Кузя
Надеюсь, понятно из повествования, что я всю жизнь в основном с собаками общался. Кошек у меня не было, кот был только у мамы и довольно недолго. Моё отношение к котам было сдержанным. То есть, понятно, что это живое существо, и оно заслуживает любви, но... вот эта независимость кошек меня смущала. Кот, который гуляет сам по себе. А мне нравилась собачья любовь, когда тебя любят просто за то, что ты — это ты. В общем, кота заводить я не собирался.
Но тут произошла встреча с Кузей. Кузя — сибирский кот, причём уже не молодой совсем, даже можно сказать пожилой. Когда мы встретились, Кузе было лет пятнадцать. Но он был вполне себе бодрый, подвижный и очень умный. Кузя не любил незнакомцев, обычно, увидев незнакомых, уходил и прятался. Неизвестно же чего от них ждать. Кузя был строг и очень избирателен в знакомствах. Меня предупредили, что кот не особо гостеприимный. Но я и не рассчитывал на кошачье гостеприимство. Тогда ещё я на кошек не обращал специального внимания.
А происходило всё так: вхожу, вижу кота, очень крупного, с густой шерстью, кот видит меня. Я прохожу на кухню, сажусь на табуретку, и тут подходит кот и запрыгивает мне на руки. Устраивается поудобнее и замирает. Я понимаю, что уходить с моих рук он не собирается. Но ведь я же тот самый незнакомец! Почему же он не уходит, не прячется? Почему вдруг такое доверие? На самом деле, непонятно почему, но встретил меня Кузя так, будто мы с ним давно знакомы и находимся в крепкой мужской дружбе. Это было удивительно! Сердце моё дрогнуло, ведь я ничем не мог заслужить такое безоговорочное доверие пожилого кота. А он улёгся у меня на руках, как будто тысячу раз так лежал. Он был уверен, что я его не спихну, не сброшу, не прогоню. Откуда такая уверенность?
Конечно же, я Кузю не прогнал и не спихнул. Я сидел с ним на руках, поглаживал его шерсть, ощущал его тепло, и мне было так приятно, что вот этот кот, который видит меня впервые в жизни, вдруг решает, что я его друг и что мне можно доверять. В тот вечер произошло первое кошачье вторжение в моё сердце, с него и началась моя любовь к кошкам. После этого мы с Кузей регулярно встречались, и каждый раз кот, громко топая, радостно выбегал меня встречать. Я никогда не видел, чтобы кошки выбегали кого-то радостно встречать. Обычно, это свойственно собакам. Но Кузя был необычный кот, он вообще многое делал не так, как другие его собратья.
А потом, в силу особых обстоятельств, Кузю мы взяли к себе. И он стал первым котом в моей жизни, который поселился у меня. Как и положено, первые дни Кузя очень осторожно осваивал новую территорию. Но вскоре убедился, что бояться нечего, никаких врагов кошачьих здесь нет и можно расслабиться. Имя у Кузи совершенно ему не подходило, он был такой аристократ. Гордый, брезгливый, высокомерный — и вдруг Кузя. Ну никак не сочеталось с ним это простецкое имечко! Но из песни слов не выкинешь, Кузя всю жизнь это имя носил.
Он прожил с нами полтора года, и, кажется, ему было хорошо. Он получил всё то, что очень любил: свой стул на кухне, на который он запрыгивал и оказывался за столом вместе со всеми, и свой домик, сложенный из больших пуфиков от дивана, куда он уходил спать или просто полежать и подумать. Почему-то для Кузи было очень важно иметь на всей этой территории, которая и так была вся его, своё изолированное место, где он мог уединиться, побыть в одиночестве, и чтобы его никто не беспокоил.
Наша дружба с Кузей крепла с каждым днём, кот даже меня лечил иногда. Как-то прихватило поясницу так, что ни сесть, ни встать, только если лечь, что я и попытался сделать. Когда ложился на диван, застонал от боли. И тотчас из своего домика выскочил Кузя, запрыгул ко мне и начал безошибочно вылизывать болевшее место. Язык у Кузи был как кусок наждачки, я почувствал, что кожа от его вылизываний просто запылала. А потом Кузя лёг рядом, прижавшись ко мне, и боль из поясницы ушла. Это был один из сеансов лечения от кота.
Кузя был такой медлительный, как истинный кот. Зовёшь его, а он приходит не сразу, а минуты через три или даже пять. А мог и вообще не появиться если не считал твой зов важным. Забавно было, как Кузя приходил поласкаться, он как бы одаривал тебя привилегией погладить этого потрясающего кота. Приходил, располагался рядом с тобой, ты его начинал гладить, он урчал, как трактор. Но потом вдруг вставал и уходил, типа, ну всё, хватит, пора по делам. У Кузи в его возрасте болели почки. Мы ему давали таблетки, которые прописал ветеринар. Кузя за приёмом таблеток ревностно следил, видимо, понимал, что они ему нужны. Каждый вечер в 22.00 он появлялся на кухне и присаживался ждать, когда вспомнят и дадут таблетку, и когда давали, покорно лекарство проглатывал.
Когда Кузе исполнилось семнадцать лет, ситуация со здоровьем стала ухудшаться. Мы боролись за жизнь питомца, возили в ветеринарку, там Кузе ставили капельницы. Это на какое-то время помогало. Но, видимо, срок его кошачьей жизни истекал. Очень это было тяжело. Мы искренне переживали, не отступали до последнего. Кузя был уже совсем плох, когда мы в последний раз привезли его в ветеринарку. Пока он был на капельнице, он был жив, но как только мы вышли из ветеринарки, Кузя что-то промяукал, повернулся, прикрылся хвостом и покинул нас. Мы поверить не могли, вернулись в клинику, наша врач подтвердила — Кузя нас покинул.
Мы привезли это тельце домой. Удивительно, я помню как мы с папой тащили мёртвого Тюбика, он был страшно тяжёлым, просто неподъёмным. А Кузя как будто легче стал, такой вдруг тонкий, хрупкий, невесомый. Мы его погрузили в сумку на молнии, всей семьёй отнесли в лес и похоронили. Копать было тяжело, шёл дождь, погода оплакивала нашего Кузю. Место, где покоится кот, отметили ленточкой, повязанной на ветку. Каждый год мы Кузю навещаем, и тогда вяжем новую ленточку на место старой.
Кимчи
После ухода Кузи я неожиданно ощутил пустоту, незаполненную пустоту в жизни. Похоже, кот значил для меня гораздо больше, чем я сам мог подумать и предположить. Казалось, вот сейчас он выскочит, как обычно, под ноги. Или пробежит неслышно к своим мискам. Всё время ощущалось, что он вроде как рядом, где-то здесь, просто я его не вижу. Очень не хватало Кузи, он такой был друг и так меня полюбил сразу же, с первого взгляда. Я всё время это помнил. В конце концов, родилась идея завести нового кота. Мы искали котёнка, родившегося в день Кузиного ухода. Почему-то это казалось таким важным, в этом для нас была кошачья преемственность — один ушёл, и в этот же день другой пришёл.
И мы нашли котёнка цвета кофе с молоком, рождённого как раз в тот самый день. Связались с хозяйкой, она раздавала совсем маленьких котят, всего трёх недель от роду. Брать такого крошечного котёнка рискованно, но мы были уверены, что справимся. Договорились, котёнка нам привезли, и вот он появился у меня руках, эта кроха с голубыми глазками, которые упорно смотрели в разные стороны. Как только я его взял, котик вцепился мне в майку и пополз куда-то вверх. Куда? Думаю, он и сам не знал. Но именно в этот момент я почувствовал, что вот он, мой кот, вот этот крохотный пушистый комочек, ползущий непонятно куда.
Так появился Кимчи. На выборе имени отразилось и увлечение корейской кухней, и Кореей вообще. Имя к котику приросло сразу же, очень подошло. Вырастить Кимчи было не так-то просто. Он сливался с цветом нашего пола в квартире, и из-за этого месяца четыре мы спали, не выключая свет — боялись наступить на котёнка, который постоянно вертелся под ногами. Кимчи рос очень активным, игривым, подвижным. Его страсть ползти вверх привела нас к мысли установить когтеточку от пола до потолка, мы её назвали деревом. Но только дерева оказалось мало, появилась ещё и полочка. Кимчи влезал по дереву на полочку, а с полочки перепрыгивал на шкаф, стоящий в коридоре. Это уже был маршрут.
Кимчи исполнилось пять лет. Крошечный пушистый комочек вырос в крупного накаченного кота, в три прыжка взлетающего на своё "дерево". Кимчи очень радует, хотя он и совсем не такой, как Кузя. Сделав свои дела, Кузя брезгливо выскакивал из лотка, отряхивая лапы. Кимчи тщательно зарывает всё так, что иногда просто вообще не видно, что в лотке что-то есть. Кузя ел то же, что и мы, Кимчи питается только сухим кошачьим кормом и какими-то специальными вкусняшками. Кузя громко урчал, чем очень нас радовал, Кимчи если и урчит, то совсем неслышно. То есть, Кузя урчал для нас, Кимчи урчит для себя. Кузе нужен был свой "домик", Кимчи может прилечь в любом удобном, а порой и неудобном месте в квартире, всё ему принадлежит. Кузя не стремился куда-то залезать, Кимчи излазил все поверхности, которые есть, даже на ширму запрыгивает и ложится там, хоть это и очень неудобно — приходится балансировать. В общем, отличия буквально по каждому пункту.
Тем не менее, Кимчи стал более чем достойной сменой, он действительно заполнил пустоту, образовавшуюся после ухода Кузи. Моё отношение к кошкам изменилось, надеюсь, что теперь я немного больше их понимаю. Дружбу кота, его любовь надо заслужить. Кот не будет любить тебя просто так, потому что ты — это ты. Кот должен убедиться, что тебе можно доверять, что ты не подведёшь и не предашь. Собаки простодушны, в этом тоже есть своё очарование. Коты более сложные создания, и их избирательность, их требовательность мне очень импонирует.
Если вам нравятся мои публикации, то вы можете поддержать меня любым переводом на карту Сбера, на ваше усмотрение. Номер моей карты - 5469 5900 1236 0478