Августин Блаженный предложил одну из самых глубоких и влиятельных концепций времени в истории философии, изложенную в XI книге своей "Исповеди". Согласно его взглядам, время началось одновременно с сотворением мира и не существовало ранее, поскольку оно неотделимо от изменений и движения, присущих материальному миру. Вечность Бога, напротив, неизменна и представляет собой "вечное настоящее" — состояние, лишённое прошлого и будущего. Бог пребывает вне времени, тогда как само время не является объективной реальностью; оно существует исключительно в сознании человека. Августин делит время на три аспекта, которые соответствуют трём актам души: прошлое обитает в памяти (memoria), настоящее — в сознательном внимании (intentio), а будущее — в ожидании (expectatio). Таким образом, время становится субъективной категорией, зависящей от человеческого восприятия. Единственный реальный момент — это настоящее, однако оно ускользает мгновение за мгновением, превращаясь в прошлое. Прошлое уже не суще