Найти в Дзене
Yamaha Music

Как делают литавры?

Оглавление

В статье "Что такое литавры?" мы рассказали об истории появления литавр. Ниже описан процесс изготовления этих необычных инструментов.

Производство литавр
Производство литавр

Из чего делают котёл?

Котел литавр изготавливается из меди. Также для создания некоторых моделей используют армированный волокном пластик (FRP) и алюминий. Медь податлива, относительно легко растягивается и принимает нужную форму, позволяя создавать чаши, обладающие глубоким тембром и долгим сустейном. Также она обладает прекрасным звуковым резонансом и давно применяется в производстве котлов литавр. Однако технологии производства литавр существенно изменилась за последние годы.

От пластины до чаши

Сначала плоская медная пластина толщиной несколько миллиметров подгоняется под нужный размер и обрезается по кругу.

Обрезка заготовки по форме круга
Обрезка заготовки по форме круга
Технологическое отверстие в центре пластины
Технологическое отверстие в центре пластины

Далее следует процесс раскатки металла. Плоская медная пластина и специальная форма вращаются на большом станке в продольном направлении. Ролик прижимает пластину к форме. В итоге пластина приобретает округлую форму чаши.

Установка медной пластины на станок
Установка медной пластины на станок
Постепенное углубление пластины
Постепенное углубление пластины

Как только пластина начинает принимать нужную форму, ее снимают со станка и отжигают. Это необходимо для того, чтобы избежать появления складок и трещин на чаше, так как медь быстро затвердевает.

В процессе формовки котёл выглядит как НЛО
В процессе формовки котёл выглядит как НЛО

Деформационное упрочнение – что это?

Хотя медь – довольно мягкий материал, при механической обработке она затвердевает. Это называется «деформационное упрочнение». Если вы будете сгибать и выпрямлять проволоку снова и снова, она в конце концов сломается. Но если подвергать материал нагрузке, происходит его упрочнение. Поэтому для размягчения материала во время обработки его снова и снова подогревают открытым огнём.

Почти готовый котёл
Почти готовый котёл

Отжиг, полировка и покрытие лаком

После того как котёл сформирован, его снова отжигают и стабилизируют форму. Когда чаша нагревается, она вступает в реакцию с кислородом. Окисление придаёт поверхности специфический пятнистый цвет. Однако эта пестрота легко устраняются в процессе полировки. Сначала чашу шлифуют, чтобы придать гладкость поверхности.

Полировка внутренней поверхности
Полировка внутренней поверхности
Для внешней полировки используется шлифовальная бумага
Для внешней полировки используется шлифовальная бумага

По завершении шлифовки начинается процесс полировки. Когда литавра звучит, воздух внутри неё тоже вибрирует. Поэтому обработка внутренней стороны котла также важна для чёткой атаки и чистого звучания.

Затем следует чистка котла. К отверстию на дне прикрепляется скоба, за которую котёл подвешивается и погружается в чан с водой для мытья. Воздух внутри выходит, когда чаша быстро колеблется вверх-вниз для промывки.

Вымытый котёл, подвешенный за скобу
Вымытый котёл, подвешенный за скобу

После промывки влага с поверхности вытирается, и чашу оставляют на какое-то время подвешенной для просушки. После высыхания котёл покрывают лаком в специальной камере, с защитой от пыли. Наконец-то котёл готов и блещет новизной!

Медные котлы, покрытые лаком
Медные котлы, покрытые лаком

Зачем нужна ковка?

Некоторые модели имеют рельефную структуру и называются коваными. Специальный молот используется для ковки. Уплотняющие удары наносятся по всей поверхности котла. Подобный приём при производстве делает метал плотнее, что отражается на звучании инструментов.

Кованые литавры имеют насыщенный, «густой» и проникновенный звук
Кованые литавры имеют насыщенный, «густой» и проникновенный звук

Время сборки!

Важнейший механизм прячется в основании инструмента.

Установка стержней натяжения в основание литавры
Установка стержней натяжения в основание литавры

Финальный этап изготовления литавр – сборка. Основание литавры переворачивается, и через круглое отверстие в центре пропускаются стержни натяжения. Они крепятся к литаврам в радиальном направлении. Этот механизм можно назвать сердцем литавры, так как именно он позволяет изменять высоту тона.

Взаимосвязь стержней натяжения и высоты звучания

Стержни натяжения работают вместе с настроечными стержнями, изменяя натяжение пластика. При натяжении стержней пластик также натягивается. Благодаря этому инструмент звучит выше. При этом педаль становится тяжелее, её сопротивление усиливается. Поэтому производится тонкая настройка угла расположения стержней, учитывающая как строй, так и удобство для исполнителя. Подробнее о работе механизма можно прочитать тут.

Стержни натяжения
Стержни натяжения
Настроечный винт
Настроечный винт

Баланс всех восьми стержней натяжения точно отрегулирован, чтобы натяжение пластика было равномерным. Если регулировка хотя бы одного стержня собьётся, педаль перестанет работать плавно, что скажется на удобстве исполнения.

После регулировки снизу литавру переворачивают и устанавливают трос, ведущий к индикатору настройки. Как и тормозной трос на велосипеде, этот трос проходит через литавру и при нажатии на педаль натягивается, изменяя показания на индикаторе.

Котёл располагают на станину, устанавливают пластик, и литавра готова.

Итоговая настройка

Ударяя поочерёдно в области настроечных винтов, мастер проверяет строй при помощи тюнера. При необходимости винты затягиваются и ослабляются, чтобы высота тона была одинаковой вне зависимости от места удара.

Итоговая настройка литавр
Итоговая настройка литавр

Подробнее о работе педального механизма, который изменяет высоту тона литавр, читайте в статье "Как работают литавры?".

Кратко об истории появления литавр вы можете узнать в статье "Что такое литавры?".