя раз за разом свою неполноценность. Например, сегодня он зарабатывает 50 тыс.руб., а смотрит на тех кто зарабатывает 100. Когда заработает 100, смотрит на тех, кто зарабатывает 200 и так до бесконечности. И эта схема будет действовать, пока человек не изведет себя, обрекая себя на загнанность, несчастливую жизнь полную недовольства и в ощущении своей никчемности. Это может проявляться в чём угодно: спорт, одежда, достижения на работе, смена машин.
4) Такой человек не будет принимать себя. Еще один из векторов (чаще встречается у девочек). Тут очень простая логика. Если родители (самое близкое окружение) не принимали своего ребёнка таким, какой он есть, может ли он сам в последующем принимать себя? А последствий непринятия себя тьма: неуверенность, требовательность, недоверчивость, агрессивность, перфекционизм, игнорирование своих физических и эмоциональных потребностей, а значит износ тела или психики.
Это как информационный вирус, который подселился однажды в наш процессор и продолжает там находиться, принося вред. И очень важно:
1) если мы обнаруживаем этот «вирус» у себя, начать подмечать его проявления;
2) перестать подпитывать этот «вирус» сравнением себя с другими;
3) перестать множить этот «вирус» в мире – не сравнивать других людей между собой.
Следующие возможные последствия, которые могут возникнуть в результате сравнения:
5) Заниженная самооценка. Раз, за разом слушая, что кто-то лучше, человек усваивает идею, что другие лучше, чем он. И с такой идеей у человека формируется не совсем адекватное восприятие себя - заниженная самооценка. Последствий, заниженной самооценки огромное множество. Но выделю одно из них. С такой самооценкой человек вряд ли сможет реализовать свой потенциал.
6) Утрата интереса к деятельности. Если ребёнку раз указали на то, что его успехи оставляют желать лучшего, второй раз, третий, то происходит понимание тщетности своих усилий, что он не может быть успешным и в этом деле он неудачник. А кому нравиться себя чувствовать себя неудачником? Никому. Какой смысл продолжать раз за разом чувствовать себя неудачником? Нет смысла. И деятельность утрачивает привлекательность. Собственно, в глобальном смысле, одна из причин утраты интереса ребёнка к учёбе (но сейчас не об этом).
7) Ненависть, зависть, злорадство по отношению к другим. Ещё более трагичное и травматичное, когда родители сравнивают между собой братьев и сестёр, игнорируя то, что дети абсолютно разные: у каждого свой характер, тип личности, подвижность психики и другие показатели. Или когда в школе учителя ставят кого-то в пример, то может возникать такая тихая злоба в отношении этого примера. А при неудачах этого ребёнка-примера, будет возникать некое чувство радости (злорадство). Каждый раз, взаимодействуя с более «лучшим» родственником или ребёнком, которого ставили в пример, может возникать ощущение, что его любят больше, что я какой-то неправильный.
8) То ощущение своей неполноценности, которое очень часто появляется в результате сравнения, может стать причиной зависимого поведения. Когда у человека сформировано ощущение неполноценности, человек пытается заполнить эту дыру, чем-то компенсировать. Это ощущение как кровоточащая рана, которая требует пластыря. И таким удобным пластырем часто становится алкоголь или другие вещества.
Вот, наверное, основные последствия, которые могут проявиться в результате сравнения кого-то с кем-то. Может одно последствие проявиться в последующей жизни, может сразу несколько, а может, если повезёт и не проявиться. Но а если проявятся? С таким восприятием себя, с таким восприятием мира, выходя в большую жизнь, сможет ли такой человек найти счастье? Сомневаюсь. В связи с вышесказанным, пожалуйста, уберите сравнения из своей жизни: не сравнивайте своих детей с детьми подруги или одноклассниками, не сравнивайте друзей и знакомых друг с другом, не сравнивайте себя с кем-либо это всегда, помимо некоторой сомнительной мотивационной пользы, несёт скрытый вред. Единственное сравнение, которое допустимо это сравнение с самим собой и желательно в конструктивном, поддерживающем ключе. Если это ваш ребёнок то можно сказать ему: «Вот смотри, на этой неделе у тебя только три двойки, а на прошлой неделе было пять двоек. Значит, ты делаешь успехи. Молодец!» А себе можно задать вопрос: «А в прошлом месяце (году) я также проявлялся в отношении этого вопроса? Также реагировал? А как бы я хотел реагировать через месяц?»
Случай из практики. На реабилитации сопровождал зависимого человека. И в результате общения выявили такую связь. Когда он был ребёнком, он очень хорошо учился, всего пара четвёрок было. Но его брат был круглым отличником. И собственно с этим братом его всё время и сравнивали. И таким образом, через сравнение родители взрастили зависть у своего ребёнка. Как он рассказывал, что сначала он завидовал только брату, а потом и другим ребятам в школе. Причём, не важно чему. Просто завидовал. Завидовал шмоткам, завидовал внешности, завидовал успехам и т.д. После школы зависть (вирус ума) никуда не делась он начал завидовать тем, кто имеет машину, квартиру, красивую девушку и тп. Зависть стала неотъемлемой частью личности человека. По итогу, такая зависть стала причиной набора мыслей о том, что всё можно решить деньгами, что он не хочет завидовать, что нужно это решать как можно быстрее и чтоб быстро решить эти вопросы можно сделать несколько ставок на спортивные игры, что в итоге привело к игромании (лудомании). Так, из сравнения родилась зависть, а та в свою очередь стала причиной зависимости.