Найти в Дзене

Самостоятельность. Сепарация.

Важная часть развития и становления личности – процесс научения и нарабатывания самостоятельности. Случается, что родители стремясь воспитать уверенного в себе и счастливого человека «упускают» момент, где пора бы и отпустить его в «чисто поле», например, одного гулять во дворе с другими ребятами. Происходит это по разным причинам: - страхи (а вдруг с ним что-то случится, ушибется, кто-то обидит, укусит собака и т.п.), - нерациональные установки и убеждения (меня родители до третьего класса никуда одного не отпускали, во дворе нет достойных друзей для моего ребенка, и т.п.), - эмоциональная незрелость и привязанность к ребенку (да как я без него?!! И что с ним будет без меня ?!!) и много чего еще, как говорится у каждого своё уникальное устройство внутренней Вселенной. Все эти мысли можно научиться отслеживать в себе, выстроить к ним другое отношение или вовсе скорректировать на нужные, рациональные, тем самым перестав вгонять себя в постоянную тревожность и гиперконтроль за детьми – з

Важная часть развития и становления личности – процесс научения и нарабатывания самостоятельности.

Случается, что родители стремясь воспитать уверенного в себе и счастливого человека «упускают» момент, где пора бы и отпустить его в «чисто поле», например, одного гулять во дворе с другими ребятами. Происходит это по разным причинам:

- страхи (а вдруг с ним что-то случится, ушибется, кто-то обидит, укусит собака и т.п.),

- нерациональные установки и убеждения (меня родители до третьего класса никуда одного не отпускали, во дворе нет достойных друзей для моего ребенка, и т.п.),

- эмоциональная незрелость и привязанность к ребенку (да как я без него?!! И что с ним будет без меня ?!!) и много чего еще, как говорится у каждого своё уникальное устройство внутренней Вселенной. Все эти мысли можно научиться отслеживать в себе, выстроить к ним другое отношение или вовсе скорректировать на нужные, рациональные, тем самым перестав вгонять себя в постоянную тревожность и гиперконтроль за детьми – забирая у себя энергоресурсы, а у ребенка счастье самостоятельной жизни.

-2

Младенец полностью зависим от родителей, однако постепенно, вырастая, он должен пройти путь собственных решений и научиться справляться с трудностями. Это можно представить в виде метафоры, когда дитя – словно маленький птенец, что растёт под заботой своих родителей получая от них питание, защиту и по мере роста учится летать, становясь сильной, здоровой птицей, что повзрослев навсегда покидает родительское гнездо строя свой, уникальный маршрут жизненного полёта.

Вернемся в мир людей:

Малыши: первые шаги независимости – это когда они учатся ползать, затем ходить, пробуют делать что-то сами, например, снимать или надевать одежду, есть ложкой, пить из чашки. Важно поддерживать его стремление, даже когда весь кефир уже на полу, или щедро размазан по столу.

-3

Мантра для родителя в эти сложные моменты примерно содержит следующее: «Я понимаю, что малыш только учится, он сейчас развивает чувство собственного "я" и уверенность в своих силах.».

N.B.! Порой дети испытывают страх перед «отделением» от родителей, особенно если они испытывали стресс по этому поводу ранее, например, разлука с матерью, резкое отлучение от грудного вскармливания. В таких случаях важно быть чутким, анализировать поведение ребенка и постараться создавать безопасную и поддерживающую среду, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Сформируйте для себя чёткое понимание значимых жизненных ценностей и уже начинайте постепенно вкладывать это в  ребенка, без навязчивости, аккуратно, капля за каплей, возможно это станет ощутимой подушкой безопасности для вашего будущего подростка.

-4

Дошкольники: дети всё чаще играют без участия взрослых, учатся дружить, находить общий язык с другими людьми, решать конфликты – и это тоже часть пути к самостоятельности и отделению от родительского опекунства.

-5

Школьники: этап, что учит быть ответственным за свои дела, обязанности, как выполнение домашних заданий, соблюдение режима дня (понимание в какой день какие кружки/секции он посещает, подготовка к ним). Как и в более ранние периоды родители сопровождают ребенка на этом пути, помогая справиться с новыми вызовами, давая возможность самому принимать решения.

-6

Подростки: Манифест независимости, своего мнения и стиля. Споры с родителями, отказы и сопротивления следовать советам родителей – всё так. Это время активного поиска своей идентичности, своего места в обществе, формирование собственных ценностей. Возможность выражать свои мысли, чувства очень ценно для них, здесь очень тонкий лёд, по которому нужно дать пройти подростку самому.

-7

N.B. Пренебречь чрезмерным контролем и давлением, давая пространство для внутреннего развития ребенка, возможность ему совершать ошибки и учиться на них, но при этом дать ему чёткое понимание, что дом и родители – место его безопасности и поддержки (где не будут физически или морально уничтожать, а помогут найти вместе выход из сложной ситуации, иногда просто молча обнимут и тем самым дадут ощущение понимания, любви и принятия).

Итак, всё это время вы читали о самостоятельности и отделении от родителя, то есть о сепарации.

Ещё раз, сепарация помогает ребёнку:

1) Развивать уверенность в себе;

2) Учиться принимать решения;

3) Становиться самостоятельной личностью;

4) Справляться с трудностями без постоянной помощи взрослых.

5) Учит родителей быть зрелыми взрослыми, заботиться и думать о себе самих, занимать себя, быть в комфорте с собой вместо глубинного погружения в жизнь ребенка и полного растворения в нем (со следствием глубокого переживания синдрома «опустевшего гнезда»).

6) Даёт возможность развивать гибкость и строить новые отношения с выросшим ребенком: за место «родитель – ребёнок» создать адекватный альянс «взрослый – взрослый».

В каком-то смысле этот процесс нужен всем членам семьи – способствуя развитию здоровой независимости, становлению и укреплению личности способной успешно адаптироваться к жизни в обществе.

-8

Feci quod potui faciant meliora potentes.

Психология и я. Мой путь в профессию.

Клинический, семейный психолог. КПТ, EMDR/ДПДГ, травматерапия, гипнотерапия, терапия через метафору, МАК.

Скатова Анастасия Васильевна 890057252984