11 лет назад, 22 декабря 2014 года, был основан образовательный фонд "Талант и успех". В управление этого фонда были переданы многие объекты олимпиады в Сочи, которые стали объективно бесполезны сразу после её окончания. Фонд теперь управляет образовательным центром "Сириус", лицеем, университетом (который до сих пор строится), несколькими отелями и ещё кучей всего. Деньги на всё это фонду, несмотря на давние обещания создать эндаумент, способный финансировать фонд без госучастия, выделяются по большей части бюджетом и компаниями, частично или полностью контролируемыми государством.
Зато оно, так или иначе, работает. Для многих детей из провинции попадание на смену в "Сириус" - это шанс поработать с выдающимися преподавателями, да и просто увидеть, как оно бывает. Если в родном городе нет кружка, а учителя не слишком умудрены знаниями - это может быть по-настоящему важным толчком к будущей деятельности ученика.
Конечно, когда здесь речь заходит о работе с талантами, то всегда начинаются разговоры о том, что талантов 1%, а массовое образование якобы должно быть нацелено на большинство. В реальности, конечно, работа с одарёнными детьми охватывает от 5 до 20% - а как раз те, кто входит в 1%, пробьются и сами, даже и в условиях полного отсутствия хоть сколько-нибудь системной работы с ними. "Сириус" и организованные по его модели региональные центры очень нужны, в первую очередь, для выявления и поддержки именно тех детей, которые сами всему научиться не могут и поддержки на местах не имеют - они, возвращаясь со смены, уже продолжают заниматься самостоятельно, под дистанционным контролем опытных преподавателей из других регионов.
И это очень здорово и правильно. При этом, как я понял, в отборе учитывается, какие возможности есть у региона, то есть при прочих равных на смену возьмут ребёнка, у которого меньше шансов получить те же знания дома. Из столиц на математические смены вообще не берут: в Санкт-Петербурге каждая система, а в Москве - каждая топ-школа, ежегодно выезжает в собственный летний лагерь. Правда, это всё, как правило, происходит за родительский счёт, тогда как тот же "Сириус" оплачивает школьникам и проживание, и дорогу, но почему-то у нас в стране традиционно считается, что небогатые петербуржцы и москвичи должны винить в своих бедах сами себя, тогда как провинциальным жителям помогать - это хорошо и правильно.
Другая важнейшая функция центра "Сириус" - это ещё и программы повышения квалификации учителей. Мне довелось побывать на трёх, пока не ввели строгое правило недопуска тех, кто ранее бывал на прежних программах. Разумеется, я ездил туда, главным образом, отдохнуть и познакомиться с крутыми людьми, но даже для меня на этих программах попадалось что-то новое и интересное. А уж для учителей провинциальных, для которых слово "олимпиада" - синоним слова "магия", звучало огромное количество полезных идей для саморазвития.
Почему важно учить учителей работать с талантами? Россия огромна, и кружков на все города и веси не напасёшься. Талантливый ребёнок может появиться на свет "и в столице, и в глуши" - важно, чтобы школьный учитель и в провинции умел а) распознать талант; б) не угробить талант. Потому что "по дефолту", как говорят мои ровесники-программисты, учитель как раз нацелен на то, чтобы губить таланты. В его системе это заложено. И без внешнего воздействия этого не изменить.
Более того, я всеми руками и ногами поддерживаю идею проведения таких же программ в региональных центрах, причём чем чаще - тем лучше. По слухам, в Санкт-Петербурге (точнее, формально, всё же в Ленинградской области, на базе нашего ЗЦДЮТ "Зеркальный") должен появиться подобный центр, отвечающий за повышение квалификации учителей Северо-Запада. А в некоторых регионах подобные центры уже давно работают. И только так, через обучение учителей, можно принести свет учения в массы.
Хотя, конечно, тут ещё надо помнить, что было бы кого учить - если учителя из школ продолжат убегать столь же стремительно, как в последние несколько лет, то скоро повышать квалификацию в таких центрах станет буквально некому. Но вот если вопрос с *хоть какими-то* кадрами будет решён, то их обучение станет решающим вопросом. И тогда уже налаженная система программ повышения квалификации придётся как нельзя кстати.
"Сириус" поздравляем с днём рождения, желаем ему долгих лет существования и регулярного открытия новых талантов со всей земли Русской. И, конечно, всех прочих благ, включая и запуск единого образовательного кластера "от детского сада до университета", и особую экономическую зону - и чтобы транспортные проблемы в окрестностях решались, а то соседний с Сириусом Адлер - это одна сплошная пробка...
Но это уже - совершенно другая история.