Найти в Дзене
Рязанские ведомости

Очень ответственный редактор

Мы начинаем новую рубрику в газете «Рязанские ведомости». Называется она «Военкоры», посвящена рязанским журналистам, которым в годы Великой Отечественной войны довелось быть военными корреспондентами – на разных фронтах, в разных газетах. Сегодня наш герой – совершенно замечательный человек и журналист Николай Георгиевич Бочаров. О нем и его редакции можно написать книгу. Мы ограничимся газетным материалом, стараясь сосредоточиться на главном. Николай Георгиевич Бочаров всю войну, от Тулы до Кенигсберга, прошел с газетой 50-й армии «Разгромим врага». Можно сказать – повезло. Одна армия, одна газета, одна редакция. А на фронт он ушел в августе 1941-го по партийной мобилизации. То есть мог подождать, когда призовут – не всех журналистом мобилизовали сразу. Но Бочаров, за спиной которого уже была срочная армейская служба в середине 30-х, перетянул гимнастерку ремнем и отправился на запад, был назначен ответственным редактором газеты 50-й армии «Разгромим врага». Так тогда эта должность н

Мы начинаем новую рубрику в газете «Рязанские ведомости». Называется она «Военкоры», посвящена рязанским журналистам, которым в годы Великой Отечественной войны довелось быть военными корреспондентами – на разных фронтах, в разных газетах.

Сегодня наш герой – совершенно замечательный человек и журналист Николай Георгиевич Бочаров. О нем и его редакции можно написать книгу. Мы ограничимся газетным материалом, стараясь сосредоточиться на главном.

Николай Георгиевич Бочаров всю войну, от Тулы до Кенигсберга, прошел с газетой 50-й армии «Разгромим врага».

Можно сказать – повезло. Одна армия, одна газета, одна редакция. А на фронт он ушел в августе 1941-го по партийной мобилизации. То есть мог подождать, когда призовут – не всех журналистом мобилизовали сразу. Но Бочаров, за спиной которого уже была срочная армейская служба в середине 30-х, перетянул гимнастерку ремнем и отправился на запад, был назначен ответственным редактором газеты 50-й армии «Разгромим врага». Так тогда эта должность называлась.

50-я армия в составе Брянского фронта оказалась в тяжелейшей ситуации, в окружении. Из него выходила частями. Потом были бои за Тулу, которую фашистам все-таки не отдали. Газета печаталась в какой-то районной типографии и была для всех – военных и гражданского населения - надежным источником информации. Областная тульская редакция сгинула где-то во время эвакуации.

Это тогда несколько дней прорывался Бочаров на прием к только что назначенному командующему армией Ивану Васильевичу Болдину. Это с ним Бочаров пройдет дорогами войны до Кенигсберга, а пока редактора к начальству не пускали. Разговор состоялся суровый, мужской. Журналист объяснял командиру, что делают они фронте одно дело и должны быть в одной связке. А иначе как? Убедил. Обрел доверие к газете навсегда.

У Николая Бочарова были для серьезного разговора с командованием серьезные основания и большой жизненный опыт. Он начинал свою работу в Рязани железнодорожником и тогда уже писал в комсомольскую газету. А потом и редактировал газету рязанских железнодорожников под незатейливым названием «Регулятор», работал в «Ленинском пути» - газете Рязанского округа, в комсомольском «Сталинце». Даже в армии, в середине 30-х годов, занимался газетой. Только в самом начале 1941 года оказался Бочаров на партийной работе. Да вот война все расставила по местам.

-2

Армейская газета в те суровые дни начала войны – большой и серьезный коллектив: человек пятнадцать журналистов, типография, экспедиция. Сначала выпускали один номер газеты в неделю, потом начали выходить ежедневно. А это значит, материалы нужно собирать каждый день в войсках, на линии боев. Искать примеры героизма. Привлекать внимание к малейшим проявлениям подвига, стойкости, мужества. Их хватало, конечно, в трудные дни битвы под Москвой. Но их надо было увидеть, с людьми поговорить, сфотографировать…

Во всех наградных листах Бочарова писали о том, что он, редактор, регулярно лично бывает в боевых частях, в боевой обстановке ведет себя исключительно храбро и смело. Два первые года войны обошлись в его жизни без наград. В марте 1943-го редактор Николай Бочаров удостоен ордена Красной Звезды, через год – ордена Отечественной войны 2-й степени, в апреле победного 45-го награжден орденом Красного Знамени. А тут и медали подоспели – «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». Он их заслужил. В газете пользовался непререкаемым авторитетом, умел делать в ней все – от блокнота до макета. Не всегда и не всем из командиров газета «Разгромим врага» нравилась, могла и покритиковать за мешканье и промашки в боевой работе. Не оправдывался Бочаров – одно дело делаем.

-3

А еще был случай: не смогли в армию во время и в нужном количестве подвезти продовольствие. А это уже в Белоруссии случилось, леса кругом. И вот армейская газета призывает бойцов, отдыхающих от боев, пойти по грибы, набрать лесного мяса для полевых кухонь. Над Бочаровым посмеивались, грибным редактором прозвали. А командующий армией, все тот же Болдин, защитил и велел совету газеты последовать, да учиться готовить из грибов разные блюда. Накормили армию.

Выпускала редакция не только газетные номера, но и листовки с рассказами о героях. Прочитает боец такую листовку по себя, в кармане гимнастерки сбережет – не каждый день его героем называют. Свою газету в 50-й армии любили, уважали ее мнение, ждали каждый номер, чтобы прочитать и передать товарищу. А редактор, уже подполковник, за время войны воспитал, выпестовал такой коллектив редакции, с которым хоть в огонь, хоть в воду. Полную подшивку газеты, все фронтовые фотопленки после войны Николай Георгиевич привез домой и сохранил. Уже внуки его в 2012 году организовали в Рязани фотовыставку «Солдаты Победы», на которой было представлено фотонаследие газеты «Разгромим врага». Разгромили-таки супостата эти замечательные, простые люди, которые смотрят на нас с тех фотографий.

-4

А Николай Георгиевич после Победы так и остался в военной печати, редактировал несколько окружных газет, в том числе и самую известную и заслуженную газету Московского военного округа «Красный воин». И уже в послевоенные годы удостоен он еще двух боевых наград – медали «За боевые заслуги» и ордена Красной Звезды.

До той своей рязанской выставки Николай Георгиевич Бочаров не дожил, его не стало в 1973 году. Но в Рязани многие знали и помнят его сына Владлена Николаевича Бочарова. Я его тоже знала. Кажется, отец подарил ему не только необычное имя, но и характер.

Уместно ли начинать рассказ о военкорах времен Великой Отечественной с редактора? Думаю, уместно. Ведь во фронтовых условиях, на передке, все равны. И тогда, и теперь. Особенно, если занят важным для боевой работы делом.

Ирина Сизова

Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"!

Мы каждый день рассказываем о событиях, которые происходят в регионе, пишем о людях, которые меняют область к лучшему)

Присоединяйтесь к нашему каналу. Читайте материалы, пишите в комментариях отклики или ставьте лайки! Ваши поддержка и интерес очень важны!

Другие материалы автора:

#рязанские ведомости #рязань