Найти в Дзене
ForPost. Лучшее

Опубликована расшифровка «чёрных ящиков» Embraer, в крушении которого обвиняют Россию

Оглавление

"Чёрные ящики" самолёта Embraer-E190 авиакомпании "Азербайджанские авиалинии" (AZAL), рухнувшего 25 декабря 2024 года в Актау, расшифрованы. Данные с бортовых самописцев обнародованы и неоднозначны.

О том, какую неудобную правду вскрыли "чёрные ящики", — в материале ForPost.

Первый сигнал тревоги

Полная версия разговора экипажа самолёта с диспетчерами опубликована на сайте интернет-издания Baza. Время указано московское.

В расшифровке сказано, что самолёт начал посадку в Грозном в 7:36 утра. Проблемы на борту возникли в 7:56 утра:

"<…> потерян сигнал обоих GPS. Не можем выполнить RNAV заход. Просим векторение для захода NDB, Азербайджан 8-2-4-3".

Диспетчер принял эту информацию:

"Азербайджан 8-2-4-3, понял, ожидайте заход NDB V ВПП 26".

Борт зашёл на второй круг.

В 8:05 диспетчер сообщил о метеоусловиях в Грозном:

"Азербайджан 8-2-4-3, за четвёртую минуту: метеорологическая видимость 3300 м, облачность сплошная, нижний край 240 м, дымка".

Экипаж принял решение снижаться. В 8:10 диспетчер сообщил:

"Азербайджан 8-2-4-3, удаление 12 километров, подходите к глиссаде, ветер тихо, полоса 26, посадку разрешаю. Огни ВПП (взлётно-посадочной полосы) включены".

Несмотря на это, в 8:11 члены экипажа сообщили, что самолёт следует в аэропорт вылета — в Баку. Диспетчер уточнил информацию:

"Азербайджан 8-2-4-3, подтвердите, уходите на Баку, запасной".

В 8:12 члены экипажа подтвердили эту информацию, а в 8:14 сообщили диспетчеру, что "в самолёт попала птица".

В 8:16 ситуация на борту усугубилась:

"Грозный, отказало управление. Удар птиц в кабине..., удар птицы и в кабине два кресла взорвались".

Видео: паблик "Авиационные новости 24" в ВКонтакте

Диспетчер отреагировал незамедлительно:

"Какая помощь вам нужна?".

Члены экипажа спросили о погоде на запасном аэродроме в Минеральных водах. В этот момент связь стала барахлить ― диспетчер плохо слышал то, что говорил командир воздушного судна.

После нескольких уточняющих вопросов решение было принято:

"Борт порядок. Следуем на Минводы".

Курс на Баку

В 8:20 члены экипажа сообщили диспетчеру, что самолёт теряет высоту, отказала гидравлика. Они запросили данные по ситуации на запасном аэродроме в Махачкале.

В 8:23 эта информация была предоставлена:

"Азербайджан 8-2-4-3, погода Махачкалы: ветер 310 градусов, 2 метра в секунду, видимость 3 тысячи 300 метров, нижний край 750 метров, дымка, QNH 10-26 гектопаскалей, полоса в работе 32".

В 8:24 диспетчер задал важный вопрос:

"Азербайджан 8-2-4-3, подтвердите, объявили бедствие?".

Члены экипажа ответили вопросом на вопрос:

"Не понял? Не понял, подтве...".

Диспетчер переспросил:

"Азербайджан 8-2-4-3, борт порядок?".

Ответ был таким:

"Борт порядок. Разрешите на этой высоте идти".

В 8:27 к разговору подключились российские диспетчеры из других аэропортов:

"Добрый день, 8-2-4-3, Ростов-Контроль".

К этому моменту ситуация с самолётом была плачевная: по данным членов экипажа у воздушного судна "отказало рулевое управление". Несмотря на это, в 8:28 члены экипажа сообщили диспетчеру, что планируют следовать в Баку.

Диспетчер поинтересовался:

"Какая помощь нужна?".

В ответ:

"Пока никакая помощь не нужна, следую на Баку".

В 8:33 члены экипажа сообщили об отказе гидросистемы:

"Рулевое управление — управляем РУДами (рычаг управления двигателем ― прим. ред.)".

Диспетчер предложил сесть в Махачкале:

"Рекомендация, юго-восточнее от вас в 160 км Махачкала располагается, технически годен, готовы принять. Ваше решение?".

В ответ члены экипажа запросили метеоданные по Баку. Эта информация была предоставлена в 8:34:

"Баку фактическая погода за 30 минут: ветер 320 гр 14 узлов, видимость более 10 км. Облачность значительная на 660, поправка 960 м, температура 9, точка росы 5. QNH 1-0 27 гПа, без значительных изменений на 2 часа".

Получив метеосводку, члены экипажа запросили погоду в Махачкале. Им сообщили следующее:

"Фактическая погода Махачкалы за 30 минут ветер 320 гр 2 м в секунду, видимость 4800 м дымка, облачность незначительная 180 м, сплошная облачность 720 м, температура 7, точка росы 5. QNH 1-0 2-6 гПа, в работе полоса 30, живая эффективность торможения хорошая, без значительных изменений на 2 часа и QBB 180 м".

В ответ диспетчер получил сообщение:

"Нет, следуем в Баку".

Жёсткая посадка в Актау

Далее диспетчер запросил информацию о том, в какие двигатели попала птица, что с бортом. Эта информация поступила в 8:39:

"Ростов Азербайджанский а-а 83-43, через 2-43, (топлива) на борту 3-830, двигатели работают, отказала система управления элеронами и рулём высоты".

Члены экипажа запросили данные о погоде в аэропорту Актау. В 8:41 диспетчер сообщил:

"Фактическая погода Актау uniform (alpha tango echo) за 30 мин. ветер 0-40 гр 6 м/с, видимость более 10 км, облачность значительная на 1080 м, температура 4, точка росы -1, QNH 1-0-2-7 гПа, без значительных изменений на 2 часа".

В 8:45 диспетчер поинтересовался о том, какая помощь нужна на земле. Члены экипажа попросили пожарных, эвакуационные службы, врача.

В 8:52 члены экипажа забили тревогу:

"Так, у нас ситуация такая. Кислород заканчивается в кабине пассажирской. Значит, там взорвался кислородный, по-моему, баллон. А, значит, запах топлива идёт. А, пассажирам некоторым... а, значит, теряют сознание. Разрешите, мы пойдём на меньшей высоте?".

Диспетчер отреагировал незамедлительно:

"Информацию принял, взорвался кислородный баллон, кончается кислород, теряют сознание пассажиры".

В 9:02 самолёт "подхватили" диспетчеры казахстанского аэропорта. После получения всей необходимой информации борт пошёл на снижение. Последнее сообщение от членов экипажа поступило в 9:27:

"Принято, Азербайджан 82-43".

После этого самолёт совершил жёсткую посадку. Погибли 39 человек, в том числе члены экипажа, 28 человек получили ранения.

Видео: паблик Aurora_Media в ВКонтакте

Выжившая пассажирка рассказала телеканалу 360, что в момент жёсткой посадки происходило на борту:

"Предупредили, что будет жёсткая посадка. Когда начали падать, я закрыла иллюминатор, сделала из куртки подушку, положила перед собой и закрыла глаза. Услышала взрыв. Я поняла и приняла, что сейчас сгорю. Потом шум, гул, я ударилась об кресло и потеряла сознание. Когда пришла в себя, нога зацепилась за кресло. В самолёте никого не было, я начала вытаскивать ногу, вылезла из самолёта. Там уже встречали спасатели".

Сейчас жизни и здоровью девушки ничего не угрожает.

Игра в политику

В расшифровке, опубликованной выше, важно обратить внимание на три важных факта:

  • члены экипажа не объявили ЧС на борту;
  • диспетчеры предлагали резервные аэродромы в России, но командир экипажа следовал обратным курсом ― в Баку;
  • именно члены экипажа сообщили о попадании птицы в двигатель самолёта и взрыве кислородного баллона, российские власти озвучили их версию.

Напомним, ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев обвинил Москву, которая говорила про птиц и баллоны, в сокрытии истинной причины авиакатастрофы:

"Попытки государственных структур России замять этот инцидент и настаивать на абсурдных версиях вызывают у нас и удивление, и сожаление, и справедливое возмущение. Ясно как день то, что самолёт был приведён в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы. Очевидно и то, что самолёт был повреждён в результате огня, открытого с земли. Но почему самолёт был отправлен в Актау? У нас пока нет информации об этом. Это произошло по решению местных диспетчеров, либо пилоты поняли, что средства радиоэлектронной борьбы в воздушном пространстве России уже не позволят им приземлиться, и сами сделали этот выбор? <…> вина за то, что азербайджанские граждане погибли в этой катастрофе, лежит на представителях Российской Федерации. <…> мы требуем справедливости, мы требуем наказания виновных, мы требуем полной прозрачности и человеческого поведения".

Президент Владимир Путин 28 декабря 2024 года в телефонном разговоре с Алиевым извинился за то, что инцидент с самолётом произошёл в воздушном пространстве нашей страны.

Глава российского МИДа Сергей Лавров уверен: информация с "чёрных ящиков" поможет объективно расследовать дело о крушении самолёта.

"Мы открыли "чёрные ящики", их содержимое уже дало немало интересной информации, содержание которой лишний раз убеждает, что нужно дождаться полноценного расследования", — приводит RTVI слова главы российского внешнеполитического ведомства.

Политолог Сергей Марков также считает, что вновь вскрывшиеся обстоятельства "будут способствовать объективному расследованию уголовного дела", возбужденного по факту крушения самолёта.

"Россия и Азербайджан, и Казахстан, и Бразилия заинтересованы в объективном расследовании причин катастрофы и в сотрудничестве друг с другом. Чтобы никогда такая катастрофа не повторилась. И потому что Россия, Азербайджан, Казахстан и Бразилия — друзья, и их лидеры — ответственные государственные деятели", — высказал свою точку зрения Марков.

Позиция СК: версию работы ПВО проверят

После обнародования расшифровки "чёрных ящиков" в Следственном комитете РФ заявили:

"Следствием налажено взаимодействие с компетентными органами Азербайджанской Республики и Республики Казахстан. Во взаимодействии со специалистами Межгосударственного авиационного комитета изучаются полученные в Бразильском центре расследования и предотвращения авиационных происшествий (SENIPA) данные с самописцев воздушного судна. Анализируются переговоры диспетчеров Грозного, Махачкалы и Минеральных Вод с командиром воздушного судна. Назначена комплексная авиационно-техническая экспертиза. Изучается состояние всех систем воздушного судна, а также вещественные доказательства".

Версия повреждения самолёта российским ПВО не сбрасывается со счетов: назначена комплексная комиссионная организационно-техническая судебная экспертиза, сказано в сообщении СК РФ.

Напомним, в то время, когда самолёт запрашивал посадку, "Чечню, Грозный, Моздок и Владикавказ атаковали украинские боевые беспилотные летательные аппараты, и российские средства ПВО отражали эти нападения", сказано в сообщении Кремля от 28 декабря 2024 года.

Политолог Марков предположил:

"Пилоты не знали про налёт БПЛА ВСУ и не понимали, какова причина отказа управления и осколков. Они предположили и сказали диспетчерам, что это могли быть птицы и взрыв баллона на борту. Пилотам диспетчеры предлагали садиться в Махачкале — это недалеко от Грозного. Но пилоты почему-то решили всё же лететь в Баку, а потом в Актау".

Следствием будут даны все исчерпывающие ответы: "прорабатываются все возможные версии причин трагедии".

Напомним, летевший из Баку в Грозный самолёт Embraer 190 совершил жёсткую посадку в аэропорту Актау утром 25 декабря 2024 года. На борту находились 62 пассажира и пять членов экипажа. Выжили 29 человек, в их числе девять россиян. Всего на борту, согласно спискам, находились 16 российских граждан.

Роберт Вочовский